Информация по разделам
Антонио Гауди – каталонский архитектор, творивший на рубеже 19 и 20-го веков, его вклад во всемирное архитектурное наследие переоценить очень сложно. Увидев однажды любую из работ Гауди, забыть ее будет очень сложно – настолько неповторимым и самобытным был его стиль. Гауди был очень одаренным и талантливым архитектором и непростым человеком, большую часть его работ (от малых форм до домов и Храма Святого Семейства) он создал в Барселоне (полный список работ смотрите по ссылке). Часть из них доступны публично и посмотреть их можно бесплатно, для посещения же остальных взимается оплата. Кстати, можно немного сэкономить, если купить специальную карточку Barcelona City Pass.
Архитектура каталонского модернизма пережила свой расцвет в период с 1885 по 1950 годы и оставила важный след в культуре Барселоны. Многие из этих выдающихся зданий объявлены объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО (какие именно, мы расскажем в статье). Работы главного архитектурного гения Барселоны Антонио Гауди можно увидеть по всему городу.
Архитектура каталонского модернизма пережила свой расцвет в период с 1885 по 1950 годы и оставила важный след в культуре Барселоны. Многие из этих выдающихся зданий объявлены объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО (какие именно, мы расскажем в статье). Работы главного архитектурного гения Барселоны Антонио Гауди можно увидеть по всему городу.
Антонио Гауди
Дом Висенс
Адрес:
Carrer de les Carolines, 20
Веб-сайт
Цена билета:
Взрослый: € 16
Дети с 7 до 18 лет, студенты и пенсионеры старше 65 лет: € 14
Дети до 7 лет: бесплатно
Время работы:
Ежедневно с 10.00 до 20.00 (последний вход до 19.00)
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Годы постройки:
1883 – 1885
Дом Висенс (Casa Vicens) – первая серьезная и большая работа архитектурного гения Барселоны. Он расположен в районе Грасиа (Carrer de les Carolines, 24). В 1877 году Мануэль Висенс-и-Монтанер, владелец фабрики по производству керамической плитки и кирпича, нанял начинающего архитектора Антонио Гауди для создания проекта дома, строительство которого было завершено в 1883 – 1885 годах. В 1878 году Гауди только окончил Провинциальную школу архитектуры в Барселоне.
В 1925 году Дом Висенс был расширен Жоаном Сьерра-де-Мартинесом. До 2014 года Casa Vicens была частной резиденцией, после покупки дома банком MoraBanc была проведена крупная реставрация, и в ноябре 2017 года дом был открыта для публики в качестве музея. С 2005 года Дом Висенс входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В облике этого дома прослеживается влияние нескольких стилей, в том числе и стиля мудехар (смешение христианской и мусульманской архитектуры). Некоторые характеристики заключаются в сопоставлении геометрических масс, использовании керамической плитки, металлоконструкций и абстрактного кирпичного орнамента. Более того, в Доме Висенс архитектор впервые смешал не только разные стили, но и множество различных материалов: железо, стекло, камень, керамическую плитку. Гауди смело отошел от традиции и начал создавать свой собственный стиль, таким образом, Casa Vicens представляет новую главу в истории каталонской архитектуры, а также начало успешной карьеры великого мастера. Простоту формы здания Гауди усложнил и обогатил различными декоративными элементами, эркерами, башенками и балконами. Основу здания составляет необработанный камень, который удачно комбинируется с красным кирпичом и разноцветными изразцами.
Первые два уровня дома декорированы горизонтальными рядами керамических плиток, украшенными французскими бархатцами. Такую же плитку можно увидеть на полу в интерьере дома. Использование цветочного орнамента уже в этой первой работе свидетельствует об особом отношении и любви Гауди к природе, из которой он всю жизнь черпал вдохновение. Пальмы, бархатцы и другие растения, которые пришлось уничтожить на участке строительства дома, нашли свою вторую жизнь в декоративных элементах здания. В дальнейшем эти природные элементы будут присутствовать во многих произведениях каталонского мастера.
Carrer de les Carolines, 20
Веб-сайт
Цена билета:
Взрослый: € 16
Дети с 7 до 18 лет, студенты и пенсионеры старше 65 лет: € 14
Дети до 7 лет: бесплатно
Время работы:
Ежедневно с 10.00 до 20.00 (последний вход до 19.00)
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Годы постройки:
1883 – 1885
Дом Висенс (Casa Vicens) – первая серьезная и большая работа архитектурного гения Барселоны. Он расположен в районе Грасиа (Carrer de les Carolines, 24). В 1877 году Мануэль Висенс-и-Монтанер, владелец фабрики по производству керамической плитки и кирпича, нанял начинающего архитектора Антонио Гауди для создания проекта дома, строительство которого было завершено в 1883 – 1885 годах. В 1878 году Гауди только окончил Провинциальную школу архитектуры в Барселоне.
В 1925 году Дом Висенс был расширен Жоаном Сьерра-де-Мартинесом. До 2014 года Casa Vicens была частной резиденцией, после покупки дома банком MoraBanc была проведена крупная реставрация, и в ноябре 2017 года дом был открыта для публики в качестве музея. С 2005 года Дом Висенс входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В облике этого дома прослеживается влияние нескольких стилей, в том числе и стиля мудехар (смешение христианской и мусульманской архитектуры). Некоторые характеристики заключаются в сопоставлении геометрических масс, использовании керамической плитки, металлоконструкций и абстрактного кирпичного орнамента. Более того, в Доме Висенс архитектор впервые смешал не только разные стили, но и множество различных материалов: железо, стекло, камень, керамическую плитку. Гауди смело отошел от традиции и начал создавать свой собственный стиль, таким образом, Casa Vicens представляет новую главу в истории каталонской архитектуры, а также начало успешной карьеры великого мастера. Простоту формы здания Гауди усложнил и обогатил различными декоративными элементами, эркерами, башенками и балконами. Основу здания составляет необработанный камень, который удачно комбинируется с красным кирпичом и разноцветными изразцами.
Первые два уровня дома декорированы горизонтальными рядами керамических плиток, украшенными французскими бархатцами. Такую же плитку можно увидеть на полу в интерьере дома. Использование цветочного орнамента уже в этой первой работе свидетельствует об особом отношении и любви Гауди к природе, из которой он всю жизнь черпал вдохновение. Пальмы, бархатцы и другие растения, которые пришлось уничтожить на участке строительства дома, нашли свою вторую жизнь в декоративных элементах здания. В дальнейшем эти природные элементы будут присутствовать во многих произведениях каталонского мастера.
Дом Висенс
Дворец и парк Гуэля
Адрес:
Carrer d'Olot (главный вход)
Цена билета:
Взрослый билет: € 7.50 на сайте; € 8.50 в кассе
Дети до 6 лет бесплатно, с 7 до 12 лет: € 5.25 на сайте, € 6 в кассе
Старше 65 лет, инвалиды и сопровождающие: € 5.25 на сайте, € 6 в кассе
Время работы:
Высокий сезон (30 апреля – 26 августа) с 8.00 до 21.30
Межсезонье (25 марта – 29 апреля и 27 августа – 27 октября) с 8.00 до 20.30
Переходный сезон (17 февраля - 24 марта) с 8.00 до 19.00
Низкий сезон (28 октября – 17 февраля) с 8.00 до 18.15
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Годы постройки:
1885 - 1890
Дворец Гуэля (Palau Güell), расположенный на Каррер-Но-де-ла-Рамбла, в районе Эль-Раваль, был спроектирован Антони Гауди для промышленного магната Эусеби Гуэля и построен между 1886 и 1888 годами. Он является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО «Произведения Антони Гауди». Этот дом – одна из самых ранних работ выдающегося мастера.
Дом сосредоточен вокруг главной комнаты для приема и развлечения гостей из высшего общества. Через большие ворота конные экипажи могли сразу проехать непосредственно в подвальные конюшни, в то время как гости поднимались по лестнице наверх. Богато украшенные стены и потолки приемной комнаты замаскировали небольшие окна в верхних частях стен, через которые владельцы дома могли рассмотреть своих гостей, прежде чем поприветствовать их. Через небольшие отверстия в высоком потолке главной комнаты проникал свет от висящих там снаружи фонарей – по ночам это создавало эффект звездного неба.
В этом проекте уже прослеживается зарождение неповторимого стиля Гауди, отказ от традиционной эклектики, поиск новых форм и сочетаний архитектурных элементов. Уже здесь Гауди изящно оформляет дымоходы на крыше – в виде интересных фигур, покрытых ломаной яркой мозаикой.
В северной части Барселоны, в районе Грасия, на Кармель Хилл расположился Парк Гуэль (Park Güell) – общественный парк, состоящий из садов и оригинальных архитектурных элементов. Большой поклонник известного каталонского архитектора Эусеби Гуэль решил разбить живописный зеленый парк наподобие модных тогда английских садов и пригласил Антонио Гауди воплотить свою идею. Строительство парка шло с 1900 по 1914 годы, а официальное открытие состоялось в 1926 году. В 1984 году ЮНЕСКО объявила парк объектом Всемирного наследия.
В дизайне парка Гуэля раскрылся весь архитектурный гений Гауди – именно здесь он начал практиковать большую часть своих инновационных строительных решений, которые станут символом его органического стиля и достигнут своей кульминации в создании Собора Святого Семейства. Парк Гуэль спроектирован и создан таким образом, чтобы нести мир и спокойствие своим посетителям, позволить им наслаждаться прекрасной природой и позитивной архитектурой и скульптурой, органично интегрированной в ландшафт. Здания возле входа при всей своей оригинальности и некоторой фантастичности форм своих крыш и шпилей отлично вписываются в естественную среду парка и выглядят даже относительно незаметно, особенно если сравнивать их с другими, характерными для Гауди яркими постройками. Гауди привнес в дизайн парка множество мотивов каталонского национализма, а также элементов религиозной мистики и древней поэзии.
Самой известной достопримечательностью парка является главная терраса, окруженная длинной мозаичной скамейкой в виде морского змея. Кривые скамьи образуют ряд закруглений, тем самым невольно располагая людей друг к другу, побуждая к большей открытости и общительности. Следует отметить, что большая часть дизайна скамеек и мозаичных потолочных украшений в технике «тренкадис» («ломаной» мозаики) была создана не самим Гауди, а его сотрудником Хосепом Марией Жужолем.
Парковые дорожки местами проходят прямо по виадукам, крутым склонам парка и под арками, таким образом, они прекрасно интегрированы в ландшафт. Необычные колонны из камней, напоминающие стволы деревьев – один из самых узнаваемых символов парка Гуэль и творчества великого каталонского архитектора.
До парка Гуэль можно добраться на метро, городских или туристических автобусах. С октября 2013 года взимается входная плата за посещение Монументальной зоны (главный вход, терраса и части, содержащие мозаики), но посещение остального парка остается бесплатным.
Carrer d'Olot (главный вход)
Цена билета:
Взрослый билет: € 7.50 на сайте; € 8.50 в кассе
Дети до 6 лет бесплатно, с 7 до 12 лет: € 5.25 на сайте, € 6 в кассе
Старше 65 лет, инвалиды и сопровождающие: € 5.25 на сайте, € 6 в кассе
Время работы:
Высокий сезон (30 апреля – 26 августа) с 8.00 до 21.30
Межсезонье (25 марта – 29 апреля и 27 августа – 27 октября) с 8.00 до 20.30
Переходный сезон (17 февраля - 24 марта) с 8.00 до 19.00
Низкий сезон (28 октября – 17 февраля) с 8.00 до 18.15
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Годы постройки:
1885 - 1890
Дворец Гуэля (Palau Güell), расположенный на Каррер-Но-де-ла-Рамбла, в районе Эль-Раваль, был спроектирован Антони Гауди для промышленного магната Эусеби Гуэля и построен между 1886 и 1888 годами. Он является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО «Произведения Антони Гауди». Этот дом – одна из самых ранних работ выдающегося мастера.
Дом сосредоточен вокруг главной комнаты для приема и развлечения гостей из высшего общества. Через большие ворота конные экипажи могли сразу проехать непосредственно в подвальные конюшни, в то время как гости поднимались по лестнице наверх. Богато украшенные стены и потолки приемной комнаты замаскировали небольшие окна в верхних частях стен, через которые владельцы дома могли рассмотреть своих гостей, прежде чем поприветствовать их. Через небольшие отверстия в высоком потолке главной комнаты проникал свет от висящих там снаружи фонарей – по ночам это создавало эффект звездного неба.
В этом проекте уже прослеживается зарождение неповторимого стиля Гауди, отказ от традиционной эклектики, поиск новых форм и сочетаний архитектурных элементов. Уже здесь Гауди изящно оформляет дымоходы на крыше – в виде интересных фигур, покрытых ломаной яркой мозаикой.
В северной части Барселоны, в районе Грасия, на Кармель Хилл расположился Парк Гуэль (Park Güell) – общественный парк, состоящий из садов и оригинальных архитектурных элементов. Большой поклонник известного каталонского архитектора Эусеби Гуэль решил разбить живописный зеленый парк наподобие модных тогда английских садов и пригласил Антонио Гауди воплотить свою идею. Строительство парка шло с 1900 по 1914 годы, а официальное открытие состоялось в 1926 году. В 1984 году ЮНЕСКО объявила парк объектом Всемирного наследия.
В дизайне парка Гуэля раскрылся весь архитектурный гений Гауди – именно здесь он начал практиковать большую часть своих инновационных строительных решений, которые станут символом его органического стиля и достигнут своей кульминации в создании Собора Святого Семейства. Парк Гуэль спроектирован и создан таким образом, чтобы нести мир и спокойствие своим посетителям, позволить им наслаждаться прекрасной природой и позитивной архитектурой и скульптурой, органично интегрированной в ландшафт. Здания возле входа при всей своей оригинальности и некоторой фантастичности форм своих крыш и шпилей отлично вписываются в естественную среду парка и выглядят даже относительно незаметно, особенно если сравнивать их с другими, характерными для Гауди яркими постройками. Гауди привнес в дизайн парка множество мотивов каталонского национализма, а также элементов религиозной мистики и древней поэзии.
Самой известной достопримечательностью парка является главная терраса, окруженная длинной мозаичной скамейкой в виде морского змея. Кривые скамьи образуют ряд закруглений, тем самым невольно располагая людей друг к другу, побуждая к большей открытости и общительности. Следует отметить, что большая часть дизайна скамеек и мозаичных потолочных украшений в технике «тренкадис» («ломаной» мозаики) была создана не самим Гауди, а его сотрудником Хосепом Марией Жужолем.
Парковые дорожки местами проходят прямо по виадукам, крутым склонам парка и под арками, таким образом, они прекрасно интегрированы в ландшафт. Необычные колонны из камней, напоминающие стволы деревьев – один из самых узнаваемых символов парка Гуэль и творчества великого каталонского архитектора.
До парка Гуэль можно добраться на метро, городских или туристических автобусах. С октября 2013 года взимается входная плата за посещение Монументальной зоны (главный вход, терраса и части, содержащие мозаики), но посещение остального парка остается бесплатным.
Дом Бальо
Адрес:
Passeig de Gràcia, 43
Веб-сайт
Билеты:
Большой выбор разных опций.
Советуем покупать on-line с целью экономии (билеты в кассе дороже на 4 евро).
Время работы:
Круглый год с 9.00 до 21.00
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Годы постройки:
1904 – 1906
Дом Бальо (Casa Batlló) – это один из шедевров Антонио Гауди, знаменитое модернистское здание, расположенное в центре Барселоны, рядом с двумя замечательными зданиями в стиле модерн – Домом Амалье и Домом Льео-и-Морера (так называемый «Квартал Несогласия»). В 1904 году Гауди сделал реконструкцию существующего дома, после чего это здание обрело необыкновенный вид. Помощники Гауди Доменек Сугранес-и-Грас (Domènec Sugrañes i Gras), Жозеп Каналета (Josep Canaleta) и Жоан Рубио (Joan Rubió) также внесли свой вклад в проект по реконструкции. Дом Бальо еще называют Домом Костей (Casa dels ossos) из-за своей скелетообразной отделки фасада, большая часть которого украшена красочной «ломаной» мозаикой (trencadís) интересной цветовой гаммы – от оттенков золотистого апельсина до зеленовато-голубого. Крыша дома изогнута и похожа на спину дракона или динозавра. Идея здания заключается в том, что закругление крыши слева от центра, заканчивающееся наверху башней с крестом, представляет собой копье святого Георгия (покровителя Каталонии), которое пронзает спину дракона. Глядя на дом создается ощущение, что цель создателя заключалась в том, чтобы полностью избежать прямых линий.
Владелец дома, текстильный промышленник Жосеп Бальо хотел, чтобы архитектор так проектировал дом, чтобы тот выделялся самым смелым и креативным дизайном. Жосеп и его жена были открыты любым идеям Гауди и ни в чем его не ограничивали. Здание было завершено в 1906 году. Гауди полностью изменил основные апартаменты – бельэтаж и нижний этаж, добавил новые этажи – мансарду и подвал. Он расширил и объединил световые шахты, улучшив тем самым освещение и вентиляцию здания, а также создал оригинальную мебель. В том же году Барселонский городской совет выбрал дом в качестве кандидата на награду за лучшее здание года.
В 1954 году страховая компания «Seguros Iberia» приобрела Дом Бальо и разместила там офисы. В 1983 году был восстановлен первоначальный цвет балконов, а через год сделали подсветку фасада к барселонскому фестивалю «La Mercè».
На Дом Бальо можно не только любоваться снаружи, но и зайти внутрь и оценить искусно продуманный и воплощенный дизайн просторного бельэтажа (более 700 кв. м) со световыми люками, окнами необычной формы, где всё напоминает каких-то причудливых животных. Терраса на крыше является одной из самых популярных достопримечательностей всего дома благодаря знаменитому образу дракона. Гауди условно воспроизвел позвоночник дракона, используя разноцветную мозаику с одной стороны «хребта» и черепицу в виде чешуи – с другой.
Стоимость входа в Дом Бальо составляет 28,5 евро, при покупке онлайн на сайте музея – 24,5 евро.
Passeig de Gràcia, 43
Веб-сайт
Билеты:
Большой выбор разных опций.
Советуем покупать on-line с целью экономии (билеты в кассе дороже на 4 евро).
Время работы:
Круглый год с 9.00 до 21.00
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Годы постройки:
1904 – 1906
Дом Бальо (Casa Batlló) – это один из шедевров Антонио Гауди, знаменитое модернистское здание, расположенное в центре Барселоны, рядом с двумя замечательными зданиями в стиле модерн – Домом Амалье и Домом Льео-и-Морера (так называемый «Квартал Несогласия»). В 1904 году Гауди сделал реконструкцию существующего дома, после чего это здание обрело необыкновенный вид. Помощники Гауди Доменек Сугранес-и-Грас (Domènec Sugrañes i Gras), Жозеп Каналета (Josep Canaleta) и Жоан Рубио (Joan Rubió) также внесли свой вклад в проект по реконструкции. Дом Бальо еще называют Домом Костей (Casa dels ossos) из-за своей скелетообразной отделки фасада, большая часть которого украшена красочной «ломаной» мозаикой (trencadís) интересной цветовой гаммы – от оттенков золотистого апельсина до зеленовато-голубого. Крыша дома изогнута и похожа на спину дракона или динозавра. Идея здания заключается в том, что закругление крыши слева от центра, заканчивающееся наверху башней с крестом, представляет собой копье святого Георгия (покровителя Каталонии), которое пронзает спину дракона. Глядя на дом создается ощущение, что цель создателя заключалась в том, чтобы полностью избежать прямых линий.
Владелец дома, текстильный промышленник Жосеп Бальо хотел, чтобы архитектор так проектировал дом, чтобы тот выделялся самым смелым и креативным дизайном. Жосеп и его жена были открыты любым идеям Гауди и ни в чем его не ограничивали. Здание было завершено в 1906 году. Гауди полностью изменил основные апартаменты – бельэтаж и нижний этаж, добавил новые этажи – мансарду и подвал. Он расширил и объединил световые шахты, улучшив тем самым освещение и вентиляцию здания, а также создал оригинальную мебель. В том же году Барселонский городской совет выбрал дом в качестве кандидата на награду за лучшее здание года.
В 1954 году страховая компания «Seguros Iberia» приобрела Дом Бальо и разместила там офисы. В 1983 году был восстановлен первоначальный цвет балконов, а через год сделали подсветку фасада к барселонскому фестивалю «La Mercè».
На Дом Бальо можно не только любоваться снаружи, но и зайти внутрь и оценить искусно продуманный и воплощенный дизайн просторного бельэтажа (более 700 кв. м) со световыми люками, окнами необычной формы, где всё напоминает каких-то причудливых животных. Терраса на крыше является одной из самых популярных достопримечательностей всего дома благодаря знаменитому образу дракона. Гауди условно воспроизвел позвоночник дракона, используя разноцветную мозаику с одной стороны «хребта» и черепицу в виде чешуи – с другой.
Стоимость входа в Дом Бальо составляет 28,5 евро, при покупке онлайн на сайте музея – 24,5 евро.
Дом Бальо
Каса Мила
Адрес:
Passeig de Gràcia, 92
Веб-сайт
Цена билета:
Различные опции: от € 22 до € 41
Время работы:
В высокий сезон (с 1 марта по 4 ноября) с 9.00 до 20.30 и ночные экскурсии с 21.00 до 23.00
Расписание на остальные сезоны можно узнать здесь
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Годы постройки:
1906 – 1910
Дом Каса Мила (Casa Mila), имеющий второе, данное народом прозвище «La Pedrera» («Каменоломня») из-за своего грубоватого облика – последний дом, спроектированный Гауди. Построен он был в период между 1906 и 1912 годами. В то время многие критиковали Гауди за полное несоблюдение традиционных архитектурных норм и правил; дискуссии касались, в том числе, и необычного, грубого облика железобетонного дома с волнистым фасадом и кручеными коваными элементами балконов работы дизайнера Жосепа Марии Жужоля.
На первом этаже дома располагались апартаменты владельцев, остальные квартиры предполагалось сдавать в аренду. На чердаке были расположены помещения для стирки и сушки белья. Одним из наиболее заметных элементов здания является крыша со световыми люками, лестничными выходами, вентиляторами и дымоходами. Все эти элементы, выполненные из кирпича и покрытые ломаной керамикой, осколками мрамора и стекла, имеют определенную архитектурную функцию, но также являются настоящими скульптурами, интегрированными в здание. Поэт Пере Жимферрер назвал эту необычную инсталляцию «Садом Воинов» из-за дымоходов, очень похожих на воинов в шлемах.
Уникальная особенность Каса Мила – в самонесущем каменном фасаде, в связи с чем в доме нет несущих стен, а только опорные колонны. Фасад соединяется с внутренней структурой каждого этажа с помощью изогнутых железных балок, окружающих периметр каждого этажа. Эта система строительства позволяет, с одной стороны, иметь большие отверстия-окна, дающие много света, а с другой – свободную планировку разных уровней, так что снос или добавление внутренних стен не влияют на стабильность здания.
В начале 80-х годов Каса Мила находился в плохом состоянии: фасад был покрашен мрачной коричневой краской, внутренним помещениям требовался серьезный ремонт. В 1984 году Каса Мила был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и со временем перенес реставрацию, которая вернула ему первоначальные цвет и облик.
Passeig de Gràcia, 92
Веб-сайт
Цена билета:
Различные опции: от € 22 до € 41
Время работы:
В высокий сезон (с 1 марта по 4 ноября) с 9.00 до 20.30 и ночные экскурсии с 21.00 до 23.00
Расписание на остальные сезоны можно узнать здесь
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Годы постройки:
1906 – 1910
Дом Каса Мила (Casa Mila), имеющий второе, данное народом прозвище «La Pedrera» («Каменоломня») из-за своего грубоватого облика – последний дом, спроектированный Гауди. Построен он был в период между 1906 и 1912 годами. В то время многие критиковали Гауди за полное несоблюдение традиционных архитектурных норм и правил; дискуссии касались, в том числе, и необычного, грубого облика железобетонного дома с волнистым фасадом и кручеными коваными элементами балконов работы дизайнера Жосепа Марии Жужоля.
На первом этаже дома располагались апартаменты владельцев, остальные квартиры предполагалось сдавать в аренду. На чердаке были расположены помещения для стирки и сушки белья. Одним из наиболее заметных элементов здания является крыша со световыми люками, лестничными выходами, вентиляторами и дымоходами. Все эти элементы, выполненные из кирпича и покрытые ломаной керамикой, осколками мрамора и стекла, имеют определенную архитектурную функцию, но также являются настоящими скульптурами, интегрированными в здание. Поэт Пере Жимферрер назвал эту необычную инсталляцию «Садом Воинов» из-за дымоходов, очень похожих на воинов в шлемах.
Уникальная особенность Каса Мила – в самонесущем каменном фасаде, в связи с чем в доме нет несущих стен, а только опорные колонны. Фасад соединяется с внутренней структурой каждого этажа с помощью изогнутых железных балок, окружающих периметр каждого этажа. Эта система строительства позволяет, с одной стороны, иметь большие отверстия-окна, дающие много света, а с другой – свободную планировку разных уровней, так что снос или добавление внутренних стен не влияют на стабильность здания.
В начале 80-х годов Каса Мила находился в плохом состоянии: фасад был покрашен мрачной коричневой краской, внутренним помещениям требовался серьезный ремонт. В 1984 году Каса Мила был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и со временем перенес реставрацию, которая вернула ему первоначальные цвет и облик.
Дом Кальвет
Адрес:
Carrer de Sant Marc, 57
Годы постройки:
1898 – 1900
Дом Кальвет (Casa Calvet), также расположенный в районе Эшампле (Carrer de Casp, 48), был спроектирован Гауди для текстильного промышленника Пере Мартира Кальвета-и-Карбонеля. Это был доходный дом с апартаментами хозяев в бельэтаже; построен он был между 1898 и 1900 годами. В данный момент – жилой дом с рестораном на нижнем этаже.
Исследователи творчества Гауди единодушны в том, что это здание является самым традиционным из его произведений, отчасти потому, что его нужно было внедрить между двумя старыми домами, да и расположение дома в одном из самых элегантных районов Барселоны сыграло свою роль. Симметрия, баланс и упорядоченный ритм архитектуры дома Кальвет необычны для работ Гауди. Тем не менее, здесь присутствуют и элементы модернизма – кривые линии и двойной фронтон наверху, выступающий, почти барочный эркер у входа, а также отдельные интересные детали. Выпуклые балконы чередуются с более мелкими балкончиками. Изображения грибов над эркером в центре намекают на любимое хобби владельца дома. Столбы, примыкающие к входу, выполнены в виде нагроможденных друг на друга гигантских катушек, указывающих на семейный текстильный бизнес. Между 1899 и 1906 ежегодную премию среди художественных зданий (Concurso Annual de edificios artísticos) в числе прочих выдающихся модернистских домов получил и Дом Кальвет.
Carrer de Sant Marc, 57
Годы постройки:
1898 – 1900
Дом Кальвет (Casa Calvet), также расположенный в районе Эшампле (Carrer de Casp, 48), был спроектирован Гауди для текстильного промышленника Пере Мартира Кальвета-и-Карбонеля. Это был доходный дом с апартаментами хозяев в бельэтаже; построен он был между 1898 и 1900 годами. В данный момент – жилой дом с рестораном на нижнем этаже.
Исследователи творчества Гауди единодушны в том, что это здание является самым традиционным из его произведений, отчасти потому, что его нужно было внедрить между двумя старыми домами, да и расположение дома в одном из самых элегантных районов Барселоны сыграло свою роль. Симметрия, баланс и упорядоченный ритм архитектуры дома Кальвет необычны для работ Гауди. Тем не менее, здесь присутствуют и элементы модернизма – кривые линии и двойной фронтон наверху, выступающий, почти барочный эркер у входа, а также отдельные интересные детали. Выпуклые балконы чередуются с более мелкими балкончиками. Изображения грибов над эркером в центре намекают на любимое хобби владельца дома. Столбы, примыкающие к входу, выполнены в виде нагроможденных друг на друга гигантских катушек, указывающих на семейный текстильный бизнес. Между 1899 и 1906 ежегодную премию среди художественных зданий (Concurso Annual de edificios artísticos) в числе прочих выдающихся модернистских домов получил и Дом Кальвет.
Дом Кальвет
Саграда Фамилия или Храм Святого Семейства
Адрес:
Carrer de Mallorca, 401
Веб-сайт
Цена билета:
€15
Время работы:
С апреля по сентябрь с 9.00 до 20.00
Расписание на остальные месяцы можно узнать здесь
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Годы постройки:
с 1882 года и по наше время (окончание в 2026-м году)
Самая известная работа Антонио Гауди и, пожалуй, самая главная и узнаваемая достопримечательность Барселоны – огромный, но еще незавершенный Храм Святого Семейства (The Basílica i Temple Expiatori de la Sagrada Família), который строится с 1882 года и по-прежнему финансируется за счет частных пожертвований. Полное завершение строительства этого грандиозного проекта планируется в 2026 году.
В 1882 году строительство Sagrada Família началось под началом архитектора Франсиско де Паула дель Вильяр, но уже через год, когда Вильяр подал в отставку, пост главного архитектора занял Антонио Гауди и преобразовал проект в соответствии с собственным архитектурно-инженерным стилем, сочетая готические и криволинейные формы в стиле ар-нуво. Над храмом Гауди трудился более 40 лет, до конца своей жизни в 1926 году, однако на момент его трагической гибели было завершено менее четверти проекта. Прах великого архитектора покоится здесь же, в его грандиозном творении.
Храм Святого Семейства возводился исключительно на частные пожертвования, поэтому работа шла довольно медленно. К тому же в период Гражданской войны строительство было прервано и возобновилось только в 50-х годах. С применением современных компьютерных технологий проектирования и моделирования, а также новейших разработок в строительстве уже к 2010 году проект был реализован наполовину, а в октябре 2015 года главный архитектор Жорди Фаули объявил, что строительство завершено на 70 процентов и вступило в завершающую фазу поднятия шести огромных башен. Части незавершенной базилики, многие макеты и чертежи из мастерской Гауди были уничтожены во время Гражданской войны каталонскими анархистами. Настоящий проект основывается на реконструированных версиях планов, а также на современных приспособлениях.
За вход с посетителей берется плата в размере 15-20 евро, которая идет на финансирование дальнейшего строительства храма; ежегодно Саграда Фамилия принимает около 2,5 миллионов посетителей. Примечательно, что строительство храма не поддерживается ни правительством, ни официальными церковными источниками.
Храм Святого Семейства никогда не планировался как собор или другое церковное здание, с самого начала он задумывался именно как здание в стиле собора. Стиль Sagrada Família сочетает в себе элементы разных направлений: испанской поздней готики, каталонского модернизма, символизма, каталонского новесентизма.
Первоначальный проект Гауди предполагает в общей сложности восемнадцать шпилей, представляющих Двенадцать Апостолов, Деву Марию, четырех Евангелистов, и Иисуса Христа, которого олицетворяет самая высокая башня в центре, увенчанная гигантским крестом. Общая высота главного шпиля должна составлять 170 метров – на 3 метра ниже холма Монжуик, поскольку Гауди считал, что его рукотворное создание не должно превосходить Божье творение. После возведения всех шпилей Саграда Фамилия станет самым высоким церковным зданием в мире.
Храм имеет три грандиозных фасада: фасад Рождества, обращенный на восток, западный фасад Страстей и фасад Славы на южной стороне здания, который еще предстоит завершить.
Фасад Рождества был завершен до того, как работа по возведению храма была прервана в 1935 году, и свидетельствует о самом непосредственном участии и влиянии Гауди. Фасад посвящен рождению Иисуса, он украшен сценами из его земной жизни. Характерный для Гауди натуралистический стиль нашел свое воплощение в многочисленных изображениях элементов животного и растительного мира, каждый из которых несет свое символическое значение. Три портала фасада Рождества олицетворяют три главные добродетели – Веру, Надежду и Любовь, а четыре башни, венчающие фасад посвящены святым апостолам Матфею, Варнаве (единственная башня, достроенная при жизни Гауди), Иуде и Симону Зилоту. Решив первым создать фасад Рождества, Гауди прекрасно понимал, что он не закончит церковь и поэтому ему нужно будет оставить художественный и архитектурный пример для двух других фасадов. Кроме того, он справедливо полагал, что именно фасад Рождества станет для общественности самым понятным и привлекательным.
Строительство фасада Страстей началось лишь в 1954 году, в соответствии с тем дизайном, который в 1917 году разработал Гауди, а также с его рисунками и инструкциями. Башни, построенные по эллиптическому плану, были закончены в 1976 году. Каждая из четырех башен посвящена апостолам Иакову, Фоме, Филиппу и Варфоломею.
Фасад поражает своими истощенными, измученными персонажами, в том числе изможденной фигурой Христа у столба во время бичевания, а также сценой свершившегося распятия. Эти вызывающие споры скульптурные изображения – работа каталонского скульптора Жузепа Марии Субиракса, который в 1987 году возглавил группу скульпторов в работах по декорированию фасада. Они намеренно стремились создать жесткие, угловатые формы, чтобы вызвать сильный драматический эффект. Гауди настаивал на том, что этот фасад должен внушать зрителям страх. Его проект предполагал ломаные своды и рубленые колонны, создающие темные угловатые тени, которые контрастировали бы с жестким резким светом. Эти приемы призваны усилить эффект тяжести и жестокости страданий Христа, подчеркнуть ценность его жертвы.
В отличие от богато украшенного фасада Рождества, фасад Страстей впечатляет строгостью, простотой, вырезанными из камня суровыми прямыми линиями, напоминающими кости скелета. Посвященный страданиям Христа, фасад повествует и о человеческих грехах. Сцены, вылепленные на фасаде, можно разделить на три уровня, которые поднимаются вверх в форме буквы «S». На самом нижнем уровне изображены сцены из последней ночи Христа перед распятием, включая «Тайную вечерю», «Поцелуй Иуды», «Ecce Homo» и «Суд Синедриона над Иисусом». Средний уровень изображает Голгофу, несение Креста, трех Марий, Святого центуриона Лонгина, пронзившего Иисуса копьем на кресте, Святую Веронику, а также лицо Христа на накидке Вероники, выполненное в технике hollow-face illusion. На третьем и последнем уровне можно увидеть Смерть, Погребение и Воскресение Христа. Бронзовая фигура, расположенная на мосту, соединяющем башни святого Варфоломея и святого Томаса, символизирует Вознесение Иисуса.
Фасад Славы, строительство которого началось в 2002 году, должен стать самым крупным и самым монументальным из трех фасадов и будет представлять вознесение к Богу. Он также будет изображать различные библейские сцены, такие как «Ад», «Чистилище», и будет включать в себя такие аллегории, как «Семь смертных грехов» и «Семь небесных добродетелей».
План Саграды Фамилии представляет собой латинский крест с пятью проходами. Центральные своды нефов достигают 45 метров, а боковые своды – 30 метров. Интерьер храма потрясает, в первую очередь, своими уникальными колоннами – гениальной разработкой Антонио Гауди. Удивительный рельеф колонн, вместе с их разветвлением наверху, поддерживающим свод, придает им сходство с гигантскими деревьями. Колонны являются главным несущим элементом здания. Ни одна из поверхностей интерьера церкви не является плоской – повсюду видятся украшения, плавные закругления, зубчатые рельефы, звезды. Необыкновенной красоты витражи мягко приглушают проникающий свет, подсвечивая внутреннее убранство храма разными цветовыми оттенками.
Рядом с храмом Святого Семейства расположено здание школы Sagrada Família Schools, которую создал Гауди в 1909 году для детей строителей церкви. Стены и крыша школы имеют волнистую форму, что придает используемым материалам ощущение легкости, но в то же время и большую прочность. Здание считается образцом конструктивного гения Гауди; благодаря своей простоте, выносливости, оригинальному объему, функциональности и геометрической чистоте школа послужила источником вдохновения для многих архитекторов. Подобная волнистая форма была использована такими мастерами, как Ле Корбюзье, Пьер Луиджи Нерви, Феликс Кандела и Сантьяго Калатрава.
Carrer de Mallorca, 401
Веб-сайт
Цена билета:
€15
Время работы:
С апреля по сентябрь с 9.00 до 20.00
Расписание на остальные месяцы можно узнать здесь
Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
Годы постройки:
с 1882 года и по наше время (окончание в 2026-м году)
Самая известная работа Антонио Гауди и, пожалуй, самая главная и узнаваемая достопримечательность Барселоны – огромный, но еще незавершенный Храм Святого Семейства (The Basílica i Temple Expiatori de la Sagrada Família), который строится с 1882 года и по-прежнему финансируется за счет частных пожертвований. Полное завершение строительства этого грандиозного проекта планируется в 2026 году.
В 1882 году строительство Sagrada Família началось под началом архитектора Франсиско де Паула дель Вильяр, но уже через год, когда Вильяр подал в отставку, пост главного архитектора занял Антонио Гауди и преобразовал проект в соответствии с собственным архитектурно-инженерным стилем, сочетая готические и криволинейные формы в стиле ар-нуво. Над храмом Гауди трудился более 40 лет, до конца своей жизни в 1926 году, однако на момент его трагической гибели было завершено менее четверти проекта. Прах великого архитектора покоится здесь же, в его грандиозном творении.
Храм Святого Семейства возводился исключительно на частные пожертвования, поэтому работа шла довольно медленно. К тому же в период Гражданской войны строительство было прервано и возобновилось только в 50-х годах. С применением современных компьютерных технологий проектирования и моделирования, а также новейших разработок в строительстве уже к 2010 году проект был реализован наполовину, а в октябре 2015 года главный архитектор Жорди Фаули объявил, что строительство завершено на 70 процентов и вступило в завершающую фазу поднятия шести огромных башен. Части незавершенной базилики, многие макеты и чертежи из мастерской Гауди были уничтожены во время Гражданской войны каталонскими анархистами. Настоящий проект основывается на реконструированных версиях планов, а также на современных приспособлениях.
За вход с посетителей берется плата в размере 15-20 евро, которая идет на финансирование дальнейшего строительства храма; ежегодно Саграда Фамилия принимает около 2,5 миллионов посетителей. Примечательно, что строительство храма не поддерживается ни правительством, ни официальными церковными источниками.
Храм Святого Семейства никогда не планировался как собор или другое церковное здание, с самого начала он задумывался именно как здание в стиле собора. Стиль Sagrada Família сочетает в себе элементы разных направлений: испанской поздней готики, каталонского модернизма, символизма, каталонского новесентизма.
Первоначальный проект Гауди предполагает в общей сложности восемнадцать шпилей, представляющих Двенадцать Апостолов, Деву Марию, четырех Евангелистов, и Иисуса Христа, которого олицетворяет самая высокая башня в центре, увенчанная гигантским крестом. Общая высота главного шпиля должна составлять 170 метров – на 3 метра ниже холма Монжуик, поскольку Гауди считал, что его рукотворное создание не должно превосходить Божье творение. После возведения всех шпилей Саграда Фамилия станет самым высоким церковным зданием в мире.
Храм имеет три грандиозных фасада: фасад Рождества, обращенный на восток, западный фасад Страстей и фасад Славы на южной стороне здания, который еще предстоит завершить.
Фасад Рождества был завершен до того, как работа по возведению храма была прервана в 1935 году, и свидетельствует о самом непосредственном участии и влиянии Гауди. Фасад посвящен рождению Иисуса, он украшен сценами из его земной жизни. Характерный для Гауди натуралистический стиль нашел свое воплощение в многочисленных изображениях элементов животного и растительного мира, каждый из которых несет свое символическое значение. Три портала фасада Рождества олицетворяют три главные добродетели – Веру, Надежду и Любовь, а четыре башни, венчающие фасад посвящены святым апостолам Матфею, Варнаве (единственная башня, достроенная при жизни Гауди), Иуде и Симону Зилоту. Решив первым создать фасад Рождества, Гауди прекрасно понимал, что он не закончит церковь и поэтому ему нужно будет оставить художественный и архитектурный пример для двух других фасадов. Кроме того, он справедливо полагал, что именно фасад Рождества станет для общественности самым понятным и привлекательным.
Строительство фасада Страстей началось лишь в 1954 году, в соответствии с тем дизайном, который в 1917 году разработал Гауди, а также с его рисунками и инструкциями. Башни, построенные по эллиптическому плану, были закончены в 1976 году. Каждая из четырех башен посвящена апостолам Иакову, Фоме, Филиппу и Варфоломею.
Фасад поражает своими истощенными, измученными персонажами, в том числе изможденной фигурой Христа у столба во время бичевания, а также сценой свершившегося распятия. Эти вызывающие споры скульптурные изображения – работа каталонского скульптора Жузепа Марии Субиракса, который в 1987 году возглавил группу скульпторов в работах по декорированию фасада. Они намеренно стремились создать жесткие, угловатые формы, чтобы вызвать сильный драматический эффект. Гауди настаивал на том, что этот фасад должен внушать зрителям страх. Его проект предполагал ломаные своды и рубленые колонны, создающие темные угловатые тени, которые контрастировали бы с жестким резким светом. Эти приемы призваны усилить эффект тяжести и жестокости страданий Христа, подчеркнуть ценность его жертвы.
В отличие от богато украшенного фасада Рождества, фасад Страстей впечатляет строгостью, простотой, вырезанными из камня суровыми прямыми линиями, напоминающими кости скелета. Посвященный страданиям Христа, фасад повествует и о человеческих грехах. Сцены, вылепленные на фасаде, можно разделить на три уровня, которые поднимаются вверх в форме буквы «S». На самом нижнем уровне изображены сцены из последней ночи Христа перед распятием, включая «Тайную вечерю», «Поцелуй Иуды», «Ecce Homo» и «Суд Синедриона над Иисусом». Средний уровень изображает Голгофу, несение Креста, трех Марий, Святого центуриона Лонгина, пронзившего Иисуса копьем на кресте, Святую Веронику, а также лицо Христа на накидке Вероники, выполненное в технике hollow-face illusion. На третьем и последнем уровне можно увидеть Смерть, Погребение и Воскресение Христа. Бронзовая фигура, расположенная на мосту, соединяющем башни святого Варфоломея и святого Томаса, символизирует Вознесение Иисуса.
Фасад Славы, строительство которого началось в 2002 году, должен стать самым крупным и самым монументальным из трех фасадов и будет представлять вознесение к Богу. Он также будет изображать различные библейские сцены, такие как «Ад», «Чистилище», и будет включать в себя такие аллегории, как «Семь смертных грехов» и «Семь небесных добродетелей».
План Саграды Фамилии представляет собой латинский крест с пятью проходами. Центральные своды нефов достигают 45 метров, а боковые своды – 30 метров. Интерьер храма потрясает, в первую очередь, своими уникальными колоннами – гениальной разработкой Антонио Гауди. Удивительный рельеф колонн, вместе с их разветвлением наверху, поддерживающим свод, придает им сходство с гигантскими деревьями. Колонны являются главным несущим элементом здания. Ни одна из поверхностей интерьера церкви не является плоской – повсюду видятся украшения, плавные закругления, зубчатые рельефы, звезды. Необыкновенной красоты витражи мягко приглушают проникающий свет, подсвечивая внутреннее убранство храма разными цветовыми оттенками.
Рядом с храмом Святого Семейства расположено здание школы Sagrada Família Schools, которую создал Гауди в 1909 году для детей строителей церкви. Стены и крыша школы имеют волнистую форму, что придает используемым материалам ощущение легкости, но в то же время и большую прочность. Здание считается образцом конструктивного гения Гауди; благодаря своей простоте, выносливости, оригинальному объему, функциональности и геометрической чистоте школа послужила источником вдохновения для многих архитекторов. Подобная волнистая форма была использована такими мастерами, как Ле Корбюзье, Пьер Луиджи Нерви, Феликс Кандела и Сантьяго Калатрава.