Приближается зимнее время, которое любимо во всех католических и православных странах, ибо сулит целую череду праздников. К сожалению, большинство наших читателей наверняка вышли из возраста невинности, когда декабрьские дни наполнены ожиданием подарков и все переживания заключаются лишь в беспокойстве о том, будет ли твое поведение в уходящем году расценено как достойное, ведь в противном случае испанские новогодние маги и волшебники принесут тебе всего лишь черный уголь. Не настоящий, а вполне сладкий и съедобный, но вы наверняка рассчитывали на большее. Увы, в Испании подарки достаются только тем, кто вел себя хорошо.
Лично мне в далеком советском детстве как-то раз перепала целая железная дорога со станцией и двумя локомотивами производства Германской Демократической Республики – мечта любого советского ребенка. Надо думать, в этот год мое поведение было безупречным. Как бы безнадежно не выглядело наше намерение в стотысячный раз поговорить о новогодних праздниках и обнаружить что-то новое на этом старом пути – давайте попробуем.
Лично мне в далеком советском детстве как-то раз перепала целая железная дорога со станцией и двумя локомотивами производства Германской Демократической Республики – мечта любого советского ребенка. Надо думать, в этот год мое поведение было безупречным. Как бы безнадежно не выглядело наше намерение в стотысячный раз поговорить о новогодних праздниках и обнаружить что-то новое на этом старом пути – давайте попробуем.
О каких праздниках идет речь? Праздник первый: Сочельник и Рождество
24 декабря вечером и ночью отмечается NocheBuena, а на следующий день, собственно, Navidad. В эту ночь речь идет о празднике для всех верующих, ибо это день рождения Иисуса Христа. Почему же праздников не один, а много? Да очень просто: для верующих внимания заслуживают по крайней мере четыре события – рождение Христа, принесение волхвами даров, счастливое спасение жизни младенца от преследований Ирода и, наконец, крещение Христа.
То есть сейчас все это можно и нужно праздновать всему христианскому миру. А вот две тысячи лет назад общественно-политическая ситуация в Иудейском царстве-государстве была сложной и настроения царили далеко не праздничные. Римская империя находилась в расцвете, давила авторитетом и насаждала свою культуру. Царь Ирод, пренебрегая интересами местного населения, проводил про римскую политику. Но, хорошо осведомленные иудеи знали и верили пророчеству: Правление Зверя (Ирод и римляне), падет, ибо придет Мессия.
Ведь обычному человеку с этим царящим вокруг безобразием было уже не справиться, – кроме борьбы за власть светскую (между патриотами, требовавшими отставки Ирода и ухода римлян, «центристами», добивавшимися автономии в рамках правления римлян, и полными конформистами, точнее карьеристами, которых римляне вполне устраивали), шла еще довольно жесткая борьба между многочисленными религиозными течениями. Поэтому сейчас, в Рождество мы единодушно и всем миром отмечаем Рождение Мессии, Спасителя, Бога и Сына Божьего, хотя в те времена, конечно, отношение к Христу было совсем не таким однозначным, о чем чуть ниже и позднее.
Сейчас Рождество это сугубо семейный праздник. Многие россияне, особенно в первые перестроечные годы, приезжали на Рождество в Европу и с удивлением замечали, что все подозрительно тихо и скромно, а большинство заведений и вовсе закрыты.
Увы, все закрывают свои магазины, офисы и рестораны и спешат домой, готовить праздничный ужин. Поскольку Рождество не обходится без бокала игристого вина «кава», то сейчас мы дадим слово Бруно Коломеро Марти, энологу Codorniu, чуть ли не самого знаменитого игристого вина в мире. Он рассказывает: «Раньше 24 декабря все шли в церковь и до полуночи ничего не ели. Зато потом все начинали много есть: сначала суп с пастой в форме ракушек. Утку, фаршированную сосисками, кедровыми орешками и сливами. На десерт – туррон. 25 декабря люди продолжали обедать». В Каталунии, родине кавы, праздник продолжается и 26 декабря, это день Святого Себастьяна. Конечно, все пьют много кавы в эти дни.
То есть сейчас все это можно и нужно праздновать всему христианскому миру. А вот две тысячи лет назад общественно-политическая ситуация в Иудейском царстве-государстве была сложной и настроения царили далеко не праздничные. Римская империя находилась в расцвете, давила авторитетом и насаждала свою культуру. Царь Ирод, пренебрегая интересами местного населения, проводил про римскую политику. Но, хорошо осведомленные иудеи знали и верили пророчеству: Правление Зверя (Ирод и римляне), падет, ибо придет Мессия.
Ведь обычному человеку с этим царящим вокруг безобразием было уже не справиться, – кроме борьбы за власть светскую (между патриотами, требовавшими отставки Ирода и ухода римлян, «центристами», добивавшимися автономии в рамках правления римлян, и полными конформистами, точнее карьеристами, которых римляне вполне устраивали), шла еще довольно жесткая борьба между многочисленными религиозными течениями. Поэтому сейчас, в Рождество мы единодушно и всем миром отмечаем Рождение Мессии, Спасителя, Бога и Сына Божьего, хотя в те времена, конечно, отношение к Христу было совсем не таким однозначным, о чем чуть ниже и позднее.
Сейчас Рождество это сугубо семейный праздник. Многие россияне, особенно в первые перестроечные годы, приезжали на Рождество в Европу и с удивлением замечали, что все подозрительно тихо и скромно, а большинство заведений и вовсе закрыты.
Увы, все закрывают свои магазины, офисы и рестораны и спешат домой, готовить праздничный ужин. Поскольку Рождество не обходится без бокала игристого вина «кава», то сейчас мы дадим слово Бруно Коломеро Марти, энологу Codorniu, чуть ли не самого знаменитого игристого вина в мире. Он рассказывает: «Раньше 24 декабря все шли в церковь и до полуночи ничего не ели. Зато потом все начинали много есть: сначала суп с пастой в форме ракушек. Утку, фаршированную сосисками, кедровыми орешками и сливами. На десерт – туррон. 25 декабря люди продолжали обедать». В Каталунии, родине кавы, праздник продолжается и 26 декабря, это день Святого Себастьяна. Конечно, все пьют много кавы в эти дни.
Лирическое отступление: что за «белены» такие
Даже далекие от религии люди могут припомнить сцену из сериала про мистера Бина, где он увлеченно манипулирует кукольными фигурками Христа и Волхвов, воспроизводя на свой лад библейские сцены, пока не появляется фигурка «полицейского», чтобы призвать мистера Бина к порядку. Вот эти кукольные театры, трехмерные изображения обстоятельств рождения Христа и есть Белены (belen).
Русские слова, описывающие эту тему, звучат как «белен» и «вертеп». Первое слово напоминает о дурман-траве «белене» с ударением на последнем слоге и французском тканом «гобелене», второе – и вовсе приобрело отрицательный оттенок. Давайте разберемся.
Токсичную и страшно ядовитую траву белену с беловатыми листьями сразу вычеркиваем: это слово имеет индоевропейские корни, такие же, как у слова белый и это вообще не наш случай.
А вот все остальное оказалось напрямую связано: родители Иисуса в Вифлееме не нашли в гостинице свободное место и Христос родился в пещере. «Вертеп» и есть древнее слово, обозначающее убежище, пещеру и, впоследствии, – «святой вертеп» постоянно в миниатюре и при помощи театра кукол каждый год воспроизводил сцену Рождества в Вифлееме. А слово Belen произошло как раз от названия городка Вифлеем (Bet'Lehem). Слово это теперь живет в названиях десятков городов по всему миру и обозначает эти самые рождественские театральные постановки. Фигурки делают разного размера и из разных материалов. В Севилье и Кордобе каждый год устраивают «живые» белены, с участием детей. Художники авангардисты делают авангардные белены, кондитеры – съедобные.
Слово гобелен я тоже было вычеркнул, как не имеющее к нашему случаю отношение, узнав, что оно произошло от фамилии Жиля Гобелена (Gobelin), красильщика тканей из французского Реймса. Но вот что удивительно: фамилия эта оказалась нормандского происхождения, от слова «gobe», а это на нормандском – все та же пещера и все тот же вертеп, убежище, которое понадобилось Иисусу для Рождения. Любителям фэнтези может показаться забавным, что в этих самых «gobe», кроме Святого Семейства, обитают и так называемые «гоблины», сказочные дети пещер.
Упомянутая мною мечта советского ребенка получить в подарок на Новый Год железную дорогу, этот сказочный и желанный кукольный мир со станциями, деревьями, вагонами и паровозиками становится теперь гораздо понятнее: ведь этот набор железной дороги, по сути, и представлял собой своеобразный кукольный мир, макет мироздания и аналог «белена» для атеистов. Новогодний домашний театр. Сегодняшний мир Барби – история о том же.
Если вы из тех, кто считает, что в куклы играть – занятие для девчонок, то вот вам солидные факты и цифры: В Испанской Федерации Беленистов состоит 77 ассоциаций и более 15000 человек. Но каталонская, наваррская и многие региональные ассоциации туда не входят. То есть общее число участников наверняка не менее 100000 человек. Куклы от хороших фирм-производителей (их в стране более тридцати), могут стоить в районе 500 евро или даже дороже. Так что страна вполне серьезно занята беленами.
День Простака и его непростая связь с Рождеством
Следующим праздником у нас идет 28 декабря. Это день, когда испанцы подшучивают друг над другом: соль меняют с сахаром местами (обхохочешься!), по радио объявляют о свадьбе принцев с разными Золушками (главное, не умереть от зависти), а еще можно попросить в долг и не отдавать (вот это действительно смешно!). Ну и так далее.
День Простака с одной стороны очень похож на наш праздник 1 апреля. Но, с другой стороны, в Испании этот праздник несколько сложнее, ибо имеет два оттенка: и первый – религиозный, ни с какими шутками не связан.
Дело в том, что бдительный Ирод приказал убивать всех младенцев, рожденных в волшебную ночь, ибо другого способа вычислить Иисуса у него не было. Младенец счастливо спасся, избежав смерти при помощи волхвов, которые быстро разобрались в ситуации, поняли, что доверять Ироду нельзя, втерлись к нему в доверие и попросту обманули. Пообещали сотрудничество и лояльность Ироду, а на деле играли на стороне Младенца. Волхвы – «двойные агенты».
Впрочем, веселого в этой истории мало и в этот день верующие празднуют спасение Христа, но и оплакивают погибших младенцев-мучеников.
Есть и второй оттенок, который имеет этот праздник: «простак», а именно простой народ, празднует в этот день свою победу над богатыми правителями и властями. Разумеется, остальные 364 дня в году все происходит ровно наоборот. Но 28 декабря считается днем, когда главный – простой народ. Например, в городе Иби, недалеко от Валенсии, при помощи силы оружия (мука и яйца) «мятежный народ» захватывает мэра, начальника полиции и сборщика налогов города. Дальше проходят выборы нового мэра и правительства. Потом возможны разные повороты событий: контрреволюция или еще что-то не менее захватывающее.
Таким образом, люди напоминают властям, что незаменимых правителей нет и не стоит слишком уж заноситься перед народом и дурачить его.
День Простака с одной стороны очень похож на наш праздник 1 апреля. Но, с другой стороны, в Испании этот праздник несколько сложнее, ибо имеет два оттенка: и первый – религиозный, ни с какими шутками не связан.
Дело в том, что бдительный Ирод приказал убивать всех младенцев, рожденных в волшебную ночь, ибо другого способа вычислить Иисуса у него не было. Младенец счастливо спасся, избежав смерти при помощи волхвов, которые быстро разобрались в ситуации, поняли, что доверять Ироду нельзя, втерлись к нему в доверие и попросту обманули. Пообещали сотрудничество и лояльность Ироду, а на деле играли на стороне Младенца. Волхвы – «двойные агенты».
Впрочем, веселого в этой истории мало и в этот день верующие празднуют спасение Христа, но и оплакивают погибших младенцев-мучеников.
Есть и второй оттенок, который имеет этот праздник: «простак», а именно простой народ, празднует в этот день свою победу над богатыми правителями и властями. Разумеется, остальные 364 дня в году все происходит ровно наоборот. Но 28 декабря считается днем, когда главный – простой народ. Например, в городе Иби, недалеко от Валенсии, при помощи силы оружия (мука и яйца) «мятежный народ» захватывает мэра, начальника полиции и сборщика налогов города. Дальше проходят выборы нового мэра и правительства. Потом возможны разные повороты событий: контрреволюция или еще что-то не менее захватывающее.
Таким образом, люди напоминают властям, что незаменимых правителей нет и не стоит слишком уж заноситься перед народом и дурачить его.
Новый год
Шумные корпоративы, «девичники», сборы всяких клубов по увлечениям – все это тоже происходит перед новым годом, но особого национального колорита в этих загулах не усматривается. Люди отдыхают. Продолжают пить много кавы.
И вот наступает Noche Vieja. В этот день испанцы, в отличие от Рождества, не хотят сидеть дома и рады куда-то выйти: в ресторан, в гости или просто погулять по украшенным улицам. Музыка, танцы, фейерверки и дискотеки. Вы скажете: как у всех. Отлично, давайте о том, что не как у всех.
Конечно, раньше было проще и воздух свободы в Испании пьянил: обильные возлияния спиртным не являлись помехой для того, чтобы сесть за руль и доставить себя домой. Добрый полицейский разделял ваши эмоции и отпускал с миром.
В наше скучное время от этих старых и милых привычек приходится избавляться. Полицейские стали злее, мир – суровее. Поэтому, выбирая ресторан, вам придется учитывать расстояние до дома: такси в Испании недешевое, водители – не самые пунктуальные, а в новогоднюю ночь особенно трудно рассчитывать на чью-либо обязательность.
Раньше нам было интересно выбираться за город и одну из первых наших новогодних ночей мы встретили в ресторане La Finca (г. Эльче, шеф Суси Диас, звезда Мишлен).
Так любят встречать новый год приличные испанцы: приятное место за городом, красивый сад, почти все друг друга знают, хорошая еда, отличные кава и шампанское. В момент боя часов вам надо съесть двенадцать виноградинок и успеть загадать двенадцать желаний. Это не так просто, как кажется. Зато после этого вы будете вознаграждены тем хороводом объятий и поцелуев, которыми вас окружат испанцы: они, как ансамбль «Березка», – плавно будут проплывать мимо вас по очереди, дружески похлопывая по плечу и пожимая руку (мужчины), и обнимая и целуя (женщины). И вы сами, как в детской игре «Ручеек», не заметите, как включитесь в эту игру и будете обниматься и целоваться со всеми. Такая история потом повторялась, – не каждый год и не в любом ресторане, но в «La Finca» мы были на Новый год не один раз и всегда с хороводами объятий.
Кроме традиции отмечать 31 декабря вне дома, двенадцати виноградинок с загадыванием желаний и всеобщими объятиями, есть еще пара примет вроде той, что рекомендует на новогоднюю ночь надевать красное нижнее белье, чтобы приманить деньги и удачу.
А кроме традиционного и международного Деда Мороза (он же Санта Клаус, Папа Ноэль и так далее) есть еще всевозможные Деды Морозы местного разлива. У каталонцев есть Caga Tio, что-то вроде забавного бревна с человеческим лицом, в провинции Бискайя обитают загадочные лесные существа Iratxoak, в Галисии есть свой Apalpador, в Кантабрии – дровосек Esteru. Самым известным, наверное, является баскский угольщик Olentzero. Это такой простой рабочий человек, с фляжкой вина и подарками для детей.
Если вдуматься, то его история полностью повторяет историю Христа, то есть по сути Олентцеро – это такой демократичный Христос для народа: во-первых, тайна рождения Олентцеро скрыта, как и тайна рождения Христа – фея нашла его в лесу и принесла приемным родителям. Он работал угольщиком, делал игрушки из древесины и дарил их детям. При пожаре, спасая детей, погиб. Но, подобно Христу, был воскрешен все той же феей и по-прежнему каждый год, на Рождество, оставляет детям подарки на подоконниках.
И вот наступает Noche Vieja. В этот день испанцы, в отличие от Рождества, не хотят сидеть дома и рады куда-то выйти: в ресторан, в гости или просто погулять по украшенным улицам. Музыка, танцы, фейерверки и дискотеки. Вы скажете: как у всех. Отлично, давайте о том, что не как у всех.
Конечно, раньше было проще и воздух свободы в Испании пьянил: обильные возлияния спиртным не являлись помехой для того, чтобы сесть за руль и доставить себя домой. Добрый полицейский разделял ваши эмоции и отпускал с миром.
В наше скучное время от этих старых и милых привычек приходится избавляться. Полицейские стали злее, мир – суровее. Поэтому, выбирая ресторан, вам придется учитывать расстояние до дома: такси в Испании недешевое, водители – не самые пунктуальные, а в новогоднюю ночь особенно трудно рассчитывать на чью-либо обязательность.
Раньше нам было интересно выбираться за город и одну из первых наших новогодних ночей мы встретили в ресторане La Finca (г. Эльче, шеф Суси Диас, звезда Мишлен).
Так любят встречать новый год приличные испанцы: приятное место за городом, красивый сад, почти все друг друга знают, хорошая еда, отличные кава и шампанское. В момент боя часов вам надо съесть двенадцать виноградинок и успеть загадать двенадцать желаний. Это не так просто, как кажется. Зато после этого вы будете вознаграждены тем хороводом объятий и поцелуев, которыми вас окружат испанцы: они, как ансамбль «Березка», – плавно будут проплывать мимо вас по очереди, дружески похлопывая по плечу и пожимая руку (мужчины), и обнимая и целуя (женщины). И вы сами, как в детской игре «Ручеек», не заметите, как включитесь в эту игру и будете обниматься и целоваться со всеми. Такая история потом повторялась, – не каждый год и не в любом ресторане, но в «La Finca» мы были на Новый год не один раз и всегда с хороводами объятий.
Кроме традиции отмечать 31 декабря вне дома, двенадцати виноградинок с загадыванием желаний и всеобщими объятиями, есть еще пара примет вроде той, что рекомендует на новогоднюю ночь надевать красное нижнее белье, чтобы приманить деньги и удачу.
А кроме традиционного и международного Деда Мороза (он же Санта Клаус, Папа Ноэль и так далее) есть еще всевозможные Деды Морозы местного разлива. У каталонцев есть Caga Tio, что-то вроде забавного бревна с человеческим лицом, в провинции Бискайя обитают загадочные лесные существа Iratxoak, в Галисии есть свой Apalpador, в Кантабрии – дровосек Esteru. Самым известным, наверное, является баскский угольщик Olentzero. Это такой простой рабочий человек, с фляжкой вина и подарками для детей.
Если вдуматься, то его история полностью повторяет историю Христа, то есть по сути Олентцеро – это такой демократичный Христос для народа: во-первых, тайна рождения Олентцеро скрыта, как и тайна рождения Христа – фея нашла его в лесу и принесла приемным родителям. Он работал угольщиком, делал игрушки из древесины и дарил их детям. При пожаре, спасая детей, погиб. Но, подобно Христу, был воскрешен все той же феей и по-прежнему каждый год, на Рождество, оставляет детям подарки на подоконниках.
Дары волхвов. Праздник 5 и 6 января: El Dia de los Reyes Magos. День Королей или Магов
Вообще, испанцы очень сдержанно относятся к подаркам. Есть среди них люди, которые очень любят дарить подарки, но таких не много и считается вполне нормальным принести в подарок просто бутылку недорогого, но приличного вина, даже если повод для подарка очень значительный, например, юбилей или серебряная свадьба. У россиян принято на подарок потратиться. У нас часто стоимость букета, который даже еще не сам подарок, а лишь прелюдия к нему, – может в несколько раз превышать то, что рациональный европеец выделяет на все мероприятие, включая такси на обратную дорогу.
Один мой друг, шутя, говорил, приглашая на свой день рождения: «Не беспокойтесь о подарке, подарок может быть любым». После небольшой паузы добавлял: «Главное – дорогим!». Конечно, это произносилось в шутку, но вот однажды я наблюдал кабинет одного руководителя строительного треста после его юбилея: просто музей какой-то, смесь Эрмитажа и Смоленского Пассажа.
Для новогодних дней испанцы делают исключение и подарков покупают много.
Рост экономики оценивают по выручке магазинов перед 31 декабря и 5 января.
А что же подарили волхвы Иисусу и откуда вообще они взялись в Вифлееме?
Мы с вами уже знаем, что не все в Иудее были рады рождению Мессии. Ирод ради сохранения власти готов был убивать всех младенцев в Вифлееме, а во властных структурах намечался раскол. Приход Волхвов был необходим Иисусу. Это, в переводе на современный язык, что-то вроде прибытия гарнизона международных сил ООН, отправленного, чтобы поддержать молодую оппозицию.
Поэтому экспедиция жрецов-язычников с щедрыми дарами, причем с четким международным резонансом пришлась как нельзя более кстати. Волхвы или маги (восточные жрецы), прибыли с Востока и принесли чудо-мальчику подарки, несколько более щедрые, чем те, которые смогли сделать местные пастухи. Ну и придали событию, как я уже говорил, совсем другой, международный размах. Сначала считалось, что волхвов было много. Блаженный Августин упоминает о двенадцати. Но основных даров было три, волхвы прибыли с трех разных материков. И последующие историки Церкви в своих писаниях дали имена трем дарителям, которые и вошли в канон сказки о трех Магах или Королях.
Итак, с золотом в качестве подарка прибыл Мельхиор, олицетворяющий по виду и возрасту успешную зрелость и Европу как континент. Золото намекало на особое, царское происхождение Иисуса. От древней Азии приехал Гаспар, почти старик с черной бородой, лукавый восточный маг, с ладаном в качестве подарка. Ладан был отсылкой к церкви и указывал на божественное происхождение младенца. И, наконец, третьим с ними прибыл Бальтазар, представитель молодого африканского континента. Его подарок мирра или смирна (благовоние для покойников), указывал на смертную природу всего сущего и напоминал о бренности всех и всего на Земле. Имя Мельхиор обозначает на иврите «король света» и нам больше знакомо по слову «мельхиор», он привез сокровище. Гаспар произошло от персидского «Kansbar» и его приблизительно можно перевести как «хранитель». А Бальтазар – это «Bel'Sar-Utsor» или «хранитель короля, благословенный Богом». То есть Гаспар и Бальтазар – два телохранителя, которые прибыли защищать и охранять Иисуса и привезенное ими и Мельхиором сокровище.
Знание древних религиозных сказаний, как бы их не трактовать, имеет явный смысл и в современных условиях: ведь тут заложены очевидные идеи, которые обычные люди в жизни недооценивают и мало берут в расчет. Что добру тоже нужны кулаки, материальная помощь и международная поддержка извне. Что сокровище мало передать, надо помочь его защитить. Что богатство мало приобрести, важнее его сохранить.
Вот как раз прибытие трех Королей или Магов и отмечают в Испании 6 января. Дети ждут своих подарков и зрелищ, шествий и спектаклей – самых разнообразных.
Один мой друг, шутя, говорил, приглашая на свой день рождения: «Не беспокойтесь о подарке, подарок может быть любым». После небольшой паузы добавлял: «Главное – дорогим!». Конечно, это произносилось в шутку, но вот однажды я наблюдал кабинет одного руководителя строительного треста после его юбилея: просто музей какой-то, смесь Эрмитажа и Смоленского Пассажа.
Для новогодних дней испанцы делают исключение и подарков покупают много.
Рост экономики оценивают по выручке магазинов перед 31 декабря и 5 января.
А что же подарили волхвы Иисусу и откуда вообще они взялись в Вифлееме?
Мы с вами уже знаем, что не все в Иудее были рады рождению Мессии. Ирод ради сохранения власти готов был убивать всех младенцев в Вифлееме, а во властных структурах намечался раскол. Приход Волхвов был необходим Иисусу. Это, в переводе на современный язык, что-то вроде прибытия гарнизона международных сил ООН, отправленного, чтобы поддержать молодую оппозицию.
Поэтому экспедиция жрецов-язычников с щедрыми дарами, причем с четким международным резонансом пришлась как нельзя более кстати. Волхвы или маги (восточные жрецы), прибыли с Востока и принесли чудо-мальчику подарки, несколько более щедрые, чем те, которые смогли сделать местные пастухи. Ну и придали событию, как я уже говорил, совсем другой, международный размах. Сначала считалось, что волхвов было много. Блаженный Августин упоминает о двенадцати. Но основных даров было три, волхвы прибыли с трех разных материков. И последующие историки Церкви в своих писаниях дали имена трем дарителям, которые и вошли в канон сказки о трех Магах или Королях.
Итак, с золотом в качестве подарка прибыл Мельхиор, олицетворяющий по виду и возрасту успешную зрелость и Европу как континент. Золото намекало на особое, царское происхождение Иисуса. От древней Азии приехал Гаспар, почти старик с черной бородой, лукавый восточный маг, с ладаном в качестве подарка. Ладан был отсылкой к церкви и указывал на божественное происхождение младенца. И, наконец, третьим с ними прибыл Бальтазар, представитель молодого африканского континента. Его подарок мирра или смирна (благовоние для покойников), указывал на смертную природу всего сущего и напоминал о бренности всех и всего на Земле. Имя Мельхиор обозначает на иврите «король света» и нам больше знакомо по слову «мельхиор», он привез сокровище. Гаспар произошло от персидского «Kansbar» и его приблизительно можно перевести как «хранитель». А Бальтазар – это «Bel'Sar-Utsor» или «хранитель короля, благословенный Богом». То есть Гаспар и Бальтазар – два телохранителя, которые прибыли защищать и охранять Иисуса и привезенное ими и Мельхиором сокровище.
Знание древних религиозных сказаний, как бы их не трактовать, имеет явный смысл и в современных условиях: ведь тут заложены очевидные идеи, которые обычные люди в жизни недооценивают и мало берут в расчет. Что добру тоже нужны кулаки, материальная помощь и международная поддержка извне. Что сокровище мало передать, надо помочь его защитить. Что богатство мало приобрести, важнее его сохранить.
Вот как раз прибытие трех Королей или Магов и отмечают в Испании 6 января. Дети ждут своих подарков и зрелищ, шествий и спектаклей – самых разнообразных.
Заключение
Как всегда, попробуем в заключение, в качестве бонуса тем двум или трем терпеливым читателям, которые добрались до финала наших заметок, рассказать что-нибудь смешное или хотя бы забавное. Хотя праздники Нового года и Рождества начинаются по всей стране 24 декабря, есть довольно многочисленная группа людей, которые по одной важной причине начинает новогодний загул на два дня раньше. Дело в том, что в Испании 22 декабря проводится El Gordo de Navidad, Национальная Лотерея, где дети вытаскивают деревянные шары с выигрышными номерами. Зрелище не самое увлекательное, все очень неторопливо и обстоятельно, если не сказать – скучно, но, разумеется, не для тех, кто оказывается в выигрыше.
Эта лотерея одна из самых старых в мире, она проводится с 1812 года. В Испании шли гражданские войны, переносились столицы, к власти приходили диктаторы, Олимпиады и прочие праздники отменялись – но только не Национальная Новогодняя Лотерея. Билеты недешевые, но и выигрыши могут быть очень велики. К тому же, в Испании принято разделять билеты с коллегами и родственниками. Можно просто расписаться на билете и войти в долю. Причем выигрыш идет сериями, продающимися территориально, поэтому большинство победителей оказываются живущими по соседству. Часто победивший покупает BMW, дом, магазин или ресторан. А люди с теневыми и нетрудовыми доходами распускают слух, что они выиграли в лотерею, чтобы не вызывать зависть соседей и внимание налоговиков.
Ведь победитель в лотерею – любимец небес и, если уж ему и завидовать, то только белой завистью. До новых встреч и веселых вам праздников!
Эта лотерея одна из самых старых в мире, она проводится с 1812 года. В Испании шли гражданские войны, переносились столицы, к власти приходили диктаторы, Олимпиады и прочие праздники отменялись – но только не Национальная Новогодняя Лотерея. Билеты недешевые, но и выигрыши могут быть очень велики. К тому же, в Испании принято разделять билеты с коллегами и родственниками. Можно просто расписаться на билете и войти в долю. Причем выигрыш идет сериями, продающимися территориально, поэтому большинство победителей оказываются живущими по соседству. Часто победивший покупает BMW, дом, магазин или ресторан. А люди с теневыми и нетрудовыми доходами распускают слух, что они выиграли в лотерею, чтобы не вызывать зависть соседей и внимание налоговиков.
Ведь победитель в лотерею – любимец небес и, если уж ему и завидовать, то только белой завистью. До новых встреч и веселых вам праздников!
Автор статьи - Дмитрий Кесадов.
Об авторе: Дмитрий Кесадов много лет живет в Испании. Имеет образование энолога. Интересуется сам и старается заинтересовать читателей вопросами вина, виноделия, гастрономии, истории и культуры Испании.