Информация по разделам
- Кто такие современные испанцы. Национальный принцип: жить дружно, использовать лучшее из разных культур
- Об уважительном отношении. Меньше лицемерия, больше искреннего чувства
- Поддержка слабого и «Слабый» с большой буквы
- Миф о том, что испанцы слишком консервативны и забюрократизированы
- Сходство с русским характером
- Заключение. Пора летнего отдыха
После нескольких месяцев нашего общения на тему испанского вина и гастрономии самое время опять сделать шаг в сторону и второй раз отойти от основной темы. Первый раз мы сделали это ради Чемпионата Мира 2018 года по футболу в России, чтобы написать о спорте и футболе в Испании. А сегодня мы сделаем это потому, что наш ресурс дает информацию о недвижимости, культуре, даже о вине и гастрономии Испании, но жить и общаться вам придется все-таки преимущественно с людьми, а не с бутылками, хотя окончательное решение в этом вопросе, конечно, за вами.
Есть общеизвестные вещи, я их прямо сейчас перечислю: «В Испании приятно жить и отдыхать, потому что испанцы — очень открытые и дружелюбные люди. В Испании очень комфортно детям, старикам, инвалидам и всем, кому требуется особое и терпеливое внимание со стороны общества. В Испании очень серьезное отношение к безопасности, поэтому стабильно работают силовые структуры и страховые организации. В Испании довольно неплохая медицина и внимательное отношение к собственным гражданам и к туристам». Эти наблюдения и простые истины вроде бы известны всем, но давайте копнем поглубже и попробуем взглянуть на эти бытовые открытия с культурной точки зрения.
Все наблюдения, которые последуют ниже, носят сугубо личный характер и базируются на личном опыте, который, как известно, может сильно различаться. Ну и, как всегда, мы привлечем «тяжелую артиллерию» в форме реальных примеров из истории Испании.
Есть общеизвестные вещи, я их прямо сейчас перечислю: «В Испании приятно жить и отдыхать, потому что испанцы — очень открытые и дружелюбные люди. В Испании очень комфортно детям, старикам, инвалидам и всем, кому требуется особое и терпеливое внимание со стороны общества. В Испании очень серьезное отношение к безопасности, поэтому стабильно работают силовые структуры и страховые организации. В Испании довольно неплохая медицина и внимательное отношение к собственным гражданам и к туристам». Эти наблюдения и простые истины вроде бы известны всем, но давайте копнем поглубже и попробуем взглянуть на эти бытовые открытия с культурной точки зрения.
Все наблюдения, которые последуют ниже, носят сугубо личный характер и базируются на личном опыте, который, как известно, может сильно различаться. Ну и, как всегда, мы привлечем «тяжелую артиллерию» в форме реальных примеров из истории Испании.
Кто такие современные испанцы. Национальный принцип: жить дружно, использовать лучшее из разных культур
Баски хотят быть независимыми, Каталония и Барселона бунтуют и требуют отделения, Конгресс возвращает евреев в Испанию как на их историческую родину, а мавры до сих пор чувствуют себя в Испании как дома. Все это не события давних веков, а актуальная хроника последнего десятилетия. Ну и что тут такого, скажете вы? Где в Европе или в мире не перемешались различные крови и культуры? Тюрки со славянами в России, потомки индейцев и европейцы в Америке — примеров огромное количество. Но в случае с Испанией есть ряд особенностей, которые мы сейчас попробуем выделить и, полагаю, это поможет нам лучше понять современных испанцев.
Во-первых, и потомки арабов, и потомки иберов, и наследники евреев-иудеев и правнуки католических королей — все считают Испанию своей родиной. И все имеют к тому веские основания: евреи, финикийцы, карфагеняне, арабы приплывали в Испанию в незапамятные времена, строили колонии и города, которые существуют до сих пор. И не как мертвые памятники старине, а как живые современные города. То же самое можно сказать о римлянах, иберах и басках. Особенностью же этого исторического «братства народов» и культур можно считать равноправие, толерантность, уважительное отношение к правам всех этих упомянутых народов. Это позволяло испанцам впитывать лучшее из каждой культуры, а не уничтожать его. Ну, давайте спросим у ирландца, как он оценивает участие Англии в их национальной истории: завоевание, уничтожение и взятие в рабство ирландского народа, полное подчинение. Таков будет ответ. Давайте спросим у узбеков и других наследников великой тюркской истории – каково отношение на территории современной России к роли и истории этого народа: полное переписывание истории, принижение величия и роли тюркского народа в мировой истории, геноцид. Таков будет ответ. В Испании ситуация несколько иная.
Один из самых традиционных праздников – День Мавров и Христиан. Все вместе шествуют и ликуют. По настроению это больше всего напоминает день испано-арабской дружбы, что несколько озадачивает наших соотечественников, привыкших праздновать и отмечать победу над татарами, французами и немцами, а не брататься с их потомками. Конечно, и в Испании был период перекосов. Католицизм, успехи Кастилии в войне с маврами, эпоха великих географических открытий привели к тому, что у кастильских дворян «снесло крышу» в пятнадцатом веке. Случилось головокружение от успехов в чистом виде. Началась борьба за «чистоту крови», мавров, иудеев и других поделили на «новокрещенных» и еретиков: первые могли остаться и ужиться с Великой Испанией, вторых травили и изгоняли. В 1492 году изгнали, в частности, евреев, не готовых отказаться от иудаизма. Но и эти победы и изгнания проходили постепенно, поэтапно и с многочисленными оговорками. И даже неправильные и поспешные решения часто шли на пользу Испании. Например, есть любопытная теория, что расцвет культуры Испании в области театра и литературы связан как раз с тем, что новокрещенным евреям не было места при дворе и в большой политике, и они искали новые точки приложения сил. Новокрещенными евреями были знаменитый поэт Луис де Гонгора и даже Мигель Сервантес, автор «Дон Кихота», хотя тут мнения историков расходятся.
Мы не сможем нарисовать полный психологический портрет испанца. Поэтому мы поговорим о тех чертах испанцев, которые важны именно с точки зрения иностранца, налаживающего свою жизнь и отношения с Испанией и испанцами. Чтобы завершить этот параграф о единстве множества культур и народов, заметим: внутри Испании валенсианец скажет, что он из Валенсии, каталонцы – из Каталонии, мадридцы будут madrilenos, а андалусийцы скажут, что они из Андалусии. Но за границей большинство из них скажут, что они испанцы.
Во-первых, и потомки арабов, и потомки иберов, и наследники евреев-иудеев и правнуки католических королей — все считают Испанию своей родиной. И все имеют к тому веские основания: евреи, финикийцы, карфагеняне, арабы приплывали в Испанию в незапамятные времена, строили колонии и города, которые существуют до сих пор. И не как мертвые памятники старине, а как живые современные города. То же самое можно сказать о римлянах, иберах и басках. Особенностью же этого исторического «братства народов» и культур можно считать равноправие, толерантность, уважительное отношение к правам всех этих упомянутых народов. Это позволяло испанцам впитывать лучшее из каждой культуры, а не уничтожать его. Ну, давайте спросим у ирландца, как он оценивает участие Англии в их национальной истории: завоевание, уничтожение и взятие в рабство ирландского народа, полное подчинение. Таков будет ответ. Давайте спросим у узбеков и других наследников великой тюркской истории – каково отношение на территории современной России к роли и истории этого народа: полное переписывание истории, принижение величия и роли тюркского народа в мировой истории, геноцид. Таков будет ответ. В Испании ситуация несколько иная.
Один из самых традиционных праздников – День Мавров и Христиан. Все вместе шествуют и ликуют. По настроению это больше всего напоминает день испано-арабской дружбы, что несколько озадачивает наших соотечественников, привыкших праздновать и отмечать победу над татарами, французами и немцами, а не брататься с их потомками. Конечно, и в Испании был период перекосов. Католицизм, успехи Кастилии в войне с маврами, эпоха великих географических открытий привели к тому, что у кастильских дворян «снесло крышу» в пятнадцатом веке. Случилось головокружение от успехов в чистом виде. Началась борьба за «чистоту крови», мавров, иудеев и других поделили на «новокрещенных» и еретиков: первые могли остаться и ужиться с Великой Испанией, вторых травили и изгоняли. В 1492 году изгнали, в частности, евреев, не готовых отказаться от иудаизма. Но и эти победы и изгнания проходили постепенно, поэтапно и с многочисленными оговорками. И даже неправильные и поспешные решения часто шли на пользу Испании. Например, есть любопытная теория, что расцвет культуры Испании в области театра и литературы связан как раз с тем, что новокрещенным евреям не было места при дворе и в большой политике, и они искали новые точки приложения сил. Новокрещенными евреями были знаменитый поэт Луис де Гонгора и даже Мигель Сервантес, автор «Дон Кихота», хотя тут мнения историков расходятся.
Мы не сможем нарисовать полный психологический портрет испанца. Поэтому мы поговорим о тех чертах испанцев, которые важны именно с точки зрения иностранца, налаживающего свою жизнь и отношения с Испанией и испанцами. Чтобы завершить этот параграф о единстве множества культур и народов, заметим: внутри Испании валенсианец скажет, что он из Валенсии, каталонцы – из Каталонии, мадридцы будут madrilenos, а андалусийцы скажут, что они из Андалусии. Но за границей большинство из них скажут, что они испанцы.
Король Испании Филипп VI
Об уважительном отношении. Меньше лицемерия, больше искреннего чувства
Я далек от того, чтобы идеализировать испанцев. Но лицемерия и двойных стандартов в их жизни немного. Я имею в виду, что люди часто предъявляют разные требования к себе и к окружающим. Ну, знаете, как бывает: если тебя обманул кто-то посторонний, то он — бездарь и мошенник. А вот если кого-то обманули вы сами — то это результат сложных обстоятельств, в которые вас угораздило попасть, и вы «подвели» человека, то есть ему просто не повезло. Примеров много. Испанцы тоже грешат этим, но не слишком. Например, в нашем случае (иностранцы в Испании) нам очень важно, чтобы наши права уважали. Я не имею в виду ту банальность, что вас обласкают как туриста — это само собой, но это бизнес и коммерция. Так же вас «полюбят за ваши деньги» везде, где живут за счет туризма. И Испания не исключение. Но я сейчас не об этом, а о более важном качестве испанцев. Вот, например, у испанца обед. Он не ответит на ваш деловой и срочный звонок. Ему наплевать, что у вас пожар в делах, у него — обед. Но ему не придет в голову и вам звонить в ваш обед. То есть испанец точно знает: вы имеет такое же право на приватность своего обеда, как и у него. Скажете, что это так и должно быть? Но последите за своим окружением: завышенные требования к другим и заниженные к себе — вот то, что является современным стандартом, увы. В Испании это присутствует время от времени, но в основном — уважение к вашим правам.
Проиллюстрирую на более сложном примере: допустим, вы дали в долг испанцу (коллеге, соседу), а он не отдает. Бывает и такое, не стоит обольщаться: испанец может долго не возвращать. Но если вам, в свою очередь, случиться задолжать своему соседу-испанцу (или конторе, которая чистит вам бассейн или сад) — скорее всего, все будет происходить мирно и без истерик, испанец будет спокойно ждать оплату. Если надо, месяцами и годами. Иногда может подумать и простить долг. Даже коллектор, выбивающий долги и живущий этим, скорее всего не будет вам звонить в воскресенье: ведь у вас есть право на семейный воскресный обед с семьей. Иначе говоря, испанец уважает чужие права. В том числе ваши права на трудности и неудачи. Да, свои права и свою жизнь он ставит гораздо выше, но он мыслит честно и симметрично: он понимает, что у вас такое же право считать собственную жизнь важнее всего остального.
Проиллюстрирую на более сложном примере: допустим, вы дали в долг испанцу (коллеге, соседу), а он не отдает. Бывает и такое, не стоит обольщаться: испанец может долго не возвращать. Но если вам, в свою очередь, случиться задолжать своему соседу-испанцу (или конторе, которая чистит вам бассейн или сад) — скорее всего, все будет происходить мирно и без истерик, испанец будет спокойно ждать оплату. Если надо, месяцами и годами. Иногда может подумать и простить долг. Даже коллектор, выбивающий долги и живущий этим, скорее всего не будет вам звонить в воскресенье: ведь у вас есть право на семейный воскресный обед с семьей. Иначе говоря, испанец уважает чужие права. В том числе ваши права на трудности и неудачи. Да, свои права и свою жизнь он ставит гораздо выше, но он мыслит честно и симметрично: он понимает, что у вас такое же право считать собственную жизнь важнее всего остального.
Поддержка слабого и «Слабый» с большой буквы
Вот мы знаем: старикам, детям, инвалидам в Испании хорошо. Это видно по рейтингам, но и без них нельзя не увидеть целые общины пенсионеров из Швейцарии, скандинавских стран, Англии и т.д. А почему так происходит, вы задумывались? Возможно потому, что традиции, закон, психология и местный менталитет исходят из приоритетов интереса слабого?
Например, до сих пор в Испании закон защищает работника лучше, чем работодателя. А снимающий квартиру часто имеет преимущество перед сдающим. В этом есть, кстати, немало плохого: работники наглеют и расслабляются, съемщики не платят аренду и спокойно накапливают долги годами, а выгнать их нельзя. Но общество в целом наверняка от таких законов выигрывает. Поэтому их корректируют, но не отменяют. Почему выигрывает? Потому что в сердцах и в умах закрепляется это право слабого на некоторые преимущества: ведь тот, кто сдает квартиру, наверняка имеет другую. Ну, не получит он оплату за пару месяцев, как-то выкрутится. А семье арендатора, у которой не оказалось денег на своевременную оплату — им ведь не выкрутиться, разве что идти ночевать на улицу.
Казалось бы, привлекательнее жить в обществе, где уважают «права сильного», но это только на первый взгляд. Я не говорю, что в Испании все немедленно бросятся помогать вам в ваших трудностях с работой, здоровьем или местными законниками. Но где-то в корневой культуре заложен приоритет интереса слабого и необходимость учитывать эти интересы. То есть не «слабого» как маленького, убогого и приниженного, а «Слабого» с большой буквы — человека в сложных обстоятельствах, которому необходима поддержка.
Например, до сих пор в Испании закон защищает работника лучше, чем работодателя. А снимающий квартиру часто имеет преимущество перед сдающим. В этом есть, кстати, немало плохого: работники наглеют и расслабляются, съемщики не платят аренду и спокойно накапливают долги годами, а выгнать их нельзя. Но общество в целом наверняка от таких законов выигрывает. Поэтому их корректируют, но не отменяют. Почему выигрывает? Потому что в сердцах и в умах закрепляется это право слабого на некоторые преимущества: ведь тот, кто сдает квартиру, наверняка имеет другую. Ну, не получит он оплату за пару месяцев, как-то выкрутится. А семье арендатора, у которой не оказалось денег на своевременную оплату — им ведь не выкрутиться, разве что идти ночевать на улицу.
Казалось бы, привлекательнее жить в обществе, где уважают «права сильного», но это только на первый взгляд. Я не говорю, что в Испании все немедленно бросятся помогать вам в ваших трудностях с работой, здоровьем или местными законниками. Но где-то в корневой культуре заложен приоритет интереса слабого и необходимость учитывать эти интересы. То есть не «слабого» как маленького, убогого и приниженного, а «Слабого» с большой буквы — человека в сложных обстоятельствах, которому необходима поддержка.
Миф о том, что испанцы слишком консервативны и забюрократизированы
Ну, встречается и такое. Особенно в испанской провинции. Но я приведу сразу два довода, чтобы оправдать эти не всем симпатичные качества.
Первое соображение о бюрократии: смотря с чем сравнивать. Вот, например, Питер Сиссек, винодел, мировая звезда и частый герой наших заметок, считает, что испанские виноделы вполне восприимчивы к новому, а законодательство Испании вполне гибкое. Питер Сиссек датчанин, много общается с другими виноделами Европы, и ему есть, с чем сравнивать. Он прекрасно знает, что испанского винодела, особенно в сельской местности, или испанского чиновника никак не назовешь революционерами и реформаторами. Но он также знает, что французы, итальянцы и немцы зачастую еще закрытее ко всему новому, а уж французская бюрократия — это просто нечто. Вы столкнулись с испанской бюрократией и неприятно удивлены? Да, иногда не просто получить лицензию на рыбалку, не у всех легко и гладко с продлением резиденции. Но ходы обычно находятся и вопросы как-то решаются. А вот вам случай из жизни моего приятеля, имеющего дом на Лазурном берегу во Франции — он решил сделать приглашение своей племяннице и пошел оформлять его в муниципалитет. Ответ чиновников: срок ожидания 4 месяца до оформления нужных бумаг. Приятель говорит: позвольте, лето длится 3 месяца, и пока вы будете готовить бумаги, оно закончится. Ответ: это ваша проблема, надо было приходить раньше. И все: никаких вариантов решения вопроса не находится. Так что есть бюрократии и пострашнее испанской, все относительно.
Второе соображение о так называемом консерватизме: спешка и революции приносят в жизнь безусловное разнообразие, но в конечном счете обходятся слишком дорого. Испанский консерватизм базируется на основных ценностях испанской культуры и характера: это католические христианские ценности, рыцарский кодекс и принятые за моральную основу нравственные идеалы, чувство справедливости и семейные ценности. И то, что все делается с оглядкой на эти приоритеты, можно только приветствовать. Да, испанец и испанская история — это движение вперед с оглядкой назад. Знаете, с какими лозунгами пришел к власти Франсиско Паолино Франко и Баамонде, известный позднее всем как вождь Франко? Он был ройялистом, хотел укрепления монархии, и его лозунг звучал так: «Народ, монархия и вера!». Лично меня вполне устраивает такая революция. Кстати, Франко сдержал слово: в 1947 году он провозгласил восстановление монархии (с оговоркой, что после его смерти) и лично воспитывал наследника Хуана Карлоса, который и стал королем Испании в 1975 году. Или вот говорят: фашист и националист. Но это все глупости, ибо для Франко все расы и нации были равны, он считал испанцами всех, кто жил на территории его страны. Кстати, он и сам был из семьи галисийца, получившего грамоту о «чистоте крови», но на само деле их род был из тех, кого называли «марранами», теми самыми новокрещенными евреями.
Может быть, Франко не очень популярен в Испании, но он был честен и храбр, был героем войны, держал слово, поддерживал идеалы христианства, служил богу и отечеству и остро чувствовал ответственность перед страной. В общем, если уж диктатор и реакционер с консервативными взглядами, то лучше такой, как Франко. Не удивительно, что после его смерти страна выдохнула и рванула вперед, в культуре и экономике. Однако я уверен, что историки напишут, что застой и реакция Франко носили здоровый характер, и Франко оставил после себя здоровое общество с правильными традициями и ценностями, что и позволило стране не развалиться от эйфории свободы и не лопнуть от жадности, бросившись в капитализм, а спокойно развиваться.
Первое соображение о бюрократии: смотря с чем сравнивать. Вот, например, Питер Сиссек, винодел, мировая звезда и частый герой наших заметок, считает, что испанские виноделы вполне восприимчивы к новому, а законодательство Испании вполне гибкое. Питер Сиссек датчанин, много общается с другими виноделами Европы, и ему есть, с чем сравнивать. Он прекрасно знает, что испанского винодела, особенно в сельской местности, или испанского чиновника никак не назовешь революционерами и реформаторами. Но он также знает, что французы, итальянцы и немцы зачастую еще закрытее ко всему новому, а уж французская бюрократия — это просто нечто. Вы столкнулись с испанской бюрократией и неприятно удивлены? Да, иногда не просто получить лицензию на рыбалку, не у всех легко и гладко с продлением резиденции. Но ходы обычно находятся и вопросы как-то решаются. А вот вам случай из жизни моего приятеля, имеющего дом на Лазурном берегу во Франции — он решил сделать приглашение своей племяннице и пошел оформлять его в муниципалитет. Ответ чиновников: срок ожидания 4 месяца до оформления нужных бумаг. Приятель говорит: позвольте, лето длится 3 месяца, и пока вы будете готовить бумаги, оно закончится. Ответ: это ваша проблема, надо было приходить раньше. И все: никаких вариантов решения вопроса не находится. Так что есть бюрократии и пострашнее испанской, все относительно.
Второе соображение о так называемом консерватизме: спешка и революции приносят в жизнь безусловное разнообразие, но в конечном счете обходятся слишком дорого. Испанский консерватизм базируется на основных ценностях испанской культуры и характера: это католические христианские ценности, рыцарский кодекс и принятые за моральную основу нравственные идеалы, чувство справедливости и семейные ценности. И то, что все делается с оглядкой на эти приоритеты, можно только приветствовать. Да, испанец и испанская история — это движение вперед с оглядкой назад. Знаете, с какими лозунгами пришел к власти Франсиско Паолино Франко и Баамонде, известный позднее всем как вождь Франко? Он был ройялистом, хотел укрепления монархии, и его лозунг звучал так: «Народ, монархия и вера!». Лично меня вполне устраивает такая революция. Кстати, Франко сдержал слово: в 1947 году он провозгласил восстановление монархии (с оговоркой, что после его смерти) и лично воспитывал наследника Хуана Карлоса, который и стал королем Испании в 1975 году. Или вот говорят: фашист и националист. Но это все глупости, ибо для Франко все расы и нации были равны, он считал испанцами всех, кто жил на территории его страны. Кстати, он и сам был из семьи галисийца, получившего грамоту о «чистоте крови», но на само деле их род был из тех, кого называли «марранами», теми самыми новокрещенными евреями.
Может быть, Франко не очень популярен в Испании, но он был честен и храбр, был героем войны, держал слово, поддерживал идеалы христианства, служил богу и отечеству и остро чувствовал ответственность перед страной. В общем, если уж диктатор и реакционер с консервативными взглядами, то лучше такой, как Франко. Не удивительно, что после его смерти страна выдохнула и рванула вперед, в культуре и экономике. Однако я уверен, что историки напишут, что застой и реакция Франко носили здоровый характер, и Франко оставил после себя здоровое общество с правильными традициями и ценностями, что и позволило стране не развалиться от эйфории свободы и не лопнуть от жадности, бросившись в капитализм, а спокойно развиваться.
Франсиско Франко
Сходство с русским характером
Это очень интересная, но довольно скользкая тема. Испанский, а точнее баскский философ Мигель де Унамуно мудро предложил разделить национальную историю на официальную и на то, что он назвал интра-историей. История официальная — это государственные события, значимые, всем известные и поданные под определенным соусом, с выгодой для верхушки данного государства. Здесь у наших стран действительно много общего: многонациональные империи с интересным прошлым и, скажем так, перспективным будущим. Повторяю: это —официальная и общеизвестная история. А интра-история — это интимная, подлинная история этноса. Можно ее охарактеризовать как становление и развитие народного национального духа.
Здесь мы вступаем на очень зыбкую и опасную почву: описать испанский национальный характер довольно сложно. На помощь нам придет остроумная классификация культуролога и дипломата Сальвадора Мадариага. Он был отлично образован, женат на шотландке, работал дипломатом, и его даже называли «Совестью Лиги Наций», то есть менталитеты разных народов он знал не понаслышке и предложил довольно интересный способ классификации антропологического стержня нации. Мадариага написал, что нацией управляют, движут и мотивируют воля, интеллект или страсть. Все три, но в разных пропорциях.
Первый случай — «Воля» — это, например, англичане. Модель отношений: спорт. Как было подмечено, не помню точно кем именно: «Если встретились два англичанина, то это уже футбольный матч». Мадариага пишет, что можно охарактеризовать этот тип народа выражением «fair play», которое даже перевести на другие языки сложновато (принципы честной командной игры). Англичанин — джентльмен, человек, всегда готовый к действиям ради достижения результата.
Второй тип — это интеллект. Представители: французский народ. Модель отношений: кафе, где встречаются писатели (как вариант — художники, мушкетеры, заговорщики, студенты…). Формула: «le droit», «права человеческие», но скорее в тайном масонском смысле мира человеческих идей, опять же — это чисто французское выражение. Француз — интеллектуал, он действует по заранее составленному плану, отходить от него не любит. Если план интеллектуально хорош и заранее обсужден с соратниками, действия уже не очень и важны. Если встретились два француза: это любовь, заговор, разговоры, кофе и сигареты. Есть такой широко известный в узких кругах кумир интеллектуалов, режиссер Жан Эсташ. Если вас посетит идея посмотреть его знаменитые в кругу интеллектуалов фильмы, вы с удивлением заметите, что там ничего не происходит: его герои три часа на экране пьют кофе, курят сигареты и разговаривают. Но все это для француза наполнено глубоким смыслом.
И, наконец, третьи народы: это люди страсти. Пример страны: прежде всего испанцы. Модель отношений: рыцарский клуб, люди чести, герои, несущие ответственность перед Господом. Прежде всего важны сама жизнь и сами действия, они важнее выгоды, важнее подготовки и важнее всего остального. Если встретились два испанца, то между ними проскакивают искры страсти. Главный термин — это «El Honor», что-то вроде гордости, но опять же очень трудно переводимой гордости: что-то вроде особого кодекса чести вашей Души и способности к Поступку ради своих идеалов. Не ради денег, не ради выгоды, не ради исполнения законов, не ради умственных радостей, и даже не ради Короны. Это что-то между вами и Богом, высшие ценности. Вместо спорта — коррида и фламенко, хотя и в спорте испанцы стали хороши, когда привнесли в это дело страсть. Вечные кумиры: рыцари Сид и Дон Кихот Ламанчский, герои Боливар и Колумб. Иначе говоря, для испанца в приоритете душа, которая раскрывает себя в страстных желаниях и действиях, которая руководствуется не сухими законами и правилами, а ведет диалог с Богом, направляемая чувством высшей справедливости и идеалами. Слишком высокопарно? Но вы сами подумайте: уже 400 лет прошло с момента написания «Дон Кихота», а испанские ученые, писатели и философы до сих пор не знают лучшей книги для обоснования подлинно испанского Духа.
Похожи ли мы, русские, и близки ли нам эти идеалы — решать вам. Если вдуматься, то идеи православия поколеблены печальной историей, но не мертвы. И я знаю много очень умных и порядочных людей, которые без фанатизма и искренне тянутся к ценностям православия. Мы не слишком жалуем закон, который защищает богатых и сильных, но верим в высшую справедливость. Мы не очень уважаем интеллигенцию и пустые разговоры, и не любим играть по строгим правилам, то есть идеалы англичан и французов — не для нас. Так что, возможно, у нас действительно, много общего с испанским народом и его ценностями.
Здесь мы вступаем на очень зыбкую и опасную почву: описать испанский национальный характер довольно сложно. На помощь нам придет остроумная классификация культуролога и дипломата Сальвадора Мадариага. Он был отлично образован, женат на шотландке, работал дипломатом, и его даже называли «Совестью Лиги Наций», то есть менталитеты разных народов он знал не понаслышке и предложил довольно интересный способ классификации антропологического стержня нации. Мадариага написал, что нацией управляют, движут и мотивируют воля, интеллект или страсть. Все три, но в разных пропорциях.
Первый случай — «Воля» — это, например, англичане. Модель отношений: спорт. Как было подмечено, не помню точно кем именно: «Если встретились два англичанина, то это уже футбольный матч». Мадариага пишет, что можно охарактеризовать этот тип народа выражением «fair play», которое даже перевести на другие языки сложновато (принципы честной командной игры). Англичанин — джентльмен, человек, всегда готовый к действиям ради достижения результата.
Второй тип — это интеллект. Представители: французский народ. Модель отношений: кафе, где встречаются писатели (как вариант — художники, мушкетеры, заговорщики, студенты…). Формула: «le droit», «права человеческие», но скорее в тайном масонском смысле мира человеческих идей, опять же — это чисто французское выражение. Француз — интеллектуал, он действует по заранее составленному плану, отходить от него не любит. Если план интеллектуально хорош и заранее обсужден с соратниками, действия уже не очень и важны. Если встретились два француза: это любовь, заговор, разговоры, кофе и сигареты. Есть такой широко известный в узких кругах кумир интеллектуалов, режиссер Жан Эсташ. Если вас посетит идея посмотреть его знаменитые в кругу интеллектуалов фильмы, вы с удивлением заметите, что там ничего не происходит: его герои три часа на экране пьют кофе, курят сигареты и разговаривают. Но все это для француза наполнено глубоким смыслом.
И, наконец, третьи народы: это люди страсти. Пример страны: прежде всего испанцы. Модель отношений: рыцарский клуб, люди чести, герои, несущие ответственность перед Господом. Прежде всего важны сама жизнь и сами действия, они важнее выгоды, важнее подготовки и важнее всего остального. Если встретились два испанца, то между ними проскакивают искры страсти. Главный термин — это «El Honor», что-то вроде гордости, но опять же очень трудно переводимой гордости: что-то вроде особого кодекса чести вашей Души и способности к Поступку ради своих идеалов. Не ради денег, не ради выгоды, не ради исполнения законов, не ради умственных радостей, и даже не ради Короны. Это что-то между вами и Богом, высшие ценности. Вместо спорта — коррида и фламенко, хотя и в спорте испанцы стали хороши, когда привнесли в это дело страсть. Вечные кумиры: рыцари Сид и Дон Кихот Ламанчский, герои Боливар и Колумб. Иначе говоря, для испанца в приоритете душа, которая раскрывает себя в страстных желаниях и действиях, которая руководствуется не сухими законами и правилами, а ведет диалог с Богом, направляемая чувством высшей справедливости и идеалами. Слишком высокопарно? Но вы сами подумайте: уже 400 лет прошло с момента написания «Дон Кихота», а испанские ученые, писатели и философы до сих пор не знают лучшей книги для обоснования подлинно испанского Духа.
Похожи ли мы, русские, и близки ли нам эти идеалы — решать вам. Если вдуматься, то идеи православия поколеблены печальной историей, но не мертвы. И я знаю много очень умных и порядочных людей, которые без фанатизма и искренне тянутся к ценностям православия. Мы не слишком жалуем закон, который защищает богатых и сильных, но верим в высшую справедливость. Мы не очень уважаем интеллигенцию и пустые разговоры, и не любим играть по строгим правилам, то есть идеалы англичан и французов — не для нас. Так что, возможно, у нас действительно, много общего с испанским народом и его ценностями.
Заключение. Пора летнего отдыха
Возможно, вам покажется, что тема заметок осталась нераскрыта: что, не будет никаких рассуждений о привычке все откладывать на завтра («маньяна») необязательных испанцев? Не будет никаких анекдотов о жадных каталонцах и деревенских простаках Юга? И никакой критики «мачизма» испанских мужчин, которые до сих пор не допускают мысли об участии женщин в серьезных мужских делах? И не будет обещанных историй о реальных испанцах: о наших соседях, коллегах, садовниках и водопроводчиках? И где обещанный психологический портрет испанца? Ничего этого не будет?! Будет, все будет, но уже не сегодня — сегодня нам пора и честь знать. Всего вам доброго и хорошего летнего отдыха. Отдыхать в Испании мы категорически рекомендуем: более душевных приятелей, крепких собутыльников, страстных спортивных болельщиков, патриотов местной кухни и вина, галантных кавалеров, чем испанцы, вам точно не найти.
Продолжайте читать обзор менталитета испанцев во второй части статьи. Самая первая статья на эту тему по ссылке .
Продолжайте читать обзор менталитета испанцев во второй части статьи. Самая первая статья на эту тему по ссылке .
Памятник Сервантесу - Дон Кихот и Санчо Панса
Автор статьи - Дмитрий Кесадов.
Об авторе: Дмитрий Кесадов много лет живет в Испании. Имеет образование энолога. Интересуется сам и старается заинтересовать читателей вопросами вина, виноделия, гастрономии, истории и культуры Испании.