Информация по разделам
- Итак, начнем: в первую очередь изложим традиционный взгляд на Колумбов обмен
- Что на самом деле искал Колумб на другом конце света? Приход в Америку «белого» человека
- Межматериковая торговля. Манильские галеоны
- Глобализация как основное содержание развития человечества
- Что Америка получила «в нагрузку» и контрабандой
- Современные американцы как результат смешения кровей
- Завершение. Золотые века Испании
Тем читателям, кто следит за нашими заметками, уже известно, что в конце пятнадцатого столетия Христофор Колумб таки сумел убедить королевскую семью Испании снарядить экспедицию в поисках морского пути в Индию. Экспедиция была довольно скромная, поэтому привезенные трофеи не отличались обилием и разнообразием. Тем не менее, какао-бобы, гамак, индейка, табак, красный острый перец и многое другое прочно вошли в обиход Европы и всего «старого» мира. Тем не менее, нашлись веские основания, позволившие Альфреду Кросби считать обмен между материками вполне равноценным, а не рассматривать происходящее как затоваривание Европы подарками из Нового Света в одностороннем порядке. Более того, поток товаров из Старого Света оказался более солидным, к тому же быстрее и лучше организованным. Кросби назвал это «Колумбов обмен».
Что же смог Старый Свет предложить Новому в качестве встречных открытий, которые позволили Кросби считать все происходящее обменом между народами? Что вообще значили тогда и значат сегодня для современного человека столь давние события? Я попробую описать «внешнюю», видную всем сторону этого обмена, а заодно и вскрыть закулисную, скажем так, «внутреннюю» составляющую этих связей Старого и Нового Света.
Что же смог Старый Свет предложить Новому в качестве встречных открытий, которые позволили Кросби считать все происходящее обменом между народами? Что вообще значили тогда и значат сегодня для современного человека столь давние события? Я попробую описать «внешнюю», видную всем сторону этого обмена, а заодно и вскрыть закулисную, скажем так, «внутреннюю» составляющую этих связей Старого и Нового Света.
Итак, начнем: в первую очередь изложим традиционный взгляд на Колумбов обмен
Как известно, курсировавшие корабли доставляли в обоих направлениях растения и животных. Весь список перечислить невозможно, но примерно это выглядит так: из Европы в Америку прибыли артишоки, арбузы, горох, капуста, конопля, лук, кофе, миндаль, огурец, оливки, рис, рожь и пшеница, свекла, сахарный тростник, яблоки и спаржа. В обратном направлении: авокадо, ананас, арахис, ваниль, какао, острый красный перец, картофель, томат, кешью, подсолнечник и фасоль.
Теперь о животных: Из Европы в Америку переправлялись овцы, ослы, коровы, коты и собаки, лошади, свиньи, кролики и курицы. Обратно: индейка, лама, альпака, ондатра, нутрия и морская свинка. Возможно, что-то в этом списке вас удивит: например, многие считают, что кофе и какао растут на соседних деревьях, что горох и фасоль — это одно и то же, а лама — тот же верблюд, только с шерстью. Если вы так думали, то во всех этих случаях вы ошибались с погрешностью на целый «материк», но наши заметки не станут площадкой для спора, просто поверьте мне на слово: все это результат многовекового обмена. Что-то прижилось быстро, а что-то — нет.
Вы, наверное, уже заметили, что в области растений наблюдается примерное равенство вкладов сторон, а в области животных Европа представлена куда лучше. Дело в том, что в Америке ситуация обстояла следующим образом: отлично развитое сельское хозяйство и богатство всевозможных культур, а вот из животного мира в изобилии в Америке были только рыбы и птицы. Купец Микеле де Кунео, посланный в Новый Свет для наблюдений, писал в дневнике о местных жителях: «Это холодные люди, не чувственные. И причина этого, возможно, в том, что они плохо питаются». Он имел в виду именно то, что с мясом, сыром, колбасами, вином, оливковым маслом в Америке было сложно, а рыбу испанцы в те времена считали едой для постных дней или для бедных. К ловле же рыбы относились с опаской и презрением.
Обмен был в обе стороны, но назвать его равноценным было бы неточно: корабли принадлежали белым людям, и они решали, чем заполнить трюмы в обоих направлениях. Мнение индейских племен в расчет не принималось. Поэтому не удивительно, что первые же корабли начали учитывать потребности испанцев, осевших в Америке, которые хотели привычного хлеба из пшеницы, мясных продуктов, оливкового масла и вина.
Теперь о животных: Из Европы в Америку переправлялись овцы, ослы, коровы, коты и собаки, лошади, свиньи, кролики и курицы. Обратно: индейка, лама, альпака, ондатра, нутрия и морская свинка. Возможно, что-то в этом списке вас удивит: например, многие считают, что кофе и какао растут на соседних деревьях, что горох и фасоль — это одно и то же, а лама — тот же верблюд, только с шерстью. Если вы так думали, то во всех этих случаях вы ошибались с погрешностью на целый «материк», но наши заметки не станут площадкой для спора, просто поверьте мне на слово: все это результат многовекового обмена. Что-то прижилось быстро, а что-то — нет.
Вы, наверное, уже заметили, что в области растений наблюдается примерное равенство вкладов сторон, а в области животных Европа представлена куда лучше. Дело в том, что в Америке ситуация обстояла следующим образом: отлично развитое сельское хозяйство и богатство всевозможных культур, а вот из животного мира в изобилии в Америке были только рыбы и птицы. Купец Микеле де Кунео, посланный в Новый Свет для наблюдений, писал в дневнике о местных жителях: «Это холодные люди, не чувственные. И причина этого, возможно, в том, что они плохо питаются». Он имел в виду именно то, что с мясом, сыром, колбасами, вином, оливковым маслом в Америке было сложно, а рыбу испанцы в те времена считали едой для постных дней или для бедных. К ловле же рыбы относились с опаской и презрением.
Обмен был в обе стороны, но назвать его равноценным было бы неточно: корабли принадлежали белым людям, и они решали, чем заполнить трюмы в обоих направлениях. Мнение индейских племен в расчет не принималось. Поэтому не удивительно, что первые же корабли начали учитывать потребности испанцев, осевших в Америке, которые хотели привычного хлеба из пшеницы, мясных продуктов, оливкового масла и вина.
Что на самом деле искал Колумб на другом конце света? Приход в Америку «белого» человека
Эта глава выглядит не совсем уместной сейчас, ибо сегодня нам интересно, что везли в Новый Свет, а не наоборот, но и без нее нельзя: я уже объяснил, что везли в обе стороны, но управляли процессом, по сути, одни и те же люди, белые господа из Испании, Португалии, Голландии, Англии и Италии. То есть важно понять, чего они хотели от Нового Света. Официальная версия заключается в том, что Колумб хотел достичь Индии с ее богатствами, в основном в виде специй. На самом деле, скорее всего специи в приоритете были только у португальцев и немного у голландцев. У португальцев действительно присутствовало легкое «помешательство на специях» (термин Фернандо Броделя). Кастильская же знать скорее мечтала о славе, золоте и драгоценностях. Итальянцы и генуэзцы искали новые рынки торговли, земли для налаживания различных производств. И все они искали расширения владений, новых гербов и увеличения влияния. В частности, всех прельщала возможность обойти мусульман и зайти им в тыл. Ну и, конечно, интересы церкви надо учитывать тоже: распространение христианской веры никто не отменял.
Теперь мы сделаем первый и неожиданный вывод из всего выше сказанного: главное, что привез Старый Свет в Новый – это самого «белого человека», европейца. В этом и было главное отличие от первого открытия Америки викингами: те не предполагали рассматривать Америку как новое место своего поселения или работы. Поэтому никаких «новых викингов» не возникло, хотя отдельные деревни имели место быть. А вот европейцы сразу заселили новые земли и начали торговые и производственные проекты. Поэтому у них возникли настоятельные потребности в том, к чему они привыкли. К тому же, там, где европейцам быстро удалось разбогатеть (например, на добыче серебра в Лиме), у них появились и огромные средства для удовлетворения этих потребностей. За этим спросом последовала эпоха «манильских галеонов».
Теперь мы сделаем первый и неожиданный вывод из всего выше сказанного: главное, что привез Старый Свет в Новый – это самого «белого человека», европейца. В этом и было главное отличие от первого открытия Америки викингами: те не предполагали рассматривать Америку как новое место своего поселения или работы. Поэтому никаких «новых викингов» не возникло, хотя отдельные деревни имели место быть. А вот европейцы сразу заселили новые земли и начали торговые и производственные проекты. Поэтому у них возникли настоятельные потребности в том, к чему они привыкли. К тому же, там, где европейцам быстро удалось разбогатеть (например, на добыче серебра в Лиме), у них появились и огромные средства для удовлетворения этих потребностей. За этим спросом последовала эпоха «манильских галеонов».
Межматериковая торговля. Манильские галеоны
Сейчас, когда логистика стала привычной вещью и товары складируются, упаковываются и доставляются по всему миру с завидной скоростью и организованностью, трудно представить мир без этих услуг. Но, по сути, мировую глобальную торговлю изобрели испанцы, когда впервые она была налажена ими между тремя частями света.
Испанцы построили удивительный торговый обмен между тремя центрами: Испанией в Европе, Филиппинами на Востоке и Америкой. Корабли связывали через Атлантику Манилу и Акапульку, а через Тихий Океан они шли в Европу, замыкая этот, по сути, кругосветный маршрут. Причем потребности Нового Света были таковы, что пришлось построить гигантские корабли, способные перевозить до 2000 тонн. Эти корабли строили на специальной судоверфи в Маниле и называли их «манильскими галеонами». Такие огромные корабли требовались для того, чтобы перевозить в Америку лошадей, коров, предметы роскоши из Китая и продукты из Индии. Разбогатевшие «новые испанцы» в Америке требовали себе все это, да еще охотно покупали рабов из Анголы.
Груз манильского галеона состоял из шелка, золота, драгоценностей типа китайского жемчуга, ковров, пряностей и т.д. Галеон был огромен, хорошо оснащен пушками и почти недоступен для пиратов. Главной угрозой для него была опасность затонуть вследствие штормов. Поэтому для манильского галеона тщательно планировался маршрут, и выходил он в плавание один раз в году в июне. Таково было королевское решение, а у короля был свой интерес, так как часть имущества на корабле и, тем более, часть дохода от колоний за целый год деньгами и товарами принадлежала именно ему. И король решил, что лучше один раз в году, но без ошибок. Это напомнило мне решение Сталина о молодом российском кинематографе: как известно, Сталин принял решение, что мы не будем гнаться за Голливудом по количеству: будем выпускать всего несколько фильмов в году или даже всего один, но отличного качества, не уступающего ни в чем Голливуду. В общем, решение спорное, но королю виднее.
Что касается второй части маршрута, между Америкой и Европой, то там ситуация с пиратами была несколько иная и требовала другого решения: снаряжались периодические экспедиции-караваны из нескольких небольших галеонов под охраной военного флота. Из Европы везли оливки, вино и пшеницу. Испания довольно долго противилась тому, чтобы Новые испанцы выращивали все это у себя, рассчитывая пополнять казну экспортом. Другой вопрос, что вино в дороге портилось и со временем виноградники стали нормой в Мексике, Аргентине и на других землях.
Испанцы построили удивительный торговый обмен между тремя центрами: Испанией в Европе, Филиппинами на Востоке и Америкой. Корабли связывали через Атлантику Манилу и Акапульку, а через Тихий Океан они шли в Европу, замыкая этот, по сути, кругосветный маршрут. Причем потребности Нового Света были таковы, что пришлось построить гигантские корабли, способные перевозить до 2000 тонн. Эти корабли строили на специальной судоверфи в Маниле и называли их «манильскими галеонами». Такие огромные корабли требовались для того, чтобы перевозить в Америку лошадей, коров, предметы роскоши из Китая и продукты из Индии. Разбогатевшие «новые испанцы» в Америке требовали себе все это, да еще охотно покупали рабов из Анголы.
Груз манильского галеона состоял из шелка, золота, драгоценностей типа китайского жемчуга, ковров, пряностей и т.д. Галеон был огромен, хорошо оснащен пушками и почти недоступен для пиратов. Главной угрозой для него была опасность затонуть вследствие штормов. Поэтому для манильского галеона тщательно планировался маршрут, и выходил он в плавание один раз в году в июне. Таково было королевское решение, а у короля был свой интерес, так как часть имущества на корабле и, тем более, часть дохода от колоний за целый год деньгами и товарами принадлежала именно ему. И король решил, что лучше один раз в году, но без ошибок. Это напомнило мне решение Сталина о молодом российском кинематографе: как известно, Сталин принял решение, что мы не будем гнаться за Голливудом по количеству: будем выпускать всего несколько фильмов в году или даже всего один, но отличного качества, не уступающего ни в чем Голливуду. В общем, решение спорное, но королю виднее.
Что касается второй части маршрута, между Америкой и Европой, то там ситуация с пиратами была несколько иная и требовала другого решения: снаряжались периодические экспедиции-караваны из нескольких небольших галеонов под охраной военного флота. Из Европы везли оливки, вино и пшеницу. Испания довольно долго противилась тому, чтобы Новые испанцы выращивали все это у себя, рассчитывая пополнять казну экспортом. Другой вопрос, что вино в дороге портилось и со временем виноградники стали нормой в Мексике, Аргентине и на других землях.
Галеон
Глобализация как основное содержание развития человечества
Альфред Кросби написал свою книгу «Колумбов обмен» в 1972 году. Его идеи существенно развил позднее в своих работах журналист Чарльз Манн. Его прежде всего заинтересовал феномен того, что мир человечества в целом был поделен условным 1492 годом, а, если взять шире — эпохой географических открытий. Манн считал, что возникшие в результате этих открытий «обмены» и смешивания гораздо шире, чем просто налаживание культурных и торговых связей, то есть что они носят скорее общемировой, биологический характер. Образовались целые новые нации, проявились тенденции глобализма, огромный скачок в развитии сделали медицина и биология, ответившие на вывоз завезенных инфекций и заболеваний. Эти процессы коснулись не только обмена между Испанией и Америкой, ведь в 1570 году Мигель Лопес де Легаспи и Андрес де Урданета реализовали задачу, стоявшую перед Колумбом и открыли западный торговый путь в Китай. До этого население Китая росло очень медленно. С открытием торгового пути Китай получил дешевые зерновые из Америки и его население начало быстро расти.
Так называемые «манильские галеоны» связали торговлей Азию, Африку, Европу и Америку. Началась эпоха глобализации. В принципе, эпоха великих географических открытий просто предоставила многим те возможности, которых они раньше не имели. А желания были и раньше, то есть всегда. Есть старинная крестьянская пословица, примерно одинаковая по смыслу у самых разных народов: «Если крестьянин съел свою курицу, то кто-то из них двоих болен». Смысл в том, что крестьянин никогда не будет есть свою курицу, если ее можно продать. Деньги для него всегда больший дефицит, чем еда. А желания человека почти всегда опережают его возможности. Поэтому ясно, что открывшиеся в Новом Свете возможности резко ускорили приход того, что мы сейчас называем эпохой глобализации, формирования класса буржуазии, развитием технического прогресса и построения общества потребления. Во многом Открытие Колумба оказалось переломным моментом.
Так называемые «манильские галеоны» связали торговлей Азию, Африку, Европу и Америку. Началась эпоха глобализации. В принципе, эпоха великих географических открытий просто предоставила многим те возможности, которых они раньше не имели. А желания были и раньше, то есть всегда. Есть старинная крестьянская пословица, примерно одинаковая по смыслу у самых разных народов: «Если крестьянин съел свою курицу, то кто-то из них двоих болен». Смысл в том, что крестьянин никогда не будет есть свою курицу, если ее можно продать. Деньги для него всегда больший дефицит, чем еда. А желания человека почти всегда опережают его возможности. Поэтому ясно, что открывшиеся в Новом Свете возможности резко ускорили приход того, что мы сейчас называем эпохой глобализации, формирования класса буржуазии, развитием технического прогресса и построения общества потребления. Во многом Открытие Колумба оказалось переломным моментом.
Что Америка получила «в нагрузку» и контрабандой
То, что ввозилось в Америку, не было хорошо продуманным проектом. Все развивалось медленно и довольно стихийно. Тем не менее, появление в Америке виноградников, плантаций сахарного тростника, лошадей и коров было вполне логичным, что мы и постарались логически обосновать. А вот кое-что проникало в Америку, так сказать, контрабандой. Во-первых, это болезни и инфекции. Из Европы приехали: чума, оспа, грипп, некоторые формы малярии, тиф, туберкулез, холера. Местное население, не имеющее иммунитета и медикаментов, очень сильно страдало от этих болезней. В трюмах кораблей также были привезены крысы и сорняки. Например, подорожник: он быстро распространился в Америке, и индейцы назвали его «следом белого человека».
В будущем еще не раз произойдут микро-катастрофы биологического характера, вследствие незаконного пересечения границ: в 1869 году из Франции привезут в Америку бабочку-шелкопряд, а она неожиданно начнет пожирать кварталы лесов. В 1970 из Африки завезут пчел, которые станут размножаться с огромной скоростью и начнут представлять угрозу для человека. Были, конечно, сюрпризы и со стороны Америки: колорадский жук, настоящее бедствие для картофельных полей, именно оттуда попал в Европу.
В будущем еще не раз произойдут микро-катастрофы биологического характера, вследствие незаконного пересечения границ: в 1869 году из Франции привезут в Америку бабочку-шелкопряд, а она неожиданно начнет пожирать кварталы лесов. В 1970 из Африки завезут пчел, которые станут размножаться с огромной скоростью и начнут представлять угрозу для человека. Были, конечно, сюрпризы и со стороны Америки: колорадский жук, настоящее бедствие для картофельных полей, именно оттуда попал в Европу.
Современные американцы как результат смешения кровей
Мы уже сказали, что одним из главных содержаний «Колумбова обмена» можно считать обмен людьми. Индейцев почти сразу привезли в Европу, но они там не прижились. Тому много причин. Во-первых, местное население было невелико. Во-вторых, оно было совершенно не адаптировано к жизни в Европе (индейцы болели, спивались). В-третьих, как работники или рабы, они были не так уж и нужны Европе, там хватало своих бедняков, готовых работать за копейки. А если не хватало, под боком была Африка, население которой, кстати сказать, примерно в пять раз превосходило американское. А вот самой Америке быстро стало не хватать людей. Люди были нужны: для работы на рудниках по добыче серебра, на табачных плантациях, на уборке сахарного тростника. Росло сельское хозяйство, росли обрабатывающие производства — все это надо было как-то обслуживать.
Я не буду сегодня вдаваться в подробности того, как следует правильно называть приехавших в Новый Свет людей: рабами, мигрантами, работниками по контракту. Рабство — печальное явление, но его точно изобрели не испанцы и не американцы, к тому же ехали в Америку не только рабы. Первыми завезли около одного миллиона ирландцев, положение которых иногда было хуже, чем у рабов. Но работников по-прежнему не хватало, поэтому около 15 миллионов рабов вывезли из Африки. Все это вызывало смешение кровей, культур и традиций. Давайте определимся с терминами: белый + черный = мулат, белый + индеец = метис, черный + индеец = самбо. Поскольку вопрос этот важен и довольно занимателен, я заимствовал на сайте БольшойВопрос табличку:
Я не буду сегодня вдаваться в подробности того, как следует правильно называть приехавших в Новый Свет людей: рабами, мигрантами, работниками по контракту. Рабство — печальное явление, но его точно изобрели не испанцы и не американцы, к тому же ехали в Америку не только рабы. Первыми завезли около одного миллиона ирландцев, положение которых иногда было хуже, чем у рабов. Но работников по-прежнему не хватало, поэтому около 15 миллионов рабов вывезли из Африки. Все это вызывало смешение кровей, культур и традиций. Давайте определимся с терминами: белый + черный = мулат, белый + индеец = метис, черный + индеец = самбо. Поскольку вопрос этот важен и довольно занимателен, я заимствовал на сайте БольшойВопрос табличку:
Здесь мы видим еще и меланжистов — так часто называют всех, у кого больше двух кровей. И креолов, так часто называют потомков «новых испанцев» (но и португальцев, и англичан). Дело даже не в словах и терминах, а в том, что вы сами видите: ситуация смешения кровей здесь играет главную роль и по сути Новый Свет — результат миграции людей из Старого Света и смешения кровей.
Завершение. Золотые века Испании
Итак, мы выяснили, что трафик между Старым и Новым Светом – один из самых важных обменов в истории человечества. И дело не только в обмене растениями и животными, но и в обмене генофондом, технологиями и культурами. Об обмене людьми мы уже написали, а вот что касается культуры и технологий: испанцы и европейцы привезли в Америку железо, колесо, плуг и лошадей. Нетрудно представить, какое влияние это имело на развитие сельского хозяйства в Америке. Многие традиции земледелия дали фантастические результаты в Новом Свете. Например, калифорнийское, чилийское и аргентинское виноделие. Я читал одно интервью с известным виноделом из Франции. Он довольно откровенно сказал, что, хотя мало кто из европейцев это признает (по понятным коммерческим причинам), но во Франции на один отличный год приходятся два спорных, в Испании половина на половину, а вот в Калифорнии или Чили бывает так, что пять или даже десять лет подряд климатические условия идеальны из года в год. Такое встречается только в этих краях.
Что касается культуры, то здесь безусловным является влияние барокко. Многие культурологи и писатели отмечают особый характер латиноамериканской культуры, впитавшей древние индейские традиции и европейское барокко. Это все, конечно, очень серьезная тема, и она останется за рамками наших заметок. Ясно одно: Испания была главной мировой державой довольно долго, несколько веков, в основном именно после открытий Колумба. Золотые века Испании очень многое дали Америке в виде культуры, технологий и кадров. Но те же успехи привели к тому, что Кастильское Королевство, особенно знать и духовенство, воспарили в небеса, и у них началось то, что попросту можно охарактеризовать как «головокружение от успехов». Отсюда чрезмерная жестокость к индейцам, отсюда легкомысленное, недальновидное и излишне жестокое изгнание евреев из Испании, отсюда пренебрежение к собственному народу: богатые богатели, а бедные беднели.
Но довольно о грустном и закончить по традиции попробуем чем-то забавным. Например, давайте позавидуем тому, как беззастенчиво американцы приписывают себе явно заимствованные из Европы вещи и «изобретают велосипеды»: чего стоят их «ковбои», которые на самом деле и одеждой, и навыками обращения с лошадьми и лассо просто копируют своих испанских предков — пастухов. Или табак и сигары: их безусловно придумали индейцы, а вот сигареты — вовсе не изобретение Marlboro или американцев: их начали делать во время русско-турецких войн на фронте, а первую фабрику открыли в Лондоне. И только потом «Philip Morris» привезли сигареты в Америку. Или вот кино: увы, его изобрели братья Люмьер, хотя американцы ведут себя так, будто родиной кино является Голливуд, против масштабов которого трудно возразить. Та же история с автомобилями и самолетами. Как бы то ни было, Старый Свет вообще и Испания в частности оказали огромное влияние на Америку, не всегда и не во всем позитивное, но хорошего в этой истории явно было немало, о чем мы и попробовали рассказать сегодня.
С уважением и до новых встреч.
Что касается культуры, то здесь безусловным является влияние барокко. Многие культурологи и писатели отмечают особый характер латиноамериканской культуры, впитавшей древние индейские традиции и европейское барокко. Это все, конечно, очень серьезная тема, и она останется за рамками наших заметок. Ясно одно: Испания была главной мировой державой довольно долго, несколько веков, в основном именно после открытий Колумба. Золотые века Испании очень многое дали Америке в виде культуры, технологий и кадров. Но те же успехи привели к тому, что Кастильское Королевство, особенно знать и духовенство, воспарили в небеса, и у них началось то, что попросту можно охарактеризовать как «головокружение от успехов». Отсюда чрезмерная жестокость к индейцам, отсюда легкомысленное, недальновидное и излишне жестокое изгнание евреев из Испании, отсюда пренебрежение к собственному народу: богатые богатели, а бедные беднели.
Но довольно о грустном и закончить по традиции попробуем чем-то забавным. Например, давайте позавидуем тому, как беззастенчиво американцы приписывают себе явно заимствованные из Европы вещи и «изобретают велосипеды»: чего стоят их «ковбои», которые на самом деле и одеждой, и навыками обращения с лошадьми и лассо просто копируют своих испанских предков — пастухов. Или табак и сигары: их безусловно придумали индейцы, а вот сигареты — вовсе не изобретение Marlboro или американцев: их начали делать во время русско-турецких войн на фронте, а первую фабрику открыли в Лондоне. И только потом «Philip Morris» привезли сигареты в Америку. Или вот кино: увы, его изобрели братья Люмьер, хотя американцы ведут себя так, будто родиной кино является Голливуд, против масштабов которого трудно возразить. Та же история с автомобилями и самолетами. Как бы то ни было, Старый Свет вообще и Испания в частности оказали огромное влияние на Америку, не всегда и не во всем позитивное, но хорошего в этой истории явно было немало, о чем мы и попробовали рассказать сегодня.
С уважением и до новых встреч.
Автор статьи - Дмитрий Кесадов.
Об авторе: Дмитрий Кесадов много лет живет в Испании. Имеет образование энолога. Интересуется сам и старается заинтересовать читателей вопросами вина, виноделия, гастрономии, истории и культуры Испании.