Мы с вами часто возвращаемся к теме эпохи Великих Географических Открытий.
Во-первых, из-за особой роли Испании во всей этой истории; во-вторых, потому что мир после этих открытий существенно изменился.
В частности, изменился он после того, как Родриго де Херес и Луис де Торрес, любознательные компаньоны Христофора Колумба, не на шутку заинтересовались табаком и захватили его с собой на родину. И мир действительно после этого уже никогда не был прежним.
Библейское Яблоко всезнания поделило людей на мужчин и женщин. Табак разделил мир на курящих и некурящих.
Во-первых, из-за особой роли Испании во всей этой истории; во-вторых, потому что мир после этих открытий существенно изменился.
В частности, изменился он после того, как Родриго де Херес и Луис де Торрес, любознательные компаньоны Христофора Колумба, не на шутку заинтересовались табаком и захватили его с собой на родину. И мир действительно после этого уже никогда не был прежним.
Библейское Яблоко всезнания поделило людей на мужчин и женщин. Табак разделил мир на курящих и некурящих.
Что курили до Колумба
Смотря где, если говорить о Европе, Азии и прочих известных нам культурах – курение практически не было распространено. Разумеется, воскуривание ароматических трав было известно и в Египте, и в странах древнего Востока. Но курением это назвать нельзя. Я думал, что курение опиума – древнее дело, но источники указывают, что оно развивалось в Китае параллельно с курением табака, так что скорее табак мотивировал курить и другую интригующую траву или смесь, а не наоборот.
Индейцы тоже делали с табаком всякую ерунду: жевали его, изготавливали из него настои и мази в лечебных целях, воскуривали, бросая в костер, нюхали. Но при этом они еще и курили. Многие ученые приводят изображения богов ацтеков и майя с трубкой, а благодаря Фенимору Куперу и кинематографу, все знают о ритуальных трубках мира у индейцев. Трубки эти делали из обычного дерева, выжигая или выскабливая середину, а чубук – из камня, скорее больше похожего на затвердевшую глину.
Считается, что табак был важен для индейцев как наркотик в ритуальных целях, но это маловероятно: в распоряжении индейцев были куда более эффективные галлюциногены. Тот же пейот (плоды кактуса), служил отличным сырьем для более чем термоядерного напитка, способного отправлять индейцев, когда им этого хотелось, в дальний путь исследований границ сознания. Процедура подробно описана в книгах Карлоса Кастанеды. А табак использовался несколько иначе.
В общем, по части сырья (табака и не только), индейцы были на высоте, а вот в области технологий наоборот – до сигар и «правильных» трубок им было еще очень далеко. Они просто перевязывали табачные листья веревочкой и дымили. Иногда через трубочку. Процесс ферментации был им знаком, листья они сушили и выдерживали.
То есть испанцы на блюдечке получили сырье и основу технологий, но все остальное – заслуга испанцев. Правда, какое-то время в Европе люди тоже занимались всякой чепухой, как и индейцы: табак мяли, нюхали, жевали, нагревали, сжигали, использовали в медицине. Испанский врач Николас Мондарес насчитал тридцать шесть болезней, от которых мог вылечить табак. Вся эта суета и эксперименты с табаком продолжались почти весь шестнадцатый век.
Но все это отступило на второй план, когда стали понятны финансовые перспективы и масштабы рынка курильщиков.
Открытие Табака и явление его Европе
Итак, в августе 1492 года корабли Колумба вышли из Палос-де-ла-Фронтера, а осенью достигли тех мест и островов, которые позднее назвали Багамскими и Мантильскими островами, Карибским морем и пр. Нас в основном будет интересовать остров Куба, который в дальнейшем показал миру «кто главный» в табачном деле и в мире сигар.
Местные туземцы сразу принесли в дар нарядным испанцам табачные листья, но Колумба они не интересовали, он был больше по части золота и серебра. Дальше история гласит, что два моряка-испанца (из всего экипажа), проявили интерес к табаку и курению, – Луис де Торрес и Родриго де Херес.
На самом деле, первый из них был не совсем испанцем (а евреем-марраном, перешедшим в христианство после вышедшего закона о том, что католичество становится единственной легальной религией), и совсем не моряком. Его взяли в команду как человека образованного, со знанием языков, в качестве переводчика. Почему Колумб решил, что на новых землях местные аборигены будут говорить на иврите или на арабском языке, – не совсем понятно. Возможно, он не исключал того, что все-таки приплывет на Восток (хотя большинство историков считают, что сам Колумб так не думал, а просто ему так было проще: убеждать спонсоров плыть за восточными богатствами, а не неведомо куда). Луис де Торрес с интересом отнесся к табаку, но дальше мы теряем его следы – он не вернулся в Испанию, остался в Новом Свете. Возможно, этот достойный человек погиб (одна из версий), но, вполне возможно, что он стал плантатором и выращивал табак.
А вот второй наш герой действительно был моряк и испанец, уроженец города Ayamonte, который расположен на границе с Португалией. Он и является самым важным действующим лицом нашей истории. Родриго проникся к табаку, оценил все прелести курения и привез его с собой.
На родине был неправильно понят Инквизицией и отправлен в тюрьму за дьявольский навык пускать дым изо рта. А чего еще следовало ожидать от Церкви и современников Родриго, если даже через сто лет в Европе были нередки случаи, когда слуги выливали на голову своим господам ведро воды, чтобы потушить «горящего хозяина», когда тот всего-навсего впервые закуривал при слуге трубку или сигару.
В 1501 году Родриго пошел «мотать срок», а в 1508 году уже вышел, так как табак был легализован. Приехав на родину, Родриго был удивлен происшедшими за какие-то десять лет изменениями: дымили все подряд.
Индейцы называли табак «коноба», а свернутые в трубку и обернутые в пальмовый лист цилинры – «тобаго». Прижилось второе слово, во многих языках теперь звучащее как «табак».
Местные туземцы сразу принесли в дар нарядным испанцам табачные листья, но Колумба они не интересовали, он был больше по части золота и серебра. Дальше история гласит, что два моряка-испанца (из всего экипажа), проявили интерес к табаку и курению, – Луис де Торрес и Родриго де Херес.
На самом деле, первый из них был не совсем испанцем (а евреем-марраном, перешедшим в христианство после вышедшего закона о том, что католичество становится единственной легальной религией), и совсем не моряком. Его взяли в команду как человека образованного, со знанием языков, в качестве переводчика. Почему Колумб решил, что на новых землях местные аборигены будут говорить на иврите или на арабском языке, – не совсем понятно. Возможно, он не исключал того, что все-таки приплывет на Восток (хотя большинство историков считают, что сам Колумб так не думал, а просто ему так было проще: убеждать спонсоров плыть за восточными богатствами, а не неведомо куда). Луис де Торрес с интересом отнесся к табаку, но дальше мы теряем его следы – он не вернулся в Испанию, остался в Новом Свете. Возможно, этот достойный человек погиб (одна из версий), но, вполне возможно, что он стал плантатором и выращивал табак.
А вот второй наш герой действительно был моряк и испанец, уроженец города Ayamonte, который расположен на границе с Португалией. Он и является самым важным действующим лицом нашей истории. Родриго проникся к табаку, оценил все прелести курения и привез его с собой.
На родине был неправильно понят Инквизицией и отправлен в тюрьму за дьявольский навык пускать дым изо рта. А чего еще следовало ожидать от Церкви и современников Родриго, если даже через сто лет в Европе были нередки случаи, когда слуги выливали на голову своим господам ведро воды, чтобы потушить «горящего хозяина», когда тот всего-навсего впервые закуривал при слуге трубку или сигару.
В 1501 году Родриго пошел «мотать срок», а в 1508 году уже вышел, так как табак был легализован. Приехав на родину, Родриго был удивлен происшедшими за какие-то десять лет изменениями: дымили все подряд.
Индейцы называли табак «коноба», а свернутые в трубку и обернутые в пальмовый лист цилинры – «тобаго». Прижилось второе слово, во многих языках теперь звучащее как «табак».
Родина сигар – Испания. Королевская Севильская Фабрика. Андалусия – край курильщиков сигар
Родиной сигар многие считают Кубу, хотя правильнее все-таки формулировать так. Куба или Америка в целом – родина табака, а родина сигар все-таки Испания.
Как я уже писал выше, испанцы еще от индейцев узнали, что табак реально вырастить там, где сухой климат и сухая почва. Влажность важна, но в нужные моменты и в определенном количестве. Кастильские дворяне подумали, что окрестности Толедо и Мадрида вполне подойдут.
Дачи мадридцев в тех краях называли «cigarrales" по имени цикад, которых в этих краях водилось множество. Поскольку первые сигары имели только один формат figurados, зауженный с двух концов, на ум местным жителям и работникам постоянно приходила форма тела цикад и сигары стали называть cigarro.
Так их называют везде и сейчас, кроме Кубы, где сохранилось название tabaco и Португалии, где используют бенгальское слово для формы figurado и всех прочих сигар: cheroot.
В начале семнадцатого века табак выращивали уже не только на Карибских островах, но и во многих странах Европы. А «рулили» всем процессом, разумеется, из Мадрида.
Но если вам показалось, что сигарной столицей следует считать Мадрид, то это не так. Сигарной столицей Америки и Европы стала Севилья, потому что корабли из Америки прибывали к побережью и по Гвадалквивиру заходили в порт Севильи. Город не просто грузил товары в обе стороны. Все дворяне, которые прибывали из Америки и отбывали туда – тоже останавливались в Севилье. И надо учесть, что у испанской Короны были большие виды на производство сигар, она планировала делать сигары сама. То, что свободная конкуренция – двигает бизнес, придумали для простаков. Испанский Король прекрасно понимал, что лучше всего для бизнеса – монополия на табак.
Поэтому в 1717 году появился соответствующий королевский указ короля Филиппа, объявляющий вне закона все сигары, кроме тех, которые произведены государством, то есть Королем. Производство было сосредоточено в Севилье и в 1728 году была построена специальная фабрика за чертой города, где работать было удобнее. Правда, после этого ее еще много лет достраивали. Она была спроектирована военными инженерами, ибо других тогда просто не было. Монополия просуществовала сто лет, и все это время Севильская Фабрика буквально заваливала золотом казну, производя сигары для всей Европы.
До сих пор в Андалусии и Севилье гораздо лояльнее относятся к курильщикам и сигары курят повсеместно. А в те годы отношение было вообще особым, фабрика охранялась как стратегический объект. На фабрике работали тысячи человек. По крайней мере одного работника этой фабрики вы знаете: это знаменитая Кармен, которая именно там работала скрутчицей сигар, но, конечно, куда лучше у нее получалось «крутить» романы с мужчинами. Интересно, что в Севилье жила не только самая страстная женщина в истории, но и самый знаменитый герой-любовник Дон Хуан (Жуан), герой пьесы Тирсо де Молина. Сам Тирсо де Молина был мадридцем и одна из его лучших книг называется «Толедские виллы», недалеко от которых и раскинулись первые плантации табака. Но аристократы имели дачи не только в Мадриде, но и в Севилье, а климат Севильи для табака подходит лучше, так что табачной столицей в итоге стала Севилья.
Если вы соберетесь посетить этот город, то точно не пожалеете об этом. Город с точки зрения туристических маршрутов держится в тени знаменитых Мадрида и Барселоны, но я был заворожен лабиринтами улиц, еврейским кварталом, красотой деталей и арабским влиянием в архитектуре. Мы были несколько скептически настроены – кому интересен тысячный дворец или собор, но архитектура Севильи имеет, безусловно, свой характер. Центр города устроен крайне хитро: улицы закручиваются в спирали и лабиринты не только по горизонтали, но и по вертикали, поднимаясь вверх и опускаясь вниз, заканчиваясь неожиданными тупиками и завиваясь в немыслимые круги. Даже с навигатором там непросто. Балкон Розины («Севильский цирюльник»), мы так и не смогли найти, хотя наверняка были от него в двух шагах.
Итак, Фабрика в Севилье, Tabacalera, принадлежала государству и делала сигары.
Сигары стоили дорого и основным потребителем были аристократы, военные, состоятельные люди. Но и простому народу надо было что-то курить, поэтому первые прообразы сигарет появились там же – рабочие просто подбирали обрезки от сигарных листов, оборачивали их бумагой и курили. Формат «фигурадос» вскоре перестал быть единственным – для королевского двора сделали прямые сигары и назвали их Coronas.
В Испании до сих пор, кстати, все, что связано с производством и продажей табака – под жестким контролем государства.
Сейчас в здании бывшей фабрики – Университет. Однако это вовсе не значит, что испанцы занялись Наукой, а курить и производить сигары бросили как дело вредное и бесперспективное. Об этом чуть ниже.
Как я уже писал выше, испанцы еще от индейцев узнали, что табак реально вырастить там, где сухой климат и сухая почва. Влажность важна, но в нужные моменты и в определенном количестве. Кастильские дворяне подумали, что окрестности Толедо и Мадрида вполне подойдут.
Дачи мадридцев в тех краях называли «cigarrales" по имени цикад, которых в этих краях водилось множество. Поскольку первые сигары имели только один формат figurados, зауженный с двух концов, на ум местным жителям и работникам постоянно приходила форма тела цикад и сигары стали называть cigarro.
Так их называют везде и сейчас, кроме Кубы, где сохранилось название tabaco и Португалии, где используют бенгальское слово для формы figurado и всех прочих сигар: cheroot.
В начале семнадцатого века табак выращивали уже не только на Карибских островах, но и во многих странах Европы. А «рулили» всем процессом, разумеется, из Мадрида.
Но если вам показалось, что сигарной столицей следует считать Мадрид, то это не так. Сигарной столицей Америки и Европы стала Севилья, потому что корабли из Америки прибывали к побережью и по Гвадалквивиру заходили в порт Севильи. Город не просто грузил товары в обе стороны. Все дворяне, которые прибывали из Америки и отбывали туда – тоже останавливались в Севилье. И надо учесть, что у испанской Короны были большие виды на производство сигар, она планировала делать сигары сама. То, что свободная конкуренция – двигает бизнес, придумали для простаков. Испанский Король прекрасно понимал, что лучше всего для бизнеса – монополия на табак.
Поэтому в 1717 году появился соответствующий королевский указ короля Филиппа, объявляющий вне закона все сигары, кроме тех, которые произведены государством, то есть Королем. Производство было сосредоточено в Севилье и в 1728 году была построена специальная фабрика за чертой города, где работать было удобнее. Правда, после этого ее еще много лет достраивали. Она была спроектирована военными инженерами, ибо других тогда просто не было. Монополия просуществовала сто лет, и все это время Севильская Фабрика буквально заваливала золотом казну, производя сигары для всей Европы.
До сих пор в Андалусии и Севилье гораздо лояльнее относятся к курильщикам и сигары курят повсеместно. А в те годы отношение было вообще особым, фабрика охранялась как стратегический объект. На фабрике работали тысячи человек. По крайней мере одного работника этой фабрики вы знаете: это знаменитая Кармен, которая именно там работала скрутчицей сигар, но, конечно, куда лучше у нее получалось «крутить» романы с мужчинами. Интересно, что в Севилье жила не только самая страстная женщина в истории, но и самый знаменитый герой-любовник Дон Хуан (Жуан), герой пьесы Тирсо де Молина. Сам Тирсо де Молина был мадридцем и одна из его лучших книг называется «Толедские виллы», недалеко от которых и раскинулись первые плантации табака. Но аристократы имели дачи не только в Мадриде, но и в Севилье, а климат Севильи для табака подходит лучше, так что табачной столицей в итоге стала Севилья.
Если вы соберетесь посетить этот город, то точно не пожалеете об этом. Город с точки зрения туристических маршрутов держится в тени знаменитых Мадрида и Барселоны, но я был заворожен лабиринтами улиц, еврейским кварталом, красотой деталей и арабским влиянием в архитектуре. Мы были несколько скептически настроены – кому интересен тысячный дворец или собор, но архитектура Севильи имеет, безусловно, свой характер. Центр города устроен крайне хитро: улицы закручиваются в спирали и лабиринты не только по горизонтали, но и по вертикали, поднимаясь вверх и опускаясь вниз, заканчиваясь неожиданными тупиками и завиваясь в немыслимые круги. Даже с навигатором там непросто. Балкон Розины («Севильский цирюльник»), мы так и не смогли найти, хотя наверняка были от него в двух шагах.
Итак, Фабрика в Севилье, Tabacalera, принадлежала государству и делала сигары.
Сигары стоили дорого и основным потребителем были аристократы, военные, состоятельные люди. Но и простому народу надо было что-то курить, поэтому первые прообразы сигарет появились там же – рабочие просто подбирали обрезки от сигарных листов, оборачивали их бумагой и курили. Формат «фигурадос» вскоре перестал быть единственным – для королевского двора сделали прямые сигары и назвали их Coronas.
В Испании до сих пор, кстати, все, что связано с производством и продажей табака – под жестким контролем государства.
Сейчас в здании бывшей фабрики – Университет. Однако это вовсе не значит, что испанцы занялись Наукой, а курить и производить сигары бросили как дело вредное и бесперспективное. Об этом чуть ниже.
Испания – сигарный и сигаретный рай
Когда мы с женой впервые приехали в Испанию, нас удивила та степень свободы, которую в Испании имели курильщики.
Конечно, в перестроечной России тоже все было с курением в порядке. Штирлиц спокойно курил рядом с беременной радисткой Кэт и ни его, ни радистку это не напрягало.
В общем, удивить нас было трудно, однако вот несколько отличий. Во-первых, с некоторыми оговорками, но в России победили сигареты и папиросы, – как я говорю, главную роль играли «курильщики бумаги». Трубка воспринималась как примета интеллигента (Янковский, Ширвиндт, Ливанов – Шерлок Холмс), сигары тоже были экзотикой и приметой «буржуев», несмотря на массовые продажи и производство.
А в Испании курили все и всё: самокрутки, сигариллы, сигары машинные, сигары ручной сборки, трубки. Курили везде: в парках, на пляже, в больницах, ресторанах. Панкующая молодежь бросала окурки прямо на землю, но точно также поступала респектабельная публика в барах магазинов El Corte Ingles. Как вы уже поняли, сотни тысяч испанцев столетиями работали в этой отрасли: выращивали табак, ввозили и вывозили его, делали сигары. Это их образ жизни и история их семей. Они курят сигары на свадьбах, крестинах, причем это должны сделать даже некурящие – это часть ритуалов, как трубка мира у индейцев.
Какие две сигарные столицы в мире? Конечно же США и Испания. США, которые многие представляют себе по центральным и северным штатам – это совсем не вся Америка. Половина Америки говорит на испанском языке (самый популярный язык в Америке), пьет ром и курит сигары. Флорида, Карибский бассейн, Техас, Майями во многом ближе к Испании, чем к центральной Америке. Мой друг летом живет в Нью-Йорке, а зимой в Майями и говорит, что чувствует себя там так, как-будто находится в Испании.
Так вот, Америка – родина табака и всегда курила много. Были сигары кубинские – прекрасно. Испортились отношения с Кубой – будем курить доминиканские и никарагуанские. Да и коннектикутский табак неплох. И в этой «испанской» части Америки очень сильно до сих пор испанское присутствие.
То есть «золотые века» Испанской монополии миновали, но влияние испанцев и потомков испанских семей на мировом рынке табака – осталось очень сильным. Если объемы производства сигар в самой Испании сократилось, а многие фабрики Tabacalera по всей стране были переоборудованы, как в Севилье под Университет или в Сан-Себастьяне под Выставочный Центр и Музей, то это вовсе не значит, что влияние Испании ослабло.
Вы найдете «испанский след» практически во всех странах крупных производителей сигар.
Например, давайте бегло ознакомимся с биографией Алонсо Менендеса, создателя самой продаваемой в мире сигары «Montecristo №4».
Выходец из Испании. Занимался плантациями во Флориде. Приехал на Кубу. Вместе с партнером Пепе Гарсиа расширял предприятие, купил Uppman. Сделал сигары Montecristo.
В 1959 году, когда революция решила «прихватизировать» табачные фабрики, был схвачен солдатами и отправлен на корабле в Испанию. Сделал на Канарских островах сигары Montecruz, хорошие и успешно продаваемые. Потом сделал в Доминиканах «двойник» своих любимых Montecristo. То есть жизнь этого испанца и сигары – неразлучны.
После всех революций, Куба косвенно признала, что испанские корни и связи им необходимы: в двухтысячном году завершилась сделка о продаже половины кубинской сигарной промышленности испанцам. Юридически и структурно – это довольно сложная и многоступенчатая сделка с участием французского и американского капитала, но суть ее прозрачна: испанцы вернули себе равноправное участие в изготовлении и продаже кубинских сигар, по-прежнему лучших в мире.
Конечно, в перестроечной России тоже все было с курением в порядке. Штирлиц спокойно курил рядом с беременной радисткой Кэт и ни его, ни радистку это не напрягало.
В общем, удивить нас было трудно, однако вот несколько отличий. Во-первых, с некоторыми оговорками, но в России победили сигареты и папиросы, – как я говорю, главную роль играли «курильщики бумаги». Трубка воспринималась как примета интеллигента (Янковский, Ширвиндт, Ливанов – Шерлок Холмс), сигары тоже были экзотикой и приметой «буржуев», несмотря на массовые продажи и производство.
А в Испании курили все и всё: самокрутки, сигариллы, сигары машинные, сигары ручной сборки, трубки. Курили везде: в парках, на пляже, в больницах, ресторанах. Панкующая молодежь бросала окурки прямо на землю, но точно также поступала респектабельная публика в барах магазинов El Corte Ingles. Как вы уже поняли, сотни тысяч испанцев столетиями работали в этой отрасли: выращивали табак, ввозили и вывозили его, делали сигары. Это их образ жизни и история их семей. Они курят сигары на свадьбах, крестинах, причем это должны сделать даже некурящие – это часть ритуалов, как трубка мира у индейцев.
Какие две сигарные столицы в мире? Конечно же США и Испания. США, которые многие представляют себе по центральным и северным штатам – это совсем не вся Америка. Половина Америки говорит на испанском языке (самый популярный язык в Америке), пьет ром и курит сигары. Флорида, Карибский бассейн, Техас, Майями во многом ближе к Испании, чем к центральной Америке. Мой друг летом живет в Нью-Йорке, а зимой в Майями и говорит, что чувствует себя там так, как-будто находится в Испании.
Так вот, Америка – родина табака и всегда курила много. Были сигары кубинские – прекрасно. Испортились отношения с Кубой – будем курить доминиканские и никарагуанские. Да и коннектикутский табак неплох. И в этой «испанской» части Америки очень сильно до сих пор испанское присутствие.
То есть «золотые века» Испанской монополии миновали, но влияние испанцев и потомков испанских семей на мировом рынке табака – осталось очень сильным. Если объемы производства сигар в самой Испании сократилось, а многие фабрики Tabacalera по всей стране были переоборудованы, как в Севилье под Университет или в Сан-Себастьяне под Выставочный Центр и Музей, то это вовсе не значит, что влияние Испании ослабло.
Вы найдете «испанский след» практически во всех странах крупных производителей сигар.
Например, давайте бегло ознакомимся с биографией Алонсо Менендеса, создателя самой продаваемой в мире сигары «Montecristo №4».
Выходец из Испании. Занимался плантациями во Флориде. Приехал на Кубу. Вместе с партнером Пепе Гарсиа расширял предприятие, купил Uppman. Сделал сигары Montecristo.
В 1959 году, когда революция решила «прихватизировать» табачные фабрики, был схвачен солдатами и отправлен на корабле в Испанию. Сделал на Канарских островах сигары Montecruz, хорошие и успешно продаваемые. Потом сделал в Доминиканах «двойник» своих любимых Montecristo. То есть жизнь этого испанца и сигары – неразлучны.
После всех революций, Куба косвенно признала, что испанские корни и связи им необходимы: в двухтысячном году завершилась сделка о продаже половины кубинской сигарной промышленности испанцам. Юридически и структурно – это довольно сложная и многоступенчатая сделка с участием французского и американского капитала, но суть ее прозрачна: испанцы вернули себе равноправное участие в изготовлении и продаже кубинских сигар, по-прежнему лучших в мире.
Лирическое отступление: о запретах
Нам не хватит времени и места обсудить – кто прав и виноват: курильщики или их противники. Лично я считаю, что мы живем в довольно лицемерное время, когда сущности все сложнее анализировать. Понятия подменяются и утрачивают свой первоначальный смысл.
Например, раньше сословие человека определялось легко: одежда, говор, манеры, речь, место проживания. Через две секунды вам становилось ясно – с кем вы имеете дело. Сейчас совсем не так: вы должны быть гораздо более проницательны. Даже то, что человек иностранец – не всегда сразу вычислишь.
Сантехник в Испании может быть одет в весьма дорогие джинсы и рубашку, а речь его не очень сильно будет отличаться от речи инженера или врача. Мир больше начинает расслаиваться по профессиям, чем по национальностям и сословиям. Может быть, это неплохо. Но есть и оборотная сторона: раньше у простого человека были свои особые права и свой образ жизни.
Само слово «бедняк» по своему значению подразумевает, что тяжелый труд и нелегкая жизнь этого человека заслуживают сочувствия и снисхождения к слабостям. У бедняков были свои радости: выпить стаканчик после работы, выкурить сигару (Очень распространены в Испании были и есть дешевые сигары: машинные и даже контрабандные, сделанные на нелегальных производствах. Говорят, их делают до сих пор, но я не встречал.), сходить на ярмарку. Сюда же входило и курение травы, марихуаны – нужно ведь трудовому человеку расслабиться.
У богатых свой мир и свои правила, у бедных – свои. Богатые – в оперу, бедные – на ярмарку. Богатые не ходили на рынок и не покупали «еду бедняков» (существовало довольно четкое разделение продуктов), даже если им этого очень хотелось.
А сейчас, после игр в демократию, эти особые права у бедных отнимают. Под предлогом, что правила одни для всех. Потому что считается, что это уже не утешение для бедняка, а разврат и слабость для «полноценного гражданина».
Официант, отбегавший с тяжелыми подносами десять часов, не может сесть и выкурить свою сигаретку в баре с бренди и кофе!? Да, приехавший на BMW солидный банкир тоже якобы это не может. Но в его распоряжении большой сад его дома, шикарные сигарные комнаты в его клубе, салон дорогого автомобиля, которым управляет водитель.
Богатым гораздо проще терпеть запреты и, уж тем более, им проще их нарушать.
В общем, запреты на курение везде, всюду и всем – на мой взгляд, перебор. А идея равенства прав и обязанностей начинает работать против простых людей. Демократия становится им невыгодной. Запреты вообще вещь мало симпатичная.
Актер Джозеф Коттен (снимался у Хичкока, Орсона Уэллса, играл на Бродвее), сказал: «Сейчас так много пишут о вреде курения, что я твердо решил бросить читать».
Сам Коттен, много и с удовольствием курящий, дожил, кстати, до 88 лет.
Например, раньше сословие человека определялось легко: одежда, говор, манеры, речь, место проживания. Через две секунды вам становилось ясно – с кем вы имеете дело. Сейчас совсем не так: вы должны быть гораздо более проницательны. Даже то, что человек иностранец – не всегда сразу вычислишь.
Сантехник в Испании может быть одет в весьма дорогие джинсы и рубашку, а речь его не очень сильно будет отличаться от речи инженера или врача. Мир больше начинает расслаиваться по профессиям, чем по национальностям и сословиям. Может быть, это неплохо. Но есть и оборотная сторона: раньше у простого человека были свои особые права и свой образ жизни.
Само слово «бедняк» по своему значению подразумевает, что тяжелый труд и нелегкая жизнь этого человека заслуживают сочувствия и снисхождения к слабостям. У бедняков были свои радости: выпить стаканчик после работы, выкурить сигару (Очень распространены в Испании были и есть дешевые сигары: машинные и даже контрабандные, сделанные на нелегальных производствах. Говорят, их делают до сих пор, но я не встречал.), сходить на ярмарку. Сюда же входило и курение травы, марихуаны – нужно ведь трудовому человеку расслабиться.
У богатых свой мир и свои правила, у бедных – свои. Богатые – в оперу, бедные – на ярмарку. Богатые не ходили на рынок и не покупали «еду бедняков» (существовало довольно четкое разделение продуктов), даже если им этого очень хотелось.
А сейчас, после игр в демократию, эти особые права у бедных отнимают. Под предлогом, что правила одни для всех. Потому что считается, что это уже не утешение для бедняка, а разврат и слабость для «полноценного гражданина».
Официант, отбегавший с тяжелыми подносами десять часов, не может сесть и выкурить свою сигаретку в баре с бренди и кофе!? Да, приехавший на BMW солидный банкир тоже якобы это не может. Но в его распоряжении большой сад его дома, шикарные сигарные комнаты в его клубе, салон дорогого автомобиля, которым управляет водитель.
Богатым гораздо проще терпеть запреты и, уж тем более, им проще их нарушать.
В общем, запреты на курение везде, всюду и всем – на мой взгляд, перебор. А идея равенства прав и обязанностей начинает работать против простых людей. Демократия становится им невыгодной. Запреты вообще вещь мало симпатичная.
Актер Джозеф Коттен (снимался у Хичкока, Орсона Уэллса, играл на Бродвее), сказал: «Сейчас так много пишут о вреде курения, что я твердо решил бросить читать».
Сам Коттен, много и с удовольствием курящий, дожил, кстати, до 88 лет.
Завершение: немного обо всем и сразу
Писать эти заметки было не очень легко:
Во-первых, найти в открытом доступе какие-либо цифры об оборотах табачных компаний довольно сложно. Как и большинство сверхприбыльных рынков – рынок табачных изделий далеко не самый прозрачный. Скажем, только Канарские острова в свои хорошие годы производили и продавали четыреста миллионов сигар в год. Большие деньги. Поэтому большинство компаний предпочитают рассказывать о своих сигарах красивые сказки, чем приводить какие-то цифры и факты. Сигарная мафия со связями, наработанными веками, хранит свои секреты.
Во-вторых, табак продукт очень деликатный. С ним надо пожить бок о бок, полюбить его с первого взгляда или, точнее, вздоха – невозможно. Выращивать его крайне сложно. Потом надо его высушить и уже на этом этапе пути курильщиков сигар и сигарет расходятся. Искусственная сушка проходит быстро, но все основные ароматические вещества из табака уходят и его приходится потом ароматизировать. Именно так производят табак для сигарет. А вот чтобы сделать настоящую сигару (сушка, ферментация, выдержка), может уйти несколько лет. И вот ваша первая сигара перед вами.
Я, как и большинство курильщиков, которые перешли в этот вид спорта из лиги «курильщиков сигарет», – с первой сигарой наглотался ядов и был так отравлен, что, промучившись пару дней, забыл о сигарах по крайней мере на год. Я знал, что не надо затягиваться. Но дело в том, что это знание того «как не надо» – бесполезно. Нужен личный опыт и понимание того «как надо» и того, что куришь не легкими и не ртом вообще, а – носом, тщательно отслеживая хрупкий баланс пепла, аромата, тяги, огня и собственных ощущений.
И мы сегодня не успеем уже поговорить о трубках и трубочном табаке – это вообще отдельная вселенная, на которой даже опыт бывалых курильщиков сигар – бесполезен, так же, как и опыт курильщиков сигарет. Как-нибудь в другой раз.
И я ничего сегодня не успею рассказать о Кубе, этой испанской страсти и боли, об острове, на котором началась история Великой испанской Империи и, с утратой которого, эта история закончилась.
Закончилась История Имперской Испании, но не самой Испании, конечно, в любви к которой, с благодарностью за все выкуренные великолепные сигары и трубки, и за все доставленные ими радости, я признаюсь сегодня в очередной раз. Всего вам доброго, живите в свое удовольствие и ни в чем себе не отказывайте, как это стараются делать испанцы.
Во-первых, найти в открытом доступе какие-либо цифры об оборотах табачных компаний довольно сложно. Как и большинство сверхприбыльных рынков – рынок табачных изделий далеко не самый прозрачный. Скажем, только Канарские острова в свои хорошие годы производили и продавали четыреста миллионов сигар в год. Большие деньги. Поэтому большинство компаний предпочитают рассказывать о своих сигарах красивые сказки, чем приводить какие-то цифры и факты. Сигарная мафия со связями, наработанными веками, хранит свои секреты.
Во-вторых, табак продукт очень деликатный. С ним надо пожить бок о бок, полюбить его с первого взгляда или, точнее, вздоха – невозможно. Выращивать его крайне сложно. Потом надо его высушить и уже на этом этапе пути курильщиков сигар и сигарет расходятся. Искусственная сушка проходит быстро, но все основные ароматические вещества из табака уходят и его приходится потом ароматизировать. Именно так производят табак для сигарет. А вот чтобы сделать настоящую сигару (сушка, ферментация, выдержка), может уйти несколько лет. И вот ваша первая сигара перед вами.
Я, как и большинство курильщиков, которые перешли в этот вид спорта из лиги «курильщиков сигарет», – с первой сигарой наглотался ядов и был так отравлен, что, промучившись пару дней, забыл о сигарах по крайней мере на год. Я знал, что не надо затягиваться. Но дело в том, что это знание того «как не надо» – бесполезно. Нужен личный опыт и понимание того «как надо» и того, что куришь не легкими и не ртом вообще, а – носом, тщательно отслеживая хрупкий баланс пепла, аромата, тяги, огня и собственных ощущений.
И мы сегодня не успеем уже поговорить о трубках и трубочном табаке – это вообще отдельная вселенная, на которой даже опыт бывалых курильщиков сигар – бесполезен, так же, как и опыт курильщиков сигарет. Как-нибудь в другой раз.
И я ничего сегодня не успею рассказать о Кубе, этой испанской страсти и боли, об острове, на котором началась история Великой испанской Империи и, с утратой которого, эта история закончилась.
Закончилась История Имперской Испании, но не самой Испании, конечно, в любви к которой, с благодарностью за все выкуренные великолепные сигары и трубки, и за все доставленные ими радости, я признаюсь сегодня в очередной раз. Всего вам доброго, живите в свое удовольствие и ни в чем себе не отказывайте, как это стараются делать испанцы.
Также рекомендуем к прочтению:
Мадрид: история, важные факты, чем живёт город сейчас
Севилья: достопримечательности, музеи, гастрономия
Сан Себастьян - история, современность, что посмотреть
Испанский менталитет. Как формировалось испанское самосознание?
Особенности испанского нацхарактера. Почему русским хорошо в Испании?
Мадрид: история, важные факты, чем живёт город сейчас
Севилья: достопримечательности, музеи, гастрономия
Сан Себастьян - история, современность, что посмотреть
Испанский менталитет. Как формировалось испанское самосознание?
Особенности испанского нацхарактера. Почему русским хорошо в Испании?
Автор статьи - Дмитрий Кесадов.
Об авторе: Дмитрий Кесадов много лет живет в Испании. Имеет образование энолога. Интересуется сам и старается заинтересовать читателей вопросами вина, виноделия, гастрономии, истории и культуры Испании.