«Куба далека, Куба рядом…»
Я не знаю, что чувствовал Лев Ошанин, когда писал эти известные слова к песне «Куба далека, Куба рядом», но вот испанцы действительно несколько сотен лет ощущали Кубу частью своей страны, а кубинцев — своими родственниками.
В детстве, из окна моей комнаты я мог наблюдать море, точнее залив — Кольский. Тот факт, что город наш находился за Полярным кругом и отличался, скажем так, весьма прохладным климатом, нас, юных романтиков моря, не останавливал: океан манил и мы сооружали плоты из всякого хлама и отважно (не ввиду избытка храбрости, а по скудоумию) выходили на них в открытое море. Слава Богу, мой плот перевернулся быстро, пока я еще не успел почувствовать себя бывалым мореплавателем или свирепым викингом и не начал совершать дальние заплывы. Когда я кувыркался в холодной воде, матерясь, вскарабкиваясь на плот и изо всех сил выгребая по направлению к берегу, я еще не знал, что искупался в тех же водах, в которых плавали мои чернокожие ровесники на острове Куба. Правда, их купание наверняка доставляло им больше удовольствия. Это трудно себе представить, но Кубу и русский Север соединяет одна водная артерия, теплое течение Гольфстрим, начинающееся на Карибах и одним из своих щупальцев дотягивающееся до Кольского залива. Мурманск обязан этому течению незамерзающим портом, Северная Европа и Британия — мягким климатом, а страны Карибского бассейна и Куба — той удивительной субтропической природой, которая дала основание Колумбу при виде Кубы воскликнуть: «Вот самая прекрасная земля на нашей планете!» (Или это просто история, которую любят рассказывать сами кубинцы?!) Восхищение, которое испытал Колумб, не помешало ему записать, что в этом месте под названием Аван, «местные жители рождаются с хвостами». Гольфстрим соединяет Старый и Новый Свет и несет объем пятьдесят миллионов кубометров воды в секунду, затрачивая на это мощности, равные миллиону атомных электростанций, но в Испанию это течение практически не заходит — там тепло по другим причинам.
Я не знаю, что чувствовал Лев Ошанин, когда писал эти известные слова к песне «Куба далека, Куба рядом», но вот испанцы действительно несколько сотен лет ощущали Кубу частью своей страны, а кубинцев — своими родственниками.
В детстве, из окна моей комнаты я мог наблюдать море, точнее залив — Кольский. Тот факт, что город наш находился за Полярным кругом и отличался, скажем так, весьма прохладным климатом, нас, юных романтиков моря, не останавливал: океан манил и мы сооружали плоты из всякого хлама и отважно (не ввиду избытка храбрости, а по скудоумию) выходили на них в открытое море. Слава Богу, мой плот перевернулся быстро, пока я еще не успел почувствовать себя бывалым мореплавателем или свирепым викингом и не начал совершать дальние заплывы. Когда я кувыркался в холодной воде, матерясь, вскарабкиваясь на плот и изо всех сил выгребая по направлению к берегу, я еще не знал, что искупался в тех же водах, в которых плавали мои чернокожие ровесники на острове Куба. Правда, их купание наверняка доставляло им больше удовольствия. Это трудно себе представить, но Кубу и русский Север соединяет одна водная артерия, теплое течение Гольфстрим, начинающееся на Карибах и одним из своих щупальцев дотягивающееся до Кольского залива. Мурманск обязан этому течению незамерзающим портом, Северная Европа и Британия — мягким климатом, а страны Карибского бассейна и Куба — той удивительной субтропической природой, которая дала основание Колумбу при виде Кубы воскликнуть: «Вот самая прекрасная земля на нашей планете!» (Или это просто история, которую любят рассказывать сами кубинцы?!) Восхищение, которое испытал Колумб, не помешало ему записать, что в этом месте под названием Аван, «местные жители рождаются с хвостами». Гольфстрим соединяет Старый и Новый Свет и несет объем пятьдесят миллионов кубометров воды в секунду, затрачивая на это мощности, равные миллиону атомных электростанций, но в Испанию это течение практически не заходит — там тепло по другим причинам.
1. Куба и Испания: высокие отношения
Отношения Кубы и Испании нельзя упрощать и сводить к отношениям конкистадоров и порабощенного населения. Как мы с вами уже неоднократно убеждались: на практике Конкиста довольно быстро заканчивалась и уступала место сотрудничеству культур. Другой вопрос, что местные племена «таино», в отличие от инков или ацтеков, не являлись хранителями древней культуры, были малочисленны и довольно спокойно приняли превосходство белого человека.
В некоторых странах и культурах развит культ денег и люди преклоняются перед богатством в любых формах (богатые выделяются одеждой, машинами, домами и пр.) Есть такие культуры, где в почете аристократия и необходимо выделяться своей родословной и гербами. А вот на Кубе таким знаком отличия являлась и, отчасти продолжает являться, белизна вашей кожи. Вы белый? Отлично. Наполовину —неплохо. Но кубинец на этом не остановится: подсчет продолжается и лучше быть белым на четверть или хотя бы восьмушку, чем вообще не иметь белой крови. В 1869 году на Кубе переписали население: 763000 оказались белыми, 363000 насчитали чернокожих рабов и 240000 были свободными «цветными», в число которых входили и потомки таинов, и китайские мигранты и всевозможные прочие межрасовые коктейли. Чернокожих рабов было много. Привезли их на остров не испанцы, а англичане и евреи: для производства сахара и табака нужны были рабочие руки.
Смешение национальностей создавало предпосылки для богатства культур и характеров. Оно же спровоцировало то, что у кубинцев выработалось специфическое чувство юмора и национальный кубинский характер, довольно сложный. Внешне, напоказ, это очень бедная, простая, безграмотная страна, живущая в трущобах, народ которой только и умеет, что пританцовывать, пить дешевое пойло, дымить вонючие сигары и всеми способами продавать себя иностранцам. Примерно так смотрели на Гавану те, кто никогда там не был, снобы всех мастей, но не только: писатель Троллоп высказывался в том же духе и был не одинок в своем мнении. Примерно так думают о Кубе многие и сейчас: остров, затерянный в океане, с поддельными сигарами и дешевыми проститутками. Однако за этой внешней и очевидной стороной Кубы скрывается вторая: обаятельная, сложная культура, возникшая на фундаменте сказочных богатств и контрасте бедности и роскоши. Культура, которая поднималась и падала вниз, но всегда выживала и шла вперед. Так смотрели на Кубу Грэм Грин, Хэмингуэй и многие другие. Так сморят на нее и сейчас «продвинутые» ценители сложных декадентских культур и всевозможных культурных «трущоб». Чтобы двигаться дальше, нам придется сказать пару слов об истории страны.
В некоторых странах и культурах развит культ денег и люди преклоняются перед богатством в любых формах (богатые выделяются одеждой, машинами, домами и пр.) Есть такие культуры, где в почете аристократия и необходимо выделяться своей родословной и гербами. А вот на Кубе таким знаком отличия являлась и, отчасти продолжает являться, белизна вашей кожи. Вы белый? Отлично. Наполовину —неплохо. Но кубинец на этом не остановится: подсчет продолжается и лучше быть белым на четверть или хотя бы восьмушку, чем вообще не иметь белой крови. В 1869 году на Кубе переписали население: 763000 оказались белыми, 363000 насчитали чернокожих рабов и 240000 были свободными «цветными», в число которых входили и потомки таинов, и китайские мигранты и всевозможные прочие межрасовые коктейли. Чернокожих рабов было много. Привезли их на остров не испанцы, а англичане и евреи: для производства сахара и табака нужны были рабочие руки.
Смешение национальностей создавало предпосылки для богатства культур и характеров. Оно же спровоцировало то, что у кубинцев выработалось специфическое чувство юмора и национальный кубинский характер, довольно сложный. Внешне, напоказ, это очень бедная, простая, безграмотная страна, живущая в трущобах, народ которой только и умеет, что пританцовывать, пить дешевое пойло, дымить вонючие сигары и всеми способами продавать себя иностранцам. Примерно так смотрели на Гавану те, кто никогда там не был, снобы всех мастей, но не только: писатель Троллоп высказывался в том же духе и был не одинок в своем мнении. Примерно так думают о Кубе многие и сейчас: остров, затерянный в океане, с поддельными сигарами и дешевыми проститутками. Однако за этой внешней и очевидной стороной Кубы скрывается вторая: обаятельная, сложная культура, возникшая на фундаменте сказочных богатств и контрасте бедности и роскоши. Культура, которая поднималась и падала вниз, но всегда выживала и шла вперед. Так смотрели на Кубу Грэм Грин, Хэмингуэй и многие другие. Так сморят на нее и сейчас «продвинутые» ценители сложных декадентских культур и всевозможных культурных «трущоб». Чтобы двигаться дальше, нам придется сказать пару слов об истории страны.
2. История и современность
Страна развивалась стихийно, под влиянием внешних воздействий (испанцев, англичан, американцев…) Времени на репетиции у Кубы не было: все ошибки приходилось исправлять на ходу и все кризисы переносить стойко. Даже столицу не удалось построить точно и аккуратно: город пожирали насекомые и трепал океан, пока с третьего раза Куба не встала на нынешнее место. Город тогда был большой деревней и испанцы не в силах были его контролировать и защищать: любой пиратский корабль фактом своего прибытия в порт по сути становился его новым хозяином. В самом начале истории Кубы появились слухи о сказочных богатствах, которым в ту пору еще неоткуда было взяться. Поэтому тем кораблям пиратов, которые хотели разбогатеть за счет местных жителей, приходилось несладко: они считали жителей жадными упрямцами, а у тех попросту не было никаких сбережений.
Богатство пришло чуть больше, когда испанцы поняли, что место очень удобно для транзита судов из Европы, Дальнего Востока и обратно. Представьте себе: нищее местное население и стоящие в порту гигантские испанские галеоны, целыми днями перегружающие драгметаллы, предметы роскоши, ткани и прочие чудеса. Если в центре современного провинциального города приземлится корабль инопланетян и развернет бурную межпланетную торговлю — я думаю, местные жители меньше будут удивлены и заворожены этим зрелищем, чем предки кубинцев видениями галеонов. На фоне этого контраста роскоши и нищеты зародилось одно из главных качеств культуры и характера кубинца: стремиться «вырваться», «прорваться», но сохранить себя, свою индивидуальность и свое чувство юмора при любых обстоятельствах. Поэтому говорят, что кубинец шутит даже за пять минут до смерти. Причем к смерти он готов всегда, даже к самоубийству, ибо его предки, замученные работой на плантациях, привыкли воспринимать смерть, как облегчение и спасение от тяжелой жизни. А кубинские девушки никогда не отводят глаз, даже если мужчины иностранцы бесцеремонны и назойливы: они принимают вызов, но при этом они одновременно ироничны и доброжелательны. Эти контрастные черты характера дали повод называть кубинцев «грациозными варварами». В дальнейшем этот контраст и эффект «галеонов в порту» был повторен и усилен американцами: роль волшебных галеонов сыграли роскошные отели — через триста лет после транзита Великого Испанского морского пути население Кубы, все такое же гордое и бедное, с восторгом наблюдало, как в сжатые сроки над пляжем Варадеро (который знатоки считают красивейшим в мире) «нависли» пятьдесят роскошных отелей, в которых забурлила шикарная жизнь, поражавшая воображение кубинцев так же, как испанская торговля в прошлые века.
Захват Америкой Кубы чем-то напоминал присоединение Крыма Россией: не успели кубинцы порадоваться освобождению (от испанцев) в 1898 году, как в Америке вышла книга «Наши новые владения», в число которых авторы включали и остров Куба. Политически захват оформлять не было надобности — американцы решили устроить на Кубе туристический рай и во многом преуспели: гостиницы, первый в мире международный аэропорт, самые передовые на обоих американских материках радио и телевидение, бары и рестораны. Давайте попробуем понять: что такого было в Кубе и кубинцах, что заставило американцев вкладывать миллиарды долларов и строить курорт номер один в мире.
Богатство пришло чуть больше, когда испанцы поняли, что место очень удобно для транзита судов из Европы, Дальнего Востока и обратно. Представьте себе: нищее местное население и стоящие в порту гигантские испанские галеоны, целыми днями перегружающие драгметаллы, предметы роскоши, ткани и прочие чудеса. Если в центре современного провинциального города приземлится корабль инопланетян и развернет бурную межпланетную торговлю — я думаю, местные жители меньше будут удивлены и заворожены этим зрелищем, чем предки кубинцев видениями галеонов. На фоне этого контраста роскоши и нищеты зародилось одно из главных качеств культуры и характера кубинца: стремиться «вырваться», «прорваться», но сохранить себя, свою индивидуальность и свое чувство юмора при любых обстоятельствах. Поэтому говорят, что кубинец шутит даже за пять минут до смерти. Причем к смерти он готов всегда, даже к самоубийству, ибо его предки, замученные работой на плантациях, привыкли воспринимать смерть, как облегчение и спасение от тяжелой жизни. А кубинские девушки никогда не отводят глаз, даже если мужчины иностранцы бесцеремонны и назойливы: они принимают вызов, но при этом они одновременно ироничны и доброжелательны. Эти контрастные черты характера дали повод называть кубинцев «грациозными варварами». В дальнейшем этот контраст и эффект «галеонов в порту» был повторен и усилен американцами: роль волшебных галеонов сыграли роскошные отели — через триста лет после транзита Великого Испанского морского пути население Кубы, все такое же гордое и бедное, с восторгом наблюдало, как в сжатые сроки над пляжем Варадеро (который знатоки считают красивейшим в мире) «нависли» пятьдесят роскошных отелей, в которых забурлила шикарная жизнь, поражавшая воображение кубинцев так же, как испанская торговля в прошлые века.
Захват Америкой Кубы чем-то напоминал присоединение Крыма Россией: не успели кубинцы порадоваться освобождению (от испанцев) в 1898 году, как в Америке вышла книга «Наши новые владения», в число которых авторы включали и остров Куба. Политически захват оформлять не было надобности — американцы решили устроить на Кубе туристический рай и во многом преуспели: гостиницы, первый в мире международный аэропорт, самые передовые на обоих американских материках радио и телевидение, бары и рестораны. Давайте попробуем понять: что такого было в Кубе и кубинцах, что заставило американцев вкладывать миллиарды долларов и строить курорт номер один в мире.
3. Что делает Кубу особенной
Дело в том, что исторически у кубинцев есть черты, делающие их страну привлекательной для туризма. У кубинцев есть культ красоты, музыки и сладкого. Еще у них есть сигары и ром. И еще особое понимание того, что жизнь несправедлива, но это не повод для трагедии, а, скорее, для проявления иронии и пребывания в состоянии некоторой расслабленности. Чем не идеальные условия для приема туристов? Кубинец воспринимает чужаков с их деньгами как неизбежное зло, не напрягается и легко мирится с ними. Это видно даже по тому, как вольно кубинцы обращаются со словами и национальностями: евреи у них почему-то «полако», американцы — «юма», испанцы — «гальего» (то есть галисийцы, хотя большинство испанцев приезжали совсем не из Галисии, а из Андалусии и Кастийи ла Манчи). Китайцами — «чино» — они зовут всех подряд. Своеобразная логика и ирония позволяет им называть блондинок «негрита», хотя слово negro обозначает «черный». Точно такой же подвох и «привет» от кубинцев вы обнаружите в названиях покровного листа сигар: черный покров (maduro) большинство начинающих курильщиков считает показателем «зверской» крепости сигар, а от светлых сигар (покров Claro) ожидают мягкости и легкости. На деле же часто все обстоит строго наоборот.
Культ красоты у кубинцев в крови. Это создало определенную репутацию их женщинам: их считают красивейшими в мире. Я сейчас не о проституции, а о мулатках и женщинах, чьи предки вышли с Кубы, среди которых Ева Мендес, Камерон Диас и еще множество актрис, певиц, телеведущих и моделей, широко известных на обоих американских континентах.
Что касается проституции, то сейчас она официально запрещена, а истоки ее — в рабстве. На Кубе рабство было отменено довольно поздно, но существовала возможность выкупиться. Это объясняет то, что в Гаване очень много черных и красивых женщин: их прабабушки искали возможность заработать деньги на выкуп из рабства, а работа была именно в Гаване (не обязательно именно проституция, но в том числе). Чрезмерное поклонение красоте привело к тому, что кубинцы приукрашивают образ национального героя Хосе Марти, который был большим патриотом и поэтом, но мал ростом, тщедушен и показал себя не слишком умелым воином. Такая правда кубинцам не нужна, и Хосе Марти на портретах пригож, в статуях высок, а в народных рассказах он еще и имеет огромный успех у женщин.
Что касается второй великой кубинской революции, то тут все было в порядке и не нуждалось в приукрашивании: Фидель Кастро, его соратники и Че Гевара — просто красавцы и многие историки шутят, что революция победила именно ввиду сходства Фиделя Кастро и его друзей с голливудскими героями. Сами кубинцы шутят на этот счет по-другому: на Кубе настолько искаженный испанский язык и такая быстрая и особая манера говорить, что Фидель Кастро, с его неторопливой и размеренной речью, оказался единственным кубинцем, которого иностранцы в состоянии понимать.
Что касается проституции, то сейчас она официально запрещена, а истоки ее — в рабстве. На Кубе рабство было отменено довольно поздно, но существовала возможность выкупиться. Это объясняет то, что в Гаване очень много черных и красивых женщин: их прабабушки искали возможность заработать деньги на выкуп из рабства, а работа была именно в Гаване (не обязательно именно проституция, но в том числе). Чрезмерное поклонение красоте привело к тому, что кубинцы приукрашивают образ национального героя Хосе Марти, который был большим патриотом и поэтом, но мал ростом, тщедушен и показал себя не слишком умелым воином. Такая правда кубинцам не нужна, и Хосе Марти на портретах пригож, в статуях высок, а в народных рассказах он еще и имеет огромный успех у женщин.
Что касается второй великой кубинской революции, то тут все было в порядке и не нуждалось в приукрашивании: Фидель Кастро, его соратники и Че Гевара — просто красавцы и многие историки шутят, что революция победила именно ввиду сходства Фиделя Кастро и его друзей с голливудскими героями. Сами кубинцы шутят на этот счет по-другому: на Кубе настолько искаженный испанский язык и такая быстрая и особая манера говорить, что Фидель Кастро, с его неторопливой и размеренной речью, оказался единственным кубинцем, которого иностранцы в состоянии понимать.
4. Немного о Кубе времен Фиделя Кастро
После ухода американцев и последующей блокады кубинцам пришлось несладко. До этого страна купалась в изобилии американских товаров. Есть шутка про городских жителей, которые якобы думают, что батоны растут на хлебном дереве, а колбаса — это плоды дерева колбасного. Примерно так кубинцы и относились к большинству товаров, таких как мыло и прочие — они на Кубе просто «были», их привозили из Америки.
Педро Хуан Гуттьерес, известный кубинский писатель, сказал об этом так: «Тридцать пять лет мы были заперты как в зоопарке, нам просто давали еду и лекарство». И вдруг зоопарк перестали снабжать продуктами. К примеру, легендарный революционный напиток Куба Либре. Естественно, плод американского периода: ром, кока-кола и лед. После победы Фиделя сначала разобрались с колой, которая исчезла вместе с американцами — освоили производство собственного аналога (сейчас Куба даже продает свою колу на экспорт). Потом обнаружили, что рома тоже нет, владельцы большинства предприятий уехали. Но оборудование и заводы остались и дело наладили. И вот когда правительство и владельцы баров уже готовы были обрадовать народ любимым напитком, выяснилось, что льда в стране тоже нет. Оказывается, лед на Кубу тоже полностью завозили американцы. Пришлось осваивать и заморозку льда. Конечно, весьма кстати пришлась помощь Советского Союза.
Марк Курлански, американский журналист, в своей великолепной книге о Кубе, которую я вам всячески рекомендую, приводит цифру: шесть миллиардов долларов в год. (Почему-то опять приходит в голову аналогия с Крымом.). Этого вполне хватало на то самое мыло и прочее необходимое. Было и кое-что такое, что кубинцы освоили самостоятельно, но об этом — в следующей главе.
Педро Хуан Гуттьерес, известный кубинский писатель, сказал об этом так: «Тридцать пять лет мы были заперты как в зоопарке, нам просто давали еду и лекарство». И вдруг зоопарк перестали снабжать продуктами. К примеру, легендарный революционный напиток Куба Либре. Естественно, плод американского периода: ром, кока-кола и лед. После победы Фиделя сначала разобрались с колой, которая исчезла вместе с американцами — освоили производство собственного аналога (сейчас Куба даже продает свою колу на экспорт). Потом обнаружили, что рома тоже нет, владельцы большинства предприятий уехали. Но оборудование и заводы остались и дело наладили. И вот когда правительство и владельцы баров уже готовы были обрадовать народ любимым напитком, выяснилось, что льда в стране тоже нет. Оказывается, лед на Кубу тоже полностью завозили американцы. Пришлось осваивать и заморозку льда. Конечно, весьма кстати пришлась помощь Советского Союза.
Марк Курлански, американский журналист, в своей великолепной книге о Кубе, которую я вам всячески рекомендую, приводит цифру: шесть миллиардов долларов в год. (Почему-то опять приходит в голову аналогия с Крымом.). Этого вполне хватало на то самое мыло и прочее необходимое. Было и кое-что такое, что кубинцы освоили самостоятельно, но об этом — в следующей главе.
5. Культ сладкого
На Кубе культ сладкого. «Папа», как здесь называют обожаемого кубинцами Хэмингуэя, напротив, сладкого не любил. В знаменитые коктейли «мохито» и «кайпиринья», которые он сам же во многом и сделал знаменитыми, «Папа» просил сахар не добавлять, хотя ни один кубинский бармен вам этой правды не расскажет. Если же вы сами попросите его не класть сахар в коктейль, он будет долго морщиться, а потом обязательно сообщит вам, что он сделает без сахара, но будет невкусно.
Если вас удивляет такое пристрастие кубинцев к сахару, то вспомните о норвежском лососе и голландской селедке: сахар — когда-то это было кубинское «все». Причем, как толстый человек в средние века считался красивым (хорошо питается, значит богатый, а богатый — значит красивый), так же у кубинцев возможность вдоволь есть сахар означала «многого добиться в жизни».
Вернемся к Фиделю Кастро. Тяга к сладкому у него приняла форму страстной любви к мороженому. На совещаниях вместо перекуров он устраивал «перерывы на мороженое». Писатель Габриэль Гарсиа Маркес клялся, что собственными глазами видел, как Фидель (кубинцы называли президента по имени) закончил обед восемнадцатью шариками мороженого. Как бы то ни было, Фидель решил утереть нос американцам и всему миру, сделав свое собственное, революционное, и лучшее в мире мороженое. Якобы он лично составил 36 рецептов и, поверьте, это были довольно затейливые рецепты. Воплощением идеи занялась боевая подруга Селия Санчес. Вот для чего нужны боевые подруги! Кстати, именно Селия в качестве маркетолога превратила небольшие партии сигар, которые крутили специально для президента, в мировой бренд Cohiba лучших сигар в мире. Правда, в итоге в ассортименте будущей торговой сети мороженых оказалось лишь 28 сортов из 36. Но все равно, каков размах!
Если вас удивляет такое пристрастие кубинцев к сахару, то вспомните о норвежском лососе и голландской селедке: сахар — когда-то это было кубинское «все». Причем, как толстый человек в средние века считался красивым (хорошо питается, значит богатый, а богатый — значит красивый), так же у кубинцев возможность вдоволь есть сахар означала «многого добиться в жизни».
Вернемся к Фиделю Кастро. Тяга к сладкому у него приняла форму страстной любви к мороженому. На совещаниях вместо перекуров он устраивал «перерывы на мороженое». Писатель Габриэль Гарсиа Маркес клялся, что собственными глазами видел, как Фидель (кубинцы называли президента по имени) закончил обед восемнадцатью шариками мороженого. Как бы то ни было, Фидель решил утереть нос американцам и всему миру, сделав свое собственное, революционное, и лучшее в мире мороженое. Якобы он лично составил 36 рецептов и, поверьте, это были довольно затейливые рецепты. Воплощением идеи занялась боевая подруга Селия Санчес. Вот для чего нужны боевые подруги! Кстати, именно Селия в качестве маркетолога превратила небольшие партии сигар, которые крутили специально для президента, в мировой бренд Cohiba лучших сигар в мире. Правда, в итоге в ассортименте будущей торговой сети мороженых оказалось лишь 28 сортов из 36. Но все равно, каков размах!
Селия была поклонником музыки и танцев, и сеть магазинов и кафе назвали Coppelia, по названию балета Делиба. Очереди в Коппелию выстраивались многочасовые, прямо как в первый Макдональдс в Москве. Я однажды, в начале девяностых, провел на Пушкинской площади больше часа с друзьями в очереди в тот самый первый Макдональдс. Сейчас трудно поверить, но мы отмечали так какую-то сделку по бизнесу. Но вообще, стояние в очередях в Москве было занятием невеселым, а вот на Кубе, говорят, все иначе — легкий характер кубинцев даже двухчасовую очередь в Коппелию превращал в возможность помузицировать, познакомиться с новыми людьми и обсудить все на свете.
Потом «Коппелий» стало много по всей стране. Правда, последнее время Куба переживает новый период своей истории: уходят в прошлое режим Кастро, революционные идеи и дружба с Россией. И хотя Куба демонстрирует оптимизм и похвальную «живучесть» (ей вполне удается наладить поток туристов, не бросаясь в объятия Америки или России), поговаривают, что «Коппелия» уже не та: интерес к мороженому у новых туристов и кубинцев лишен революционного фанатизма и ассортимент скоро сведется к трем международным хитам — клубничному, шоколадному и ванильному.
Потом «Коппелий» стало много по всей стране. Правда, последнее время Куба переживает новый период своей истории: уходят в прошлое режим Кастро, революционные идеи и дружба с Россией. И хотя Куба демонстрирует оптимизм и похвальную «живучесть» (ей вполне удается наладить поток туристов, не бросаясь в объятия Америки или России), поговаривают, что «Коппелия» уже не та: интерес к мороженому у новых туристов и кубинцев лишен революционного фанатизма и ассортимент скоро сведется к трем международным хитам — клубничному, шоколадному и ванильному.
6. Кухня Кубы
Кухня Кубы — неизбежный исторический сплав традиций разных народов. Наиболее уважаемы блюда из риса, фасоли, запеченные поросята, местный морской окунь. Для туристов есть лобстеры, крокодилы и прочие деликатесы. Официант, который принесет лобстера, вполне может оказаться в смокинге, в знак уважения к гостям, сделавшим дорогой заказ и отдавая дань историческим традициям.
Есть еще такой кубинский хит: суп из черепахи. Сейчас черепах стало мало, а когда-то их было на острове огромное количество. Говорят, что ночью черепахи производили такой страшный шум, что англичане принимали его за оборонные действия кубинской армии и заметно переоценивали готовность кубинцев к войне. После ухода американцев, большинство известных баров свою работу продолжили, а вот рестораны особо не процветали. Кто-то из журналистов справедливо подметил, что у государства обычно неплохо получается централизованно управлять образованием и медициной, но вот с питанием почти никогда и ни у кого не получается. Правда, с уходом СССР стало еще хуже.
Фидель Кастро обратился к народу в 1990 году с исторической речью, призвав потерпеть, (опять слышится что-то знакомое из нашей новой российской истории), но одними речами сыт не будешь и правительство воспользовалось старыми рецептами в духе НЭПа (новой экономической политики), разрешив частные рестораны, что-то вроде кормления «на дому». Креольская кухня с рисом, фасолью, специями, различные супы, такие как «ахиако», жареные корнеплоды (юкка и другие), цыплята с померанцами (это вид цитрусовых), несложная сытная и свежая еда отлично вписывалась в концепцию «домашней» еды и многие рестораны такого типа (их стали называть «паладары») стали успешно развиваться. Некоторые даже превратились в шикарные рестораны с тропическими садами во дворах паладаров.
Есть еще такой кубинский хит: суп из черепахи. Сейчас черепах стало мало, а когда-то их было на острове огромное количество. Говорят, что ночью черепахи производили такой страшный шум, что англичане принимали его за оборонные действия кубинской армии и заметно переоценивали готовность кубинцев к войне. После ухода американцев, большинство известных баров свою работу продолжили, а вот рестораны особо не процветали. Кто-то из журналистов справедливо подметил, что у государства обычно неплохо получается централизованно управлять образованием и медициной, но вот с питанием почти никогда и ни у кого не получается. Правда, с уходом СССР стало еще хуже.
Фидель Кастро обратился к народу в 1990 году с исторической речью, призвав потерпеть, (опять слышится что-то знакомое из нашей новой российской истории), но одними речами сыт не будешь и правительство воспользовалось старыми рецептами в духе НЭПа (новой экономической политики), разрешив частные рестораны, что-то вроде кормления «на дому». Креольская кухня с рисом, фасолью, специями, различные супы, такие как «ахиако», жареные корнеплоды (юкка и другие), цыплята с померанцами (это вид цитрусовых), несложная сытная и свежая еда отлично вписывалась в концепцию «домашней» еды и многие рестораны такого типа (их стали называть «паладары») стали успешно развиваться. Некоторые даже превратились в шикарные рестораны с тропическими садами во дворах паладаров.
Вообще, девяностые годы в перестроечной России и на Кубе были в чем-то похожи. Например тем, что многие научные работники пошли работать в такси, а энергичные люди становились рестораторами.
Что касается ресторанов кубинской кухни во всем мире, то их больше всего в Америке, но при желании вы легко найдете их и в Испании. Особенно в Мадриде, Каталунии и на Канарских островах — именно в этих трех регионах проживает большинство кубинцев, уехавших или вернувшихся в Испанию. Всего их в Испании около 140000 человек.
Что касается ресторанов кубинской кухни во всем мире, то их больше всего в Америке, но при желании вы легко найдете их и в Испании. Особенно в Мадриде, Каталунии и на Канарских островах — именно в этих трех регионах проживает большинство кубинцев, уехавших или вернувшихся в Испанию. Всего их в Испании около 140000 человек.
7. Завершение
Вы можете спросить, зачем вообще нужна наша сегодняшняя статья, ведь Куба уже давно не Испания. Но давайте согласимся, что красота Евы Мендес той же природы, что и красота Пенелопы Крус, что в кубинских мелодиях звучат темы испанского фламенко и болеро, а написанную мексиканской пианисткой Консуэло Веласкес Торрес «Besame Mucho» считают своей родной песней и кубинцы и испанцы. Давайте вспомним, что в далеком 1898 году, когда Испания потерпела поражение в войне и Куба перестала быть частью Испании, многие испанцы плакали, а писателей, журналистов и ученых, чье становление прошло на фоне этих событий, так и назвали «поколением 1898 года», потому что они считали это событие величайшей трагедией для Испании, послужившей поводом к переосмыслению всего того, что следует считать «испанским» и «что такое хорошо» для Испании. К тому же, не все связи порваны и не факт, что эти связи со временем исчезнут.
Если вы солнечным испанским днем решите выкурить в тени террасы бара на набережной хорошую сигару, то вы купите себе «гавану». Если вы к тому же захотите побаловать себя стаканчиком рома, то попросите Bacardi. Потребление сигар в Испании большое, а рома — просто немереное. В правлении и среди собственников этих крупных международных концернов, какими давно являются Bacardi или сигарные производители Кубы, по-прежнему в управлении сидят потомки все тех же старинных испанских семей и чувствуют себя как дома. К тому же, кубинская музыка, ром и сигары продолжают свое победное шествие по планете. В 1999 году вышел фильм Вима Вендерса «Клуб Буэна Виста» о феноменальных кубинских музыкантах. А в начале двухтысячных мне довелось выкурить сигару в обществе Аво Увезьяна на вечеринке Le Club и послушать отличный джаз. И я поймал себя на том, что джаз придумали не кубинцы, что Аво Увезьян — армянин в кубинской шляпе и что далеко не все хорошие сигары делают именно на Кубе, но почему-то первое, что приходит в голову при мыслях обо всех этих великолепных вещах — именно Куба. Таково влияние кубинского стиля и такова сила репутации, вполне заслуженной Островом Свободы.
Также рекомендуем к прочтению:
Колониальные кухни Испании. Часть 1: Аргентинская кухня
Кухня бывших испанских колоний, часть 2: Мексика. Кухня магов в Испании
Кухня бывших испанских колоний, часть 3: Кухня Перу и «перуанский» след в Испании
«Кухня Колумба» — из Европы в Америку и обратно: какие продукты имеют «американское происхождение»
Колониальные кухни Испании. Часть 1: Аргентинская кухня
Кухня бывших испанских колоний, часть 2: Мексика. Кухня магов в Испании
Кухня бывших испанских колоний, часть 3: Кухня Перу и «перуанский» след в Испании
«Кухня Колумба» — из Европы в Америку и обратно: какие продукты имеют «американское происхождение»
Автор статьи - Дмитрий Кесадов.
Об авторе: Дмитрий Кесадов много лет живет в Испании. Имеет образование энолога. Интересуется сам и старается заинтересовать читателей вопросами вина, виноделия, гастрономии, истории и культуры Испании.