В прошлый раз мы с вами уже поговорили о рынках, но тему не раскрыли — это ясно, ведь рынки бывают разные, в том числе не только привычные ряды с фруктами и овощами. Поэтому сегодня продолжим наши изыскания на эту тему и поговорим о достаточно причудливых формах, которые принимает в сегодняшней Испании традиция рынков и ярмарок.
Рыбные биржи
Вы уже догадались, что речь у нас пойдет о специализированных рынках, сосредоточенных на какой-то конкретной теме. Возможно, что в наше скучное и рациональное время таким рынкам скоро не останется места — ведь гораздо удобнее приехать в одно место и купить там все, что нужно в мясных рядах, потом повернуть к рыбным прилавкам, затем пройти в павильон овощей: казалось бы, одни плюсы и никаких минусов. Наверное, примерно также рассуждали и те господа, которые сотню лет назад придумывали и развивали форматы универсальных магазинов, которые сейчас превратились в крупные сетевые супермаркеты. Ведь удобно! Ну а зеленщики, мясники, кондитеры и прочие пекари никуда не денутся и будут работать или сотрудничать с этими же сетями. На практике получилось немного по-другому: отчасти супермаркеты стали благом, но огромные объемы реализации привели к тому, что современные производители уже не имеют ничего общего с теми, уходящими в прошлое небольшими собственниками, знавшими каждого своего цыпленка, что он ел на завтрак и чем он болел в детстве.
Вот и испанские рыбные рынки. Казалось бы: зачем они? Но как в портовых деревнях, где вся местная жизнь водила свои хороводы вокруг моря, могли не возникнуть такие рынки? Возможно, что они со временем исчезнут, но тем больше у вас оснований посетить их сейчас.
Итак, как там все устроено? Примерно так: к вечеру, к 18-00, рыбаки привозят на такую биржу свежий улов. Мы уже здесь и следим, как пойманные рыба и морепродукты едут по движущейся ленте, останавливаясь под красной стрелой, и происходит торг по конкретному лоту. Обычно торг идет сверху вниз, то есть килограмм объявляется равным 10 евро, например, и цена снижается, пока кто-то не совершает сделку. Лента продолжает свое движение и появляется новый лот. На некоторые торги допускаются только зарегистрированные профессионалы (рестораторы, владельцы рыбных магазинов), но в этих случаях организуют отдельные витрины и прилавки для свободной продажи.
Какой резон посещать подобные рынки? Во-первых, атмосфера. Во-вторых, наличие того, что в магазинах найти трудно. Сейчас в магазинах на 90 процентов продукция — фермерская. К тому же в большинстве своем привозная. Дело в том, что любимые испанцами гамбасы у берегов Америки ловятся в таком количестве, что ими вполне можно завалить все испанские прилавки по привлекательным ценам. Моллюски альмехасы ловят у берегов Японии, Марокко и много, где еще. Но количество часто не переходит в качество. На рыбной бирже тоже не все будет из местного моря, но многое. К тому же будут попадаться экземпляры крупных диких особей: лубин, мерлуз и всякой другой рыбы. Как я уже говорил, если вам попадется хорошая, взрослая, глубоководная рыба, то ее качество будет существенно отличаться от фермерской. Я бы даже сказал, что часто между ними нет ничего общего: дикая рыба побеждает нокаутом. Но нокаутировать вас может и цена: килограмм культивируемой рыбы обойдется евро в 5, а дикой — в 15 или больше — на то и аукцион.
Бывают случаи недобросовестных продаж, к сожалению (все-таки это рынок): продажи того, что ловить не положено, или того, что поймано слишком давно и безнадежно просрочено. Увы, такие случаи бывают, но не часто, ибо у местной Гражданской Гвардии (полиция) есть специальное природоохранительное отделение, и оно не дремлет.
Где искать такие рыбные биржи? В портах. На валенсианской земле их около 20. Самые крупные в Кастельоне и Торревьехе. Есть также в Кальпе, Морайре, в Санта Поле. Главный оборот делается на маленьких рыбках типа хамсы, которая идет на маринованные «бокеронeс» (boquerones) и соленые анчоусы, ибо все это потребляется испанцами и, отчасти, туристами, в невообразимом количестве в салатах, с пивом, вином и джин-тоником. Уксус делает этих рыбок белыми, соль придает анчоусам более глубокий цвет, но рыба одна и та же. Их еще и жарят. Вторая тема по популярности — это сардины. Но, как я уже и говорил, найдете вы и устрицы с устричной фермы, расположенной недалеко от Санта-Пола, найдете белых и красных креветок из местных заливов, но главное — не пропустите настоящую дикую рыбу.
Вот и испанские рыбные рынки. Казалось бы: зачем они? Но как в портовых деревнях, где вся местная жизнь водила свои хороводы вокруг моря, могли не возникнуть такие рынки? Возможно, что они со временем исчезнут, но тем больше у вас оснований посетить их сейчас.
Итак, как там все устроено? Примерно так: к вечеру, к 18-00, рыбаки привозят на такую биржу свежий улов. Мы уже здесь и следим, как пойманные рыба и морепродукты едут по движущейся ленте, останавливаясь под красной стрелой, и происходит торг по конкретному лоту. Обычно торг идет сверху вниз, то есть килограмм объявляется равным 10 евро, например, и цена снижается, пока кто-то не совершает сделку. Лента продолжает свое движение и появляется новый лот. На некоторые торги допускаются только зарегистрированные профессионалы (рестораторы, владельцы рыбных магазинов), но в этих случаях организуют отдельные витрины и прилавки для свободной продажи.
Какой резон посещать подобные рынки? Во-первых, атмосфера. Во-вторых, наличие того, что в магазинах найти трудно. Сейчас в магазинах на 90 процентов продукция — фермерская. К тому же в большинстве своем привозная. Дело в том, что любимые испанцами гамбасы у берегов Америки ловятся в таком количестве, что ими вполне можно завалить все испанские прилавки по привлекательным ценам. Моллюски альмехасы ловят у берегов Японии, Марокко и много, где еще. Но количество часто не переходит в качество. На рыбной бирже тоже не все будет из местного моря, но многое. К тому же будут попадаться экземпляры крупных диких особей: лубин, мерлуз и всякой другой рыбы. Как я уже говорил, если вам попадется хорошая, взрослая, глубоководная рыба, то ее качество будет существенно отличаться от фермерской. Я бы даже сказал, что часто между ними нет ничего общего: дикая рыба побеждает нокаутом. Но нокаутировать вас может и цена: килограмм культивируемой рыбы обойдется евро в 5, а дикой — в 15 или больше — на то и аукцион.
Бывают случаи недобросовестных продаж, к сожалению (все-таки это рынок): продажи того, что ловить не положено, или того, что поймано слишком давно и безнадежно просрочено. Увы, такие случаи бывают, но не часто, ибо у местной Гражданской Гвардии (полиция) есть специальное природоохранительное отделение, и оно не дремлет.
Где искать такие рыбные биржи? В портах. На валенсианской земле их около 20. Самые крупные в Кастельоне и Торревьехе. Есть также в Кальпе, Морайре, в Санта Поле. Главный оборот делается на маленьких рыбках типа хамсы, которая идет на маринованные «бокеронeс» (boquerones) и соленые анчоусы, ибо все это потребляется испанцами и, отчасти, туристами, в невообразимом количестве в салатах, с пивом, вином и джин-тоником. Уксус делает этих рыбок белыми, соль придает анчоусам более глубокий цвет, но рыба одна и та же. Их еще и жарят. Вторая тема по популярности — это сардины. Но, как я уже и говорил, найдете вы и устрицы с устричной фермы, расположенной недалеко от Санта-Пола, найдете белых и красных креветок из местных заливов, но главное — не пропустите настоящую дикую рыбу.
«Блошиные» рынки
Вторая группа специализированных рынков, которую хотелось бы выделить: это так называемые блошиные рынки. Название пошло от французов, которые шутили, что на таких рынках продается одежда, изрядно потрепанная блохами и молью. На самом деле, сейчас на таких рынках продают все, что носит на себе отпечаток прошедших времен. Картины, пластинки, предметы одежды, кухонную утварь, мебель и т.д.
Найти на таких рынках картину Пикассо или скрипку Страдивари уже трудновато, но если вы коллекционируете старые утюги, печатные машинки, граммофоны, фарфоровые чашки, открытки (да мало ли что можно коллекционировать), то побродить по этим рынкам вполне стоит. Цены могут быть самыми разными, торг уместен.
Такие рынки могут быть вам очень полезны с интерьерной целью: знаете, те случаи, когда предметы главным образом выполняют «театральную» функцию декора и поддерживают стиль или создают настроение: в ваш магазин или кафе, например. А может быть, вы хотите открыть «квест» или дизайнерский бар. Мы покупали кое-что из мебели себе домой: например, можно найти недорогие старые стулья. Очень красивые, но сидеть на них, особенно солидным господам, уже небезопасно. Но если ваша главная задача в том, чтобы они просто радовали глаз — почему нет? Можно и сидеть, но тогда нужна реставрация, а она может стоить в несколько десятков раз больше той суммы, что вы потратите на рынке. Скажем, стул в стиле старой эпохи, вполне приличный на вид, вы сможете сторговать евро за 20. Почему бы не украсить им ваш холл? Для того, чтобы сидеть, у вас есть другие, новые и удобные стулья. Но, если вы захотите этот стул сделать рабочим и провести полную реставрацию, это может вылиться уже в пару сотен евро. А вот для дизайнерских целей, для создания театральной атмосферы дома или на работе, такие рынки незаменимы, ибо в антикварных магазинах совсем другие цены, а в галереях — еще выше. Вот где вы найдете блошиные рынки:
Еще приведу список работающих рынков по материалам сайта. Важное замечание: необходимо уточнять дни работы, потому что в разные времена года меняется режим работы, особенно в туристической зоне.
Найти на таких рынках картину Пикассо или скрипку Страдивари уже трудновато, но если вы коллекционируете старые утюги, печатные машинки, граммофоны, фарфоровые чашки, открытки (да мало ли что можно коллекционировать), то побродить по этим рынкам вполне стоит. Цены могут быть самыми разными, торг уместен.
Такие рынки могут быть вам очень полезны с интерьерной целью: знаете, те случаи, когда предметы главным образом выполняют «театральную» функцию декора и поддерживают стиль или создают настроение: в ваш магазин или кафе, например. А может быть, вы хотите открыть «квест» или дизайнерский бар. Мы покупали кое-что из мебели себе домой: например, можно найти недорогие старые стулья. Очень красивые, но сидеть на них, особенно солидным господам, уже небезопасно. Но если ваша главная задача в том, чтобы они просто радовали глаз — почему нет? Можно и сидеть, но тогда нужна реставрация, а она может стоить в несколько десятков раз больше той суммы, что вы потратите на рынке. Скажем, стул в стиле старой эпохи, вполне приличный на вид, вы сможете сторговать евро за 20. Почему бы не украсить им ваш холл? Для того, чтобы сидеть, у вас есть другие, новые и удобные стулья. Но, если вы захотите этот стул сделать рабочим и провести полную реставрацию, это может вылиться уже в пару сотен евро. А вот для дизайнерских целей, для создания театральной атмосферы дома или на работе, такие рынки незаменимы, ибо в антикварных магазинах совсем другие цены, а в галереях — еще выше. Вот где вы найдете блошиные рынки:
- В Валенсии по воскресеньям работает рынок Mestalla, рядом с одноименным стадионом, а коллекционеры собираются у здания La Lonja, Шелковая Биржа.
- В Бенидорме рынок "El Cisne" открыт по четвергам, субботам и воскресеньям.
Еще приведу список работающих рынков по материалам сайта. Важное замечание: необходимо уточнять дни работы, потому что в разные времена года меняется режим работы, особенно в туристической зоне.
Блошиный рынок в Испании
Лирическое, но полезное для начинающих отступление: в чем отличие коллекционера от любителя антиквариата
Эта глава может представлять для вас интерес, если, читая наши заметки, вы вдруг захотите стать серьезным коллекционером антикварных предметов или инвестировать в них. Или просто что-то кольнуло вас в сердце, и вы почувствовали внезапно, что одурманены антиквариатом и хотите заняться собирательством. Самое важное для начинающего — понять свою настоящую цель и сейчас я объясню, о чем речь на конкретном примере музыкальных инструментов.
Как я уже сказал, если идешь на блошиный рынок просто «поглазеть», то беспокоиться о своем кошельке надо только в одном смысле: чтобы его у вас не вытащили. Потому что сами вы его доставать не собираетесь. А вот если вы хотите покупать, то надо четко понимать, зачем. Приведу пример: допустим, вы коллекционируете старинные музыкальные инструменты. Если вам все-таки повезло, и вы нашли скрипку Страдивари на рынке (шучу, но для примера годится) или гитару Торреса (у гитар есть тоже свои легендарные мастера), то вы заплатите за нее некое количество условных единиц. И я вас поздравляю: инструмент у вас в Коллекции, если это и являлось вашей конечной целью. Но, допустим, что вы хотите инвестировать, то есть быть уверенным, что инструмент подлинный, редкий, и будет дорожать. Тогда вам надо получить сертификат известной фирмы, а они находятся в основном в Лондоне и Нью-Йорке, и к ним придется лететь. Сертификат «влетит», извиняюсь за каламбур, в копеечку, к тому же возникнет масса юридических вопросов: если вы купили никому неизвестную скрипку у забавного пожилого испанца на рынке, то вы спокойно пересекаете границы, но если это «оказался» Страдивари, то «здравствуй, бюрократия»: предмет тут же попадет в особый список государственного контроля и будет либо запрещен к вывозу либо вас обяжут покупать лицензию. А это серьезные деньги. И, наконец, третий случай: вы хотите, чтобы на вашем инструменте играли — вы сами, или известные музыканты, которых вы осчастливите. А это значит, что вам нужно рабочее состояние инструмента, и вам предстоит долгая и очень дорогая реставрация. И еще последующее разыгрывание, ибо большинство инструментов зазвучит далеко не сразу. Все три цели, увы, имеют совершенно разную степень затрат денег и времени.
Кстати, если мы говорим об Испании, то хорошую старинную скрипку вы здесь найдете с трудом — они в основном в Кремоне, Италия. А вот гитары — да. Можете ли вы найти на местном блошином рынке гитару, скажем, Торреса? Теоретически «да», ибо Antonio de Torres Jurado родился недалеко от Коста Бланка, в Альмерии в 1817 году и делал инструменты до 1892 года. Вы уже знаете, что испанцы живут долго, а значит всего пара поколений отделяет нас от тех лет и дедушка пожилого испанца, продающего вам старую гитару, вполне мог оказаться обладателем такой гитары Торреса из первых рук. Антонио де Торрес Хурадо так известен еще и потому, что он делал и совершенствовал такие инструменты, которые принято считать современной классической гитарой: после Торреса она практически не менялась. Ведь барочные гитары были совсем другие — с четырьмя основными двойными струнами плюс басовая пятая. Это было что-то между лютней и современной гитарой. В восемнадцатом веке работали такие мастера, как Fernando Sor, Andres Segovia, в девятнадцатом — Jose Ramirez, Manuel Ramirez, Domingo Esteso. Как я уже сказал, если вы хотите найти такой инструмент, отреставрировать его и сделать так, чтобы на нем играл виртуоз — это задача для настоящих ценителей старинного и прекрасного. А если ваша цель только коллекционировать и инвестировать, то лучше заняться американскими электрогитарами ведущих фирм-изготовителей типа Gibson, они надежнее капризного дерева.
Как я уже сказал, если идешь на блошиный рынок просто «поглазеть», то беспокоиться о своем кошельке надо только в одном смысле: чтобы его у вас не вытащили. Потому что сами вы его доставать не собираетесь. А вот если вы хотите покупать, то надо четко понимать, зачем. Приведу пример: допустим, вы коллекционируете старинные музыкальные инструменты. Если вам все-таки повезло, и вы нашли скрипку Страдивари на рынке (шучу, но для примера годится) или гитару Торреса (у гитар есть тоже свои легендарные мастера), то вы заплатите за нее некое количество условных единиц. И я вас поздравляю: инструмент у вас в Коллекции, если это и являлось вашей конечной целью. Но, допустим, что вы хотите инвестировать, то есть быть уверенным, что инструмент подлинный, редкий, и будет дорожать. Тогда вам надо получить сертификат известной фирмы, а они находятся в основном в Лондоне и Нью-Йорке, и к ним придется лететь. Сертификат «влетит», извиняюсь за каламбур, в копеечку, к тому же возникнет масса юридических вопросов: если вы купили никому неизвестную скрипку у забавного пожилого испанца на рынке, то вы спокойно пересекаете границы, но если это «оказался» Страдивари, то «здравствуй, бюрократия»: предмет тут же попадет в особый список государственного контроля и будет либо запрещен к вывозу либо вас обяжут покупать лицензию. А это серьезные деньги. И, наконец, третий случай: вы хотите, чтобы на вашем инструменте играли — вы сами, или известные музыканты, которых вы осчастливите. А это значит, что вам нужно рабочее состояние инструмента, и вам предстоит долгая и очень дорогая реставрация. И еще последующее разыгрывание, ибо большинство инструментов зазвучит далеко не сразу. Все три цели, увы, имеют совершенно разную степень затрат денег и времени.
Кстати, если мы говорим об Испании, то хорошую старинную скрипку вы здесь найдете с трудом — они в основном в Кремоне, Италия. А вот гитары — да. Можете ли вы найти на местном блошином рынке гитару, скажем, Торреса? Теоретически «да», ибо Antonio de Torres Jurado родился недалеко от Коста Бланка, в Альмерии в 1817 году и делал инструменты до 1892 года. Вы уже знаете, что испанцы живут долго, а значит всего пара поколений отделяет нас от тех лет и дедушка пожилого испанца, продающего вам старую гитару, вполне мог оказаться обладателем такой гитары Торреса из первых рук. Антонио де Торрес Хурадо так известен еще и потому, что он делал и совершенствовал такие инструменты, которые принято считать современной классической гитарой: после Торреса она практически не менялась. Ведь барочные гитары были совсем другие — с четырьмя основными двойными струнами плюс басовая пятая. Это было что-то между лютней и современной гитарой. В восемнадцатом веке работали такие мастера, как Fernando Sor, Andres Segovia, в девятнадцатом — Jose Ramirez, Manuel Ramirez, Domingo Esteso. Как я уже сказал, если вы хотите найти такой инструмент, отреставрировать его и сделать так, чтобы на нем играл виртуоз — это задача для настоящих ценителей старинного и прекрасного. А если ваша цель только коллекционировать и инвестировать, то лучше заняться американскими электрогитарами ведущих фирм-изготовителей типа Gibson, они надежнее капризного дерева.
Музей Антонио де Торрес Хурадо в Альмерии
Mercado de medieval. Ностальгия по средневековью
Вот еще один образчик сложного сплава всего древнего и современного, который представляет собой сегодняшняя Испания: mercado de medieval. Эти «средневековые» рынки регулярно проводятся во многих городах: Кордоба, Вильена, Вальядолид, на Ибице, в Лос Алькасересе и многих других. Для того, чтобы почувствовать атмосферу, лучше всего отправиться в какой-нибудь город, имеющий славную историю и находящийся в удалении от туристических троп. Мы с женой в свое время отправились в Ориуэлу. В этот день в городе разбивают как бы несколько лагерей: средневековый европейский, арабский и, возможно, какой-нибудь тематический — детский и тд. В европейской части будут при вас ковать и продавать мечи и доспехи, выпекать хлеб в печи, предлагать лечебные сборы трав со всей Испании, натуральный мармелад, домашние сыры, мед, колбасы и пироги. Обязательно будет фудкорт со всякими барами и кафе. Наверняка многие будут в средневековых костюмах, ремесленники будут что-то при вас точить, стругать, музыканты играть, кто-то будет танцевать или хотя бы пританцовывать. В общем, нужно иметь здоровые ноги, крепкий желудок и запас оптимизма. У испанцев со всеми этими тремя необходимыми условиями полный порядок. Что касается восточной части рынка, то вы сможете покататься на осликах и верблюдах, попробовать восточные сладости, купить вкусный чай из Индии или Цейлона, принять участие в конкурсе «Кто выдернет самое красивое перо из хвоста павлина». Все правда, кроме конкурса, конечно. Хотя павлины будут обязательно. На Коста-Бланке и южнее местные фермеры держат павлинов и для них это обычное дело. Ну а северным народам и вашим детям может быть интересно.
Помню, в сочинском дендрарии я как-то не на шутку увлекся и погнался за дерзким и надутым павлином, видимо, желая разглядеть его поближе. Кажется, я был уже студент, но сделайте скидку на то, что в советское время было мало развлечений, зато много недорогого сухого вина. Кроме павлинов, на таких рынках часто демонстрируют диковинных сов и филинов, разные породы орлов и ястребов. Это как птичье сафари — довольно интересно. Рынок помогает мелким фермерам и ремесленникам продавать их продукцию, но в основном это уже такое развлечение и культурно-семейное мероприятие.
Более серьезный подход ко всему старинному и винтажному, к коллекционированию старинных вещей, к изготовлению кукол, вееров и многого другого, с интересными магазинами и возможностью вживую понаблюдать за работой стеклодувов демонстрирует Барселона и проект «Испанская Деревня» (Pueblo Espanol). Проект осуществили четыре интеллектуала (архитекторы Фолгер и Равентос и художники Утрийо и Ногес); они посетили и изучили более тысячи испанских поселений и в итоге смогли застроить 42000 метров, подарив целый город удивительных «реплик» старых зданий и площадей в 1929 году. Мы с женой были там добрый десяток раз. Дело в том, что Испанская деревня именно воссоздана целиком и представляет собой чудесный сплав творческого подхода, бережного отношения к архитектуре, прекрасные виды с горы Монтжуик, интересные мастерские и магазины. Плюс никакой лишней суеты и там вы остаетесь хозяином своего времени, а вот «средневековый рынок» потребует от вас солидных усилий. Впрочем, это дело вкуса и вашего выбора.
Помню, в сочинском дендрарии я как-то не на шутку увлекся и погнался за дерзким и надутым павлином, видимо, желая разглядеть его поближе. Кажется, я был уже студент, но сделайте скидку на то, что в советское время было мало развлечений, зато много недорогого сухого вина. Кроме павлинов, на таких рынках часто демонстрируют диковинных сов и филинов, разные породы орлов и ястребов. Это как птичье сафари — довольно интересно. Рынок помогает мелким фермерам и ремесленникам продавать их продукцию, но в основном это уже такое развлечение и культурно-семейное мероприятие.
Более серьезный подход ко всему старинному и винтажному, к коллекционированию старинных вещей, к изготовлению кукол, вееров и многого другого, с интересными магазинами и возможностью вживую понаблюдать за работой стеклодувов демонстрирует Барселона и проект «Испанская Деревня» (Pueblo Espanol). Проект осуществили четыре интеллектуала (архитекторы Фолгер и Равентос и художники Утрийо и Ногес); они посетили и изучили более тысячи испанских поселений и в итоге смогли застроить 42000 метров, подарив целый город удивительных «реплик» старых зданий и площадей в 1929 году. Мы с женой были там добрый десяток раз. Дело в том, что Испанская деревня именно воссоздана целиком и представляет собой чудесный сплав творческого подхода, бережного отношения к архитектуре, прекрасные виды с горы Монтжуик, интересные мастерские и магазины. Плюс никакой лишней суеты и там вы остаетесь хозяином своего времени, а вот «средневековый рынок» потребует от вас солидных усилий. Впрочем, это дело вкуса и вашего выбора.
Заключение, и о чем мы чуть не забыли рассказать
Конечно, наш разговор отошел немного в сторону и, говоря о таких рынках как Medieval, мы скорее говорим о специальных мероприятиях, которые называют ярмарка или фестиваль. Главное отличие в том, что эти мероприятия проводятся не так регулярно, как действующий постоянно рынок, например пару раз в году. И они имеют часто узкую тематическую направленность, но зато привлекают гораздо больше участников и посетителей. Это, если можно так выразиться, «алаверды» современного города старому деревенскому рынку: это форма общения производителей и потребителей, которую изобрел город. Этих форм тоже много: например, два раза в год проходит Цветочный рынок в Пилар-де-ла-Орадада, ближайший назначен на 16 декабря 2018 года. Море цветов, деревьев и сотни садовников.
Большую популярность набирают уличные Street Food фестивали. Это когда вместе собираются забавные фургоны с различной уличной едой (мексиканской, бразильской, американской, сингапурской…): все в одном месте, и вы можете все пробовать, лавируя между вагончиками. Уличная еда имеет большое будущее, на мой взгляд. Для Сингапура и стран Востока — это уже давно норма. Европа тоже обожает уличную еду, но раньше там было все попроще: хотдоги и бургеры. Но интерес к разнообразию растет.
Мой друг преподает в университете английского города Лидс. Так вот он рассказал мне, что несколько лет назад город реконструировал торговый центр Triniti Leeds, «изюминкой» которого стал как раз небывалый по числу участников фудкорт с уличной едой всех стран мира. Центр признан самым лучшим в Великобритании, инвестиции 400 миллионов фунтов, посещение 20 миллионов человек в год, люди едут со всей Британии. Просто праздник какой-то! А вот в Испании это движение только начинается. Дело в том, что рынок общепита в Испании очень жесткий, там новые идеи имеют мало шансов выжить и инвесторы боятся рисковать. К тому же, законодательно уличная еда в Испании запрещена и нужно искать лазейки в законе. Но, тем не менее, последние лет пять я регулярно вижу афиши Street Food Market и аналогичных фестивалей. Мы были на таких мероприятиях в Аликанте и Ориуэле. Пока скорее любопытно и весело, чем вкусно, но, как я сказал, для уличной еды в Испании все только начинается и у нас есть шанс следить за ее развитием.
Я желаю вам хорошенько отдохнуть и с новыми силами отправиться на рынки и фестивали — за яркими впечатлениями и гастрономическими открытиями!
Ещё больше информации об испанских рынках читайте в специальных статьях:
Рынки Испании знаменитые и не очень: инструкция по применению
Знаменитые испанские рынки. Стоимость фруктов, ягод и овощей в сезон
Большую популярность набирают уличные Street Food фестивали. Это когда вместе собираются забавные фургоны с различной уличной едой (мексиканской, бразильской, американской, сингапурской…): все в одном месте, и вы можете все пробовать, лавируя между вагончиками. Уличная еда имеет большое будущее, на мой взгляд. Для Сингапура и стран Востока — это уже давно норма. Европа тоже обожает уличную еду, но раньше там было все попроще: хотдоги и бургеры. Но интерес к разнообразию растет.
Мой друг преподает в университете английского города Лидс. Так вот он рассказал мне, что несколько лет назад город реконструировал торговый центр Triniti Leeds, «изюминкой» которого стал как раз небывалый по числу участников фудкорт с уличной едой всех стран мира. Центр признан самым лучшим в Великобритании, инвестиции 400 миллионов фунтов, посещение 20 миллионов человек в год, люди едут со всей Британии. Просто праздник какой-то! А вот в Испании это движение только начинается. Дело в том, что рынок общепита в Испании очень жесткий, там новые идеи имеют мало шансов выжить и инвесторы боятся рисковать. К тому же, законодательно уличная еда в Испании запрещена и нужно искать лазейки в законе. Но, тем не менее, последние лет пять я регулярно вижу афиши Street Food Market и аналогичных фестивалей. Мы были на таких мероприятиях в Аликанте и Ориуэле. Пока скорее любопытно и весело, чем вкусно, но, как я сказал, для уличной еды в Испании все только начинается и у нас есть шанс следить за ее развитием.
Я желаю вам хорошенько отдохнуть и с новыми силами отправиться на рынки и фестивали — за яркими впечатлениями и гастрономическими открытиями!
Ещё больше информации об испанских рынках читайте в специальных статьях:
Рынки Испании знаменитые и не очень: инструкция по применению
Знаменитые испанские рынки. Стоимость фруктов, ягод и овощей в сезон
Автор статьи - Дмитрий Кесадов.
Об авторе: Дмитрий Кесадов много лет живет в Испании. Имеет образование энолога. Интересуется сам и старается заинтересовать читателей вопросами вина, виноделия, гастрономии, истории и культуры Испании.