Праздник Пасхи
Не так давно мы с вами уже обсуждали праздник рождения Христа. И вот снова праздник, связанный с его рождением, причем этот праздник считается даже еще более важным. И не удивительно: много ли у вас знакомых, которым посчастливилось воскреснуть и у которых два дня рождения? Среди моих друзей таких интересных людей нет. Тем важнее становится этот особый пасхальный день.
Больше ста пятидесяти лет назад датский философ Серен Киркегор в своих работах много и подробно рассуждал о том, что позднее назовут «кризисом христианства» и что философ Фридрих Ницше, будучи еще и хорошим поэтом, сформулирует короче и точнее, назвав «Смертью Бога». Речь шла в основном о том, что подлинное христианство, основанное на мистической вере и являющееся во многом духовной практикой сопротивления злу, искажается и превращается в философско-социальную систему, которая самим своим прагматично-логическим построением убивает суть веры. С тех пор эти самые враги веры в лице рационализма, науки и выставления на продажу всего, что можно продать, сделали гигантские успехи. В Испании эти процессы тоже шли полным ходом: Мигель де Унамуно, наиболее известный религиозный мыслитель Испании двадцатого века, даже выучил датский язык, чтобы лучше понять работы Киркегора, а позднее обобщил и изложил часть своих размышлений, издав работу «Агония христианства». Речь вовсе не шла о том, что передовые философы становились воинствующими атеистами, речь скорее шла о том, что Унамуно, вслед за Ницше и Киркегором, видел эту опасность подмены подлинных ценностей христианской веры более рациональными ценностями, провозглашаемыми со всех сторон философами новых школ, моралистами буржуазии, учеными-материалистами и другими реформаторами. Их «корректировки» христианства уничтожают саму суть идеи — так считали Унамуно и многие другие.
Правы ли были они? Сегодняшняя реальность выглядит гораздо циничнее мира людей прошлых веков. Взгляд современного человека уже равнодушно скользит по таким впечатляющим рекламным заголовкам как: посетите наш тренинг «Высокое искусство продаж», не задумываясь, насколько тут все плохо — и соседство продажи и искусства, и навязывание необходимости этому «искусству» обучаться. Иногда кажется, что опасения оправдались и вера выродилась в формальные, договорные отношения Церкви и людей, в которых самому Иисусу и его идеям почти нет места. Ученые и социологи считают, что современные люди по отношению к вере, Богу и Христу делятся на две группы: полные атеисты, которые прикрываются тем, что на вопрос, верят ли они в Бога, отвечают, что они агностики (то есть не верят, но допускают, что мир сложнее, чем думают материалисты). И те, кто говорят, что в Бога верят, но на самом деле живут так, как-будто никакого Иисуса Христа нет и никогда не было. В пример часто приводят американскую нацию: больше девяноста процентов ответят вам, что они примерные католики, но они никогда не читали Евангелие и им нет дела до соблюдения идеалов христианства.
С другой стороны, если прогресс, наука и идеалы общества потребления так уж преуспели — почему же и сегодня, спустя почти двести лет после предсказания этой гибели христианства, люди по-прежнему ходят в Церковь и отмечают праздник Пасхи как самый любимый?
Больше ста пятидесяти лет назад датский философ Серен Киркегор в своих работах много и подробно рассуждал о том, что позднее назовут «кризисом христианства» и что философ Фридрих Ницше, будучи еще и хорошим поэтом, сформулирует короче и точнее, назвав «Смертью Бога». Речь шла в основном о том, что подлинное христианство, основанное на мистической вере и являющееся во многом духовной практикой сопротивления злу, искажается и превращается в философско-социальную систему, которая самим своим прагматично-логическим построением убивает суть веры. С тех пор эти самые враги веры в лице рационализма, науки и выставления на продажу всего, что можно продать, сделали гигантские успехи. В Испании эти процессы тоже шли полным ходом: Мигель де Унамуно, наиболее известный религиозный мыслитель Испании двадцатого века, даже выучил датский язык, чтобы лучше понять работы Киркегора, а позднее обобщил и изложил часть своих размышлений, издав работу «Агония христианства». Речь вовсе не шла о том, что передовые философы становились воинствующими атеистами, речь скорее шла о том, что Унамуно, вслед за Ницше и Киркегором, видел эту опасность подмены подлинных ценностей христианской веры более рациональными ценностями, провозглашаемыми со всех сторон философами новых школ, моралистами буржуазии, учеными-материалистами и другими реформаторами. Их «корректировки» христианства уничтожают саму суть идеи — так считали Унамуно и многие другие.
Правы ли были они? Сегодняшняя реальность выглядит гораздо циничнее мира людей прошлых веков. Взгляд современного человека уже равнодушно скользит по таким впечатляющим рекламным заголовкам как: посетите наш тренинг «Высокое искусство продаж», не задумываясь, насколько тут все плохо — и соседство продажи и искусства, и навязывание необходимости этому «искусству» обучаться. Иногда кажется, что опасения оправдались и вера выродилась в формальные, договорные отношения Церкви и людей, в которых самому Иисусу и его идеям почти нет места. Ученые и социологи считают, что современные люди по отношению к вере, Богу и Христу делятся на две группы: полные атеисты, которые прикрываются тем, что на вопрос, верят ли они в Бога, отвечают, что они агностики (то есть не верят, но допускают, что мир сложнее, чем думают материалисты). И те, кто говорят, что в Бога верят, но на самом деле живут так, как-будто никакого Иисуса Христа нет и никогда не было. В пример часто приводят американскую нацию: больше девяноста процентов ответят вам, что они примерные католики, но они никогда не читали Евангелие и им нет дела до соблюдения идеалов христианства.
С другой стороны, если прогресс, наука и идеалы общества потребления так уж преуспели — почему же и сегодня, спустя почти двести лет после предсказания этой гибели христианства, люди по-прежнему ходят в Церковь и отмечают праздник Пасхи как самый любимый?
В чем уникальность и содержание подвига Иисуса Христа
Дело в том, что Иисус Христос — не совсем обычный герой. Он не Бог. Если бы он был Бог, то не мог бы умереть, Боги бессмертны. Если бы он был просто человек, то должен был умереть. Люди смертны. Даже если взять во внимание многочисленные восточные теории о переселении душ (метампсихоз), то в любом случае тело смертно, а новое тело ничего не помнит. Поэтому вопрос о смерти и последующем воскресении Христа нельзя понимать просто, как возвращение к жизни. Тут важны все нюансы и точные формулировки. Видимо, следует сказать так: Христос — герой, пророк, человек, рожденный от Бога и земной Женщины, подвиг которого состоит в том, что он победил смерть.
Когда мы говорим, что Боги бессмертны, мы вынуждены делать оговорку: бессмертны, но не всесильны, у каждого из богов есть пределы власти и возможностей. В частности — королевства разделены. Аид правит царством мертвых. Ему нужна была жена и приглянулась Персефона, но от Персефоны на земле много чего зависело, в частности приход весны, и боги достигли компромисса: Персефона — единственная из богов, получила право «жить на два дома», точнее, на два Царства. Но только она, и не забудем, что Персефона «своя», ведь она не человек, а богиня. Что касается людей, то известны две попытки победить смерть. Сначала хитростью (Сизиф). Сизиф уговорил жену не хоронить его, чтобы душа зависла между царствами живых и мертвых. Обманом и красноречием он уговорил Персефону отпустить его душу на время из Царства мертвых, свалив на жену вину за нерешенный с телом вопрос. На самом деле, конечно, Сизиф планировал остаться среди живых. Понятно, что расчет Сизифа оказался неверен и Аид покарал его, вернув в Царство мертвых и заставив вечно мучиться с камнем. Вторая попытка была совершена музыкантом Орфеем, положившимся на свое искусство. Его возлюбленная погибла, и Орфей, преодолев силовые структуры и бюрократические препоны в лице Харона и Цербера, получил согласие Аида на возвращение Эвридики, при условии, что он вернется, не оглядываясь. Аид хорошо знал человеческую природу, поэтому и ограничился таким простым условием — «не думать про белых обезьян». Орфей оглянулся, и Аид смог оставить Эвридику себе.
Когда мы говорим, что Боги бессмертны, мы вынуждены делать оговорку: бессмертны, но не всесильны, у каждого из богов есть пределы власти и возможностей. В частности — королевства разделены. Аид правит царством мертвых. Ему нужна была жена и приглянулась Персефона, но от Персефоны на земле много чего зависело, в частности приход весны, и боги достигли компромисса: Персефона — единственная из богов, получила право «жить на два дома», точнее, на два Царства. Но только она, и не забудем, что Персефона «своя», ведь она не человек, а богиня. Что касается людей, то известны две попытки победить смерть. Сначала хитростью (Сизиф). Сизиф уговорил жену не хоронить его, чтобы душа зависла между царствами живых и мертвых. Обманом и красноречием он уговорил Персефону отпустить его душу на время из Царства мертвых, свалив на жену вину за нерешенный с телом вопрос. На самом деле, конечно, Сизиф планировал остаться среди живых. Понятно, что расчет Сизифа оказался неверен и Аид покарал его, вернув в Царство мертвых и заставив вечно мучиться с камнем. Вторая попытка была совершена музыкантом Орфеем, положившимся на свое искусство. Его возлюбленная погибла, и Орфей, преодолев силовые структуры и бюрократические препоны в лице Харона и Цербера, получил согласие Аида на возвращение Эвридики, при условии, что он вернется, не оглядываясь. Аид хорошо знал человеческую природу, поэтому и ограничился таким простым условием — «не думать про белых обезьян». Орфей оглянулся, и Аид смог оставить Эвридику себе.
В обоих этих случаях не шла речь о победе над Аидом и, тем более, над смертью. И Сизиф, и Орфей просто обращались с просьбой к Аиду и Персефоне о продлении земной жизни Сизифа и Эвридики. На самом деле, случаев оживления обычных людей куда больше. Их оживляют в легендах и сказках живой водой, сам Христос воскресил Лазаря. У многих народов есть всякие забавные обычаи, позволяющие обмануть смерть (поменяв имя, одежду и пр.). Но во всех этих случаях речь идет лишь об отсрочке смерти, а не о том, чтобы вывести душу из власти Аида. Совсем не такая история приключилась с Христом. Он сам предсказал заранее свою смерть и свое воскресение, с деталями и точными датами. Он принял мученическую смерть и вернулся из Царства Мертвых победителем, став бессмертным. То есть победил Смерть и «отменил» власть Аида. С тех пор христианство могло организовывать загробный мир по своему усмотрению.
Если вы вспомните о других людях-пророках (Моисей, Будда, Мухаммед…), то они тоже отличаются от Христа. Они — герои и пророки, но они мертвы. С другой стороны, Христос ведь тоже не остается живым в человеческом смысле, иначе каждый из нас мог бы просто зайти к нему на чашку чая, дотронуться до Иисуса, сделать «селфи» и тем самым раз и навсегда решить вопрос: воскрес ли Иисус Христос. На деле все несколько сложнее. Об этом чуть ниже.
Если вы вспомните о других людях-пророках (Моисей, Будда, Мухаммед…), то они тоже отличаются от Христа. Они — герои и пророки, но они мертвы. С другой стороны, Христос ведь тоже не остается живым в человеческом смысле, иначе каждый из нас мог бы просто зайти к нему на чашку чая, дотронуться до Иисуса, сделать «селфи» и тем самым раз и навсегда решить вопрос: воскрес ли Иисус Христос. На деле все несколько сложнее. Об этом чуть ниже.
Как отмечают Пасху в Испании
Праздник этот наиважнейший, поэтому отмечают его не один день, а больше недели, если учитывать все приготовления и сопутствующие мероприятия.
Официальная часть предусматривает такую очередность: вслед за Viernes de dolores и Sabado de passion (пятницы боли и субботы страданий, напоминающих о том, что в жизни Христа все не было безоблачным, да и сам он не обещал никому из христиан легкой жизни) наступает Domingo de Ramos (воскресенье букетов или цветов). У нас это Вербное Воскресенье и люди украшают дома веточками вербы, а в Испании с этой же целью используют белые пальмовые ветки.
На побережье Коста Бланка находится город Эльче (Elch), которому очень хочется конкурировать с Аликанте. Недавно город одержал в этом соперничестве небольшую победу, «вернув» международному аэропорту Аликанте свое имя. Вы думаете, что вы прилетаете в Аликанте? И да и нет: вы прилетаете в город Аликанте, но в аэропорт города Эльче. Небольшая путаница, как следствие здоровых провинциальных амбиций. Ну а валенсианцы, мадридцы, католики Европы и даже Папа Римский знают Эльче как «город Пальм» с самым большим парком пальм в мире (более 200 000 деревьев), бесчисленными пальмовыми питомниками с миллионами деревьев и маленьким, но гордым музеем-парком пальм Huerto del Curo. Этот дендрарий и пальмовый заповедник не поражает размерами, но притягивает ухоженностью и атмосферой, настолько уютной, что в парк хочется вернуться — мы с женой были там много раз и «подсмотрели» для своего сада там немало растений.
Официальная часть предусматривает такую очередность: вслед за Viernes de dolores и Sabado de passion (пятницы боли и субботы страданий, напоминающих о том, что в жизни Христа все не было безоблачным, да и сам он не обещал никому из христиан легкой жизни) наступает Domingo de Ramos (воскресенье букетов или цветов). У нас это Вербное Воскресенье и люди украшают дома веточками вербы, а в Испании с этой же целью используют белые пальмовые ветки.
На побережье Коста Бланка находится город Эльче (Elch), которому очень хочется конкурировать с Аликанте. Недавно город одержал в этом соперничестве небольшую победу, «вернув» международному аэропорту Аликанте свое имя. Вы думаете, что вы прилетаете в Аликанте? И да и нет: вы прилетаете в город Аликанте, но в аэропорт города Эльче. Небольшая путаница, как следствие здоровых провинциальных амбиций. Ну а валенсианцы, мадридцы, католики Европы и даже Папа Римский знают Эльче как «город Пальм» с самым большим парком пальм в мире (более 200 000 деревьев), бесчисленными пальмовыми питомниками с миллионами деревьев и маленьким, но гордым музеем-парком пальм Huerto del Curo. Этот дендрарий и пальмовый заповедник не поражает размерами, но притягивает ухоженностью и атмосферой, настолько уютной, что в парк хочется вернуться — мы с женой были там много раз и «подсмотрели» для своего сада там немало растений.
Парк пальм Huerto del Curo
Вот этот самый город — Эльче, со времен арабского владычества, умеет укутывать пальмы и прятать листья от солнечных лучей. Фотосинтеза не происходит, листья не приобретают зеленого цвета, оставаясь белыми. Зачем все это нужно делать именно так, я не знаю. Как известно, в этот день Иисус Христос на ослице въехал в Иерусалим и пальмовые ветки устилали его путь. Возможно, они были белыми. Верба — замена пальм там, где пальмы не растут. После Вербного воскресенья наступает святая неделя, заканчивающаяся Пасхой. Всю эту неделю Испания живет в особом режиме: открываются все рестораны и бары, которые уходили на зимние каникулы, заканчивают работу все банки и прочие организации, которые могут позволить себе не работать (а других в Испании и быть не может). Поэтому если у вас есть дела, срочные и важные, и вам нужны услуги риэлторов, адвокатов или банкиров — я бы на вашем месте особо на эту неделю не рассчитывал, и попросту вычеркнул бы ее из вашего рабочего графика. Да, в календаре вы этой «красной» недели не увидите, но не верьте глазам своим — Испания работать не будет. Все устроят себе маленькие каникулы — поедут к родственниками или на море. Если не смогут уехать, то примут участие в многочисленных шествиях, карнавалах, конкурсах или концертах. Для самых ленивых останутся встречи с друзьями и обильная еда, десерты и вино.
Пасхальное печенье в виде цветов, пасхальный пирог Mona de Pascua («mona» — это от арабского «munna», угощение, да и сходство с нашим выражением «манна небесная», не случайное), крашеные яйца, torrijas, похожие на французские гренки, каталонские пончики bunuelos, толедский пирог с анисом — в каждой местности есть что-то свое. Понятно, почему речь идет в основном о сладком или рыбе — мясо ведь есть нельзя, если вы решили поститься. Зато потом наступает пора всевозможных колбас. Широко известны валенсианские пасхальные колбаски. Longaniza de Pascua, в принципе, просто очень хорошая свиная колбаса, однако, сумевшая превратиться в бренд, покорить Каталонию, Арагон и даже пересечь океан: колбаса популярна в Аргентине, Уругвае и на Карибах, где ее, правда, готовят на местный манер. Обязательно в колбасе присутствует анис.
В Испании едят на Пасху баранину и кроликов, много и с аппетитом.
Пасхальное печенье в виде цветов, пасхальный пирог Mona de Pascua («mona» — это от арабского «munna», угощение, да и сходство с нашим выражением «манна небесная», не случайное), крашеные яйца, torrijas, похожие на французские гренки, каталонские пончики bunuelos, толедский пирог с анисом — в каждой местности есть что-то свое. Понятно, почему речь идет в основном о сладком или рыбе — мясо ведь есть нельзя, если вы решили поститься. Зато потом наступает пора всевозможных колбас. Широко известны валенсианские пасхальные колбаски. Longaniza de Pascua, в принципе, просто очень хорошая свиная колбаса, однако, сумевшая превратиться в бренд, покорить Каталонию, Арагон и даже пересечь океан: колбаса популярна в Аргентине, Уругвае и на Карибах, где ее, правда, готовят на местный манер. Обязательно в колбасе присутствует анис.
В Испании едят на Пасху баранину и кроликов, много и с аппетитом.
Лирическое отступление — какие праздники важнее
Разумеется, ответ содержится в простой истине — смотря для кого.
Верующие христиане убеждены, что Воскресение — самое важное событие. Категории рождения, (пере)рождения или (воз)рождения для них гораздо важнее, чем категория труда, например, или категория личного счастья.
Тут сплелось очень многое — и то, что это чудо, и то, что для победившего смерть нет уже ничего невозможного. К тому же праздновать День Рождения Христа — легко и приятно, потому что, обладая огромными достоинствами Бога (существа божественной природы), Христос лишен его недостатков. Ведь именно к Богу направляют скептики и обиженные все свои претензии, а не к Христу. К тому же у Бога нет конкретного Дня Рождения, так что и праздновать нечего, а у Иисуса Христа их целых два. Верующие люди склонны и неделю начинать с воскресенья, а самыми важными днями считать субботу и воскресение.
Судите сами: понедельник и пятница в испанском языке отсылают к планетам: Lunes (испанский понедельник) — это очевидная Луна, в Martes (вторник) мы легко узнаем планету Марс и так далее. У русских другой подход: по-недельнику («подельнику» воскресения) «вторит» следующий день, потому он и вторник. Среда — посередине, четверг и пятница — знакомые четвертый и пятый день. В общем, так мы можем долго упражняться, причем с самыми разными языками. Но в католической и православной традиции большинства стран шестой день всегда звучит как производная от слова «шаббат» (мир, покой, отдых, успокоение): такова наша «суббота» и такова испанская «sabado». А воскресенье почти всегда всегда Божий День, на русском он так прямо и называется Воскресенье, а на испанском звучит как Domingo (el dia de Dios).
Если подумать, то праздник почти всегда обозначает празднование победы над чем-то или кем-то. В этом смысле День победы над Смертью (Пасха) — очевидно во много раз важнее Дня Труда, в который человек всего-навсего побеждает лень. Поэтому Пасху и празднуют долго и вдумчиво.
В конце этого параграфа отмечу, что не в каждой культуре идеологи согласны с такой иерархией праздников. Например, коммунисты, после победоносной революции 1917 года, лишь мирились с праздником Пасхи. Полностью отменить его они не могли, но, как отмечает в своей книге «Культура Два» Владимир Паперный, категория «Труда» для коммунистов оказалось гораздо важнее, чем категории «Рождения и Смерти». Пасху в православной России продолжали отмечать, однако, вместо царских пяти праздничных дней, коммунисты сделали сначала три дня, потом два, а в 1929 году вышел и вовсе интересный указ — государственными объявлялись только 3 праздника в году: День Памяти Ленина (22 января), День Труда (1 и 2 мая) и День Революции (7 и 8 ноября). Приоритеты, как говорится, были расставлены однозначно. Никаких церковных праздников и даже Нового Года. Новой власти нужно было, чтобы люди работали. Пропущенные дни Пасхи и другие праздники приравнивались к отгулу и не оплачивались государством.
Верующие христиане убеждены, что Воскресение — самое важное событие. Категории рождения, (пере)рождения или (воз)рождения для них гораздо важнее, чем категория труда, например, или категория личного счастья.
Тут сплелось очень многое — и то, что это чудо, и то, что для победившего смерть нет уже ничего невозможного. К тому же праздновать День Рождения Христа — легко и приятно, потому что, обладая огромными достоинствами Бога (существа божественной природы), Христос лишен его недостатков. Ведь именно к Богу направляют скептики и обиженные все свои претензии, а не к Христу. К тому же у Бога нет конкретного Дня Рождения, так что и праздновать нечего, а у Иисуса Христа их целых два. Верующие люди склонны и неделю начинать с воскресенья, а самыми важными днями считать субботу и воскресение.
Судите сами: понедельник и пятница в испанском языке отсылают к планетам: Lunes (испанский понедельник) — это очевидная Луна, в Martes (вторник) мы легко узнаем планету Марс и так далее. У русских другой подход: по-недельнику («подельнику» воскресения) «вторит» следующий день, потому он и вторник. Среда — посередине, четверг и пятница — знакомые четвертый и пятый день. В общем, так мы можем долго упражняться, причем с самыми разными языками. Но в католической и православной традиции большинства стран шестой день всегда звучит как производная от слова «шаббат» (мир, покой, отдых, успокоение): такова наша «суббота» и такова испанская «sabado». А воскресенье почти всегда всегда Божий День, на русском он так прямо и называется Воскресенье, а на испанском звучит как Domingo (el dia de Dios).
Если подумать, то праздник почти всегда обозначает празднование победы над чем-то или кем-то. В этом смысле День победы над Смертью (Пасха) — очевидно во много раз важнее Дня Труда, в который человек всего-навсего побеждает лень. Поэтому Пасху и празднуют долго и вдумчиво.
В конце этого параграфа отмечу, что не в каждой культуре идеологи согласны с такой иерархией праздников. Например, коммунисты, после победоносной революции 1917 года, лишь мирились с праздником Пасхи. Полностью отменить его они не могли, но, как отмечает в своей книге «Культура Два» Владимир Паперный, категория «Труда» для коммунистов оказалось гораздо важнее, чем категории «Рождения и Смерти». Пасху в православной России продолжали отмечать, однако, вместо царских пяти праздничных дней, коммунисты сделали сначала три дня, потом два, а в 1929 году вышел и вовсе интересный указ — государственными объявлялись только 3 праздника в году: День Памяти Ленина (22 января), День Труда (1 и 2 мая) и День Революции (7 и 8 ноября). Приоритеты, как говорится, были расставлены однозначно. Никаких церковных праздников и даже Нового Года. Новой власти нужно было, чтобы люди работали. Пропущенные дни Пасхи и другие праздники приравнивались к отгулу и не оплачивались государством.
Вторая жизнь Иисуса Христа
В завершение нам предстоит постараться решить важный вопрос: куда же все-таки исчез Иисус Христос после своего воскресения?
Многочисленные и бесспорные появления Христа среди учеников и в местах скопления народа делают для верующих факт воскресения Христа бесспорным. Далее принято считать, что он вознесся на небо и занял место при своем отце небесном, став его своего рода «правой рукой». Здесь, конечно, многовато слишком смелых допущений: о существовании небесного царства, о наличии у Бога-отца правой руки и т.д. С другой стороны, данных науки пока недостаточно и для того, чтобы сомневаться в существовании Трех Царств: Живых, Мертвых и Царства Небесного.
Что касается живых, тут все понятно, мы в нем живем. Царство Мертвых находится в Преисподней и с его существованием тоже трудно спорить: человеку не удается углубиться в недра Земли. Советский Союз рвался не только в космос, но и к недрам: легендарная Кольская бурильная станция, изломав сотни алмазных сверл, добурила до двенадцатого километра и забросила свои изыскания в начале девяностых. Кроме банальных финансовых затруднений, ходили и многочисленные мрачные слухи. Как бы то ни было, у немцев и американцев денег было достаточно, но их попытки бурения так же замерли на отметках около десяти километров. А диаметр земли составляет двенадцать тысяч с лишним километров! То есть мы вынуждены с грустью констатировать, что нам ничего не известно, что происходит внутри Земли. И Царство Мертвых вполне может там располагаться. С Царством Небесным, на первый взгляд, дело обстоит проще: мы полетели в Космос. Но верующие улыбаются и говорят, что, во-первых, успехи в космосе пока очень скромные: по сути, как и в случае с бурением, мы лишь проткнули «кожу» планеты Земля. А во-вторых, Царство Небесное находится на некоем пределе, границе, о которой мы пока не имеем никакого представления. Строго говоря, ангелы и другие существа могут быть особыми энергетическими образованиями, инопланетянами, любым «иным»: современные ученые не в состоянии опровергнуть ни одну из этих гипотез. Ибо сейчас наука больше начинает исследовать свои пределы, чем свои беспредельные возможности: мы потерпели неудачу в изучении недр земли, затормозили в исследовании космоса, не можем победить проблему давления. Сейчас в науке опять наступает время вопросов, а не ответов. Поэтому Христос вполне может находиться в одном из Царств, которые нам не доступны, хотя есть и другие версии — что он удалился в далекие земли, имея чаще всего в виду загадочный Тибет. Все может быть.
Многочисленные и бесспорные появления Христа среди учеников и в местах скопления народа делают для верующих факт воскресения Христа бесспорным. Далее принято считать, что он вознесся на небо и занял место при своем отце небесном, став его своего рода «правой рукой». Здесь, конечно, многовато слишком смелых допущений: о существовании небесного царства, о наличии у Бога-отца правой руки и т.д. С другой стороны, данных науки пока недостаточно и для того, чтобы сомневаться в существовании Трех Царств: Живых, Мертвых и Царства Небесного.
Что касается живых, тут все понятно, мы в нем живем. Царство Мертвых находится в Преисподней и с его существованием тоже трудно спорить: человеку не удается углубиться в недра Земли. Советский Союз рвался не только в космос, но и к недрам: легендарная Кольская бурильная станция, изломав сотни алмазных сверл, добурила до двенадцатого километра и забросила свои изыскания в начале девяностых. Кроме банальных финансовых затруднений, ходили и многочисленные мрачные слухи. Как бы то ни было, у немцев и американцев денег было достаточно, но их попытки бурения так же замерли на отметках около десяти километров. А диаметр земли составляет двенадцать тысяч с лишним километров! То есть мы вынуждены с грустью констатировать, что нам ничего не известно, что происходит внутри Земли. И Царство Мертвых вполне может там располагаться. С Царством Небесным, на первый взгляд, дело обстоит проще: мы полетели в Космос. Но верующие улыбаются и говорят, что, во-первых, успехи в космосе пока очень скромные: по сути, как и в случае с бурением, мы лишь проткнули «кожу» планеты Земля. А во-вторых, Царство Небесное находится на некоем пределе, границе, о которой мы пока не имеем никакого представления. Строго говоря, ангелы и другие существа могут быть особыми энергетическими образованиями, инопланетянами, любым «иным»: современные ученые не в состоянии опровергнуть ни одну из этих гипотез. Ибо сейчас наука больше начинает исследовать свои пределы, чем свои беспредельные возможности: мы потерпели неудачу в изучении недр земли, затормозили в исследовании космоса, не можем победить проблему давления. Сейчас в науке опять наступает время вопросов, а не ответов. Поэтому Христос вполне может находиться в одном из Царств, которые нам не доступны, хотя есть и другие версии — что он удалился в далекие земли, имея чаще всего в виду загадочный Тибет. Все может быть.
Завершение. О кроликах, яйцах и еще некоторых не менее загадочных вещах
Яйцо как символ рождения и зародыш новой жизни вполне логично христианами рассматривается, как знак воскресения Христа.
Поэтому раскрашенные яйца (как известно, римский император сказал, что воскресение Христа не более вероятно, чем то, что яйца могут стать красными — и яйцо в его руке тут же покраснело) всегда на столе католика и православного.
Яйцами обмениваются, их ищут и находят дети, испанцы в шутку стучат яйцами по лбу своим друзьям или понравившимся девушкам в знак внимания. От серьезных и где-то даже суровых русских людей трудно ожидать всей этой наивной возни и благодушной суеты — наш народ настроен более радикально даже в праздники, поэтому яйца превращаются в оружие. Не будем сегодня в сотый раз шутить о русской угрозе и говорить о войне и трофеях, чтобы не омрачать праздник Пасхи, сформулируем лучше так: русский человек видит в «яичной битве» возможность посоревноваться, а сильнейшему получить приз в виде яйца соперника. Победитель считается «везунчиком», поймавшим удачу на весь следующий год, на том основании, что, извините, яйца у него самые крепкие.
Выражение «меряться яйцами», скорее всего, тоже связано с пасхальными яйцами, но крепость яиц тут ни при чем: возможно, речь идет о том, что яйца всячески украшали и делали всякие декоративные варианты из дерева и стекла, которые потом сравнивали. Лучшими, понятное дело, считались яйца Фаберже.
Поэтому раскрашенные яйца (как известно, римский император сказал, что воскресение Христа не более вероятно, чем то, что яйца могут стать красными — и яйцо в его руке тут же покраснело) всегда на столе католика и православного.
Яйцами обмениваются, их ищут и находят дети, испанцы в шутку стучат яйцами по лбу своим друзьям или понравившимся девушкам в знак внимания. От серьезных и где-то даже суровых русских людей трудно ожидать всей этой наивной возни и благодушной суеты — наш народ настроен более радикально даже в праздники, поэтому яйца превращаются в оружие. Не будем сегодня в сотый раз шутить о русской угрозе и говорить о войне и трофеях, чтобы не омрачать праздник Пасхи, сформулируем лучше так: русский человек видит в «яичной битве» возможность посоревноваться, а сильнейшему получить приз в виде яйца соперника. Победитель считается «везунчиком», поймавшим удачу на весь следующий год, на том основании, что, извините, яйца у него самые крепкие.
Выражение «меряться яйцами», скорее всего, тоже связано с пасхальными яйцами, но крепость яиц тут ни при чем: возможно, речь идет о том, что яйца всячески украшали и делали всякие декоративные варианты из дерева и стекла, которые потом сравнивали. Лучшими, понятное дело, считались яйца Фаберже.
Часто упоминают, что праздничные яйца прячет Пасхальный Кролик. В принципе, виноватой в исчезновении яиц должна была оказаться по логике сама курица, но у людей под подозрением оказался кролик. Скорее всего, симпатичный кролик приглянулся детям, которым интереснее весело искать сладости, чем вникать в скучные детали второго рождения Христа. Для них Пасхальный кролик является этаким весенним Дедом Морозом, который прячет шоколадные яйца в корзине в качестве подарков. Став знаменитым, Кролик и сам удостоился чести быть отлитым в шоколадную форму и получил нарядные обертки, став самым популярным шоколадным зверем. В далекие семидесятые годы, мой взрослый друг, сосед-моряк подарил мне привезенного из Германии нарядного шоколадного зайца, которого я с удовольствием съел, совершенно не осознавая, разумеется, его пасхальной природы и не ощущая никакого праздничного пафоса.
В выборе того, кто прячет, а по сути «подкладывает» в гнездо яйца для детей, почему-то у разных народов возникли разногласия: свои кандидатуры выдвигали кролики, лисицы, зайцы и даже кукушка. Но победил в итоге именно кролик, то ли в силу своей знаменитой энергии и плодовитости, то ли потому, что делать кроликов из шоколада оказалось сподручнее, чем более затейливых по форме лисиц и кукушек с их хвостами, перьями и прочими клювами. Для Испании, кстати, кролики и зайцы — особые и важные обитатели местной фауны, претендующие на первенство в истории заселения иберийского полуострова, но об этом нам придется поговорить уже как-нибудь в другой раз.
С праздником Пасхи вас!
В выборе того, кто прячет, а по сути «подкладывает» в гнездо яйца для детей, почему-то у разных народов возникли разногласия: свои кандидатуры выдвигали кролики, лисицы, зайцы и даже кукушка. Но победил в итоге именно кролик, то ли в силу своей знаменитой энергии и плодовитости, то ли потому, что делать кроликов из шоколада оказалось сподручнее, чем более затейливых по форме лисиц и кукушек с их хвостами, перьями и прочими клювами. Для Испании, кстати, кролики и зайцы — особые и важные обитатели местной фауны, претендующие на первенство в истории заселения иберийского полуострова, но об этом нам придется поговорить уже как-нибудь в другой раз.
С праздником Пасхи вас!
Также рекомендуем к прочтению:
Что едят на Пасху в Испании
Semana Santa — Страстная неделя в Испании
Как правильно выбирать испанские вина — очень подробная и пошаговая инструкция
«Сахарные» традиции Испании: чуррос, крема-каталана, туррон и шоколад — сладости, покорившие мир
«Рыбная» Испания: все о лучших рыбных традициях испанской кухни
Мясные традиции Испании — от производства до адресов лучших стейк-ресторанов
Что едят на Пасху в Испании
Semana Santa — Страстная неделя в Испании
Как правильно выбирать испанские вина — очень подробная и пошаговая инструкция
«Сахарные» традиции Испании: чуррос, крема-каталана, туррон и шоколад — сладости, покорившие мир
«Рыбная» Испания: все о лучших рыбных традициях испанской кухни
Мясные традиции Испании — от производства до адресов лучших стейк-ресторанов
Автор статьи - Дмитрий Кесадов.
Об авторе: Дмитрий Кесадов много лет живет в Испании. Имеет образование энолога. Интересуется сам и старается заинтересовать читателей вопросами вина, виноделия, гастрономии, истории и культуры Испании.