Вполне смело можно утверждать, что именно испанцы встречают Новый год веселее всех. Череда зимних праздников, начавшаяся в декабре, и не думает заканчиваться с боем курантов.
Кстати, пока бьют главные часы страны на площади Puerta del Sol в сердце Мадрида, нужно под каждый стук успеть съесть 12 виноградин и загадать под каждую из них желание. И для этого в магазинах продаются специальные наборы из 12 виноградин, часто уже почищенных от кожицы и без косточек, чтобы глотать было удобнее и желание сбылось наверняка.
И желательно встречать Новый Год в нижнем белье красного цвета. Красные трусы, носки и бюстгальтеры в конце года продаются весьма успешно. Красный цвет символизирует и саму жизнь во всех ее проявлениях, и сулит успехи в любви.
Ну а запивать все тосты испанцы предпочитают родной кавой. И не дай вам Бог назвать её испанским шампанским, на вас могут обидеться.
А сразу после Нового года следует праздник Трех Королей-волхвов, которые приносят подарки. И да, веселье продолжается. Давайте познакомимся с самыми веселыми и странными испанскими фиестами января.
Рождественские и новогодние традиции испанцев
Кстати, пока бьют главные часы страны на площади Puerta del Sol в сердце Мадрида, нужно под каждый стук успеть съесть 12 виноградин и загадать под каждую из них желание. И для этого в магазинах продаются специальные наборы из 12 виноградин, часто уже почищенных от кожицы и без косточек, чтобы глотать было удобнее и желание сбылось наверняка.
И желательно встречать Новый Год в нижнем белье красного цвета. Красные трусы, носки и бюстгальтеры в конце года продаются весьма успешно. Красный цвет символизирует и саму жизнь во всех ее проявлениях, и сулит успехи в любви.
Ну а запивать все тосты испанцы предпочитают родной кавой. И не дай вам Бог назвать её испанским шампанским, на вас могут обидеться.
А сразу после Нового года следует праздник Трех Королей-волхвов, которые приносят подарки. И да, веселье продолжается. Давайте познакомимся с самыми веселыми и странными испанскими фиестами января.
Рождественские и новогодние традиции испанцев
Куранты на площади Puerta del Sol отбивают начало нового года
Традиционные праздники и фестивали
4-6 января — Праздник Трех Королей Reyes Magos
Где: вся Испания
Что делать: дарить и получать королевские подарки
Что делать: дарить и получать королевские подарки
Dia de Los Reyes — первый и один из самых важных праздников в Испании, отмечаемых 6 января. Прибытие Трех Королей инсценирует прибытие для поклонения младенцу-Иисусу трёх библейских волхвов: Мельхиора, Гаспара и Валтасара, пришедших с дарами. Этот день почти так же важен в испанской культуре, как и Рождество, особенно для детей; ведь именно Три Короля приносят им долгожданные подарки и сладости. Да, опять подарки, и праздники, начатые еще в декабре, продолжаются. И это праздничный выходной день по всей стране.
Начинается празднование вечером 5 января, сразу после наступления темноты — Короли (Reyes Magos) прибывают в каждый город и деревню Испании в сопровождении шумной свиты. В отличие от трех библейских королей, прибывших на верблюдах, в Испании используют альтернативные методы. В Мадрид Короли торжественно въезжают на лошадях, в Валенсию и Барселону их доставляет корабль, где-то Короли шествуют пешком, приезжают на поезде, современном автомобиле, передвижной платформе и даже на мотоциклах. Но и про исторические корни не забывают — верблюды кое-где еще сохранились, Короли въезжают на них по всем правилам.
Королевская свита Cabalgata de los Reyes Magos торжественно входит в город, Короли приветственно машут собравшимся их встречать, а их слуги разбрасывают в толпу конфеты и сладости.
И это только начало. Поймав конфеты, детям надо вернуться домой и лечь спать, предварительно приготовив ведерко с водой для уставших в дороге верблюдов, привезших волхвов. И выставив свои начищенные башмаки для подарков. А еще волнуясь, что же утром они в них обнаружат кусочки угля (вместо него некоторые родители в воспитательных целях кладут детям угольные конфеты, намекая что в следующем году стоит вести себя поприличней и учиться получше) или монетки и подарочки.
Начинается празднование вечером 5 января, сразу после наступления темноты — Короли (Reyes Magos) прибывают в каждый город и деревню Испании в сопровождении шумной свиты. В отличие от трех библейских королей, прибывших на верблюдах, в Испании используют альтернативные методы. В Мадрид Короли торжественно въезжают на лошадях, в Валенсию и Барселону их доставляет корабль, где-то Короли шествуют пешком, приезжают на поезде, современном автомобиле, передвижной платформе и даже на мотоциклах. Но и про исторические корни не забывают — верблюды кое-где еще сохранились, Короли въезжают на них по всем правилам.
Королевская свита Cabalgata de los Reyes Magos торжественно входит в город, Короли приветственно машут собравшимся их встречать, а их слуги разбрасывают в толпу конфеты и сладости.
И это только начало. Поймав конфеты, детям надо вернуться домой и лечь спать, предварительно приготовив ведерко с водой для уставших в дороге верблюдов, привезших волхвов. И выставив свои начищенные башмаки для подарков. А еще волнуясь, что же утром они в них обнаружат кусочки угля (вместо него некоторые родители в воспитательных целях кладут детям угольные конфеты, намекая что в следующем году стоит вести себя поприличней и учиться получше) или монетки и подарочки.
2 января — карнавал
La Vijanera в Кантабрии
La Vijanera в Кантабрии
Где: Силио, Кантабрия
Что делать:
узнать, что традиции ряженых в Испании развиты весьма широко, а медведь часто становится главным персонажем праздников
Что делать:
узнать, что традиции ряженых в Испании развиты весьма широко, а медведь часто становится главным персонажем праздников
В первое воскресенье января жители городка Силио в Кантабрии выходят на улицы ловить страшного медведя, роль которого играет переодетый в медвежью шкуру местный житель. надо заметить, что медведь у них белый, а не бурый, что уже интересно.
Местные жители переодеваются в странные костюмы из овечьих шкур и рогатые маски, чтобы пройти по главной улице и на центральной площади совершить главное действо праздника: La muerte del oso (убийство медведя), олицетворяющее победу добра над злом.
Медведь по одной из легенд сторожил души умерших, и пока он был жив, они не могли уйти, а вместе с ними задерживалась и зима, продлеваясь на 40 дней.
Кроме медведя на пути к весне попадаются и менее грозные, но более хитрые персонажи, например Zorrocloco - хитрый лис, человек, одетый в маску лиса и носящий с собой корзину с украденными куриными яйцами.
Если Медведь был злом явным, физическим, Лис олицетворял дьявола-искусителя, действующего хитростью.
Прогнать их и вернуть весну предстоит целой группе персонажей.
Начинается все с утренней процессии El Zarramaco , воинов добра, которые шумом колокольчиков отгоняют злых духов и участвуют в поимке Медведя. Помогают им Черные и Белые танцоры , выделяясь не только нарядами, но и ритуальными танцами с высокими прыжками. Рыцари и маски, обозначающие знать: Madama, Mancebo y Marquesito, в основном в исполнении мальчиков и юношей. И у каждой группы персонажей свои костюмы, свои правила поведения и свои ритуалы.
Все роли и порядок действий La Vijanera были расписаны тысячелетиями: в шествии участвуют 75 персонажей, но центральными фигурами действа становятся саррамакосы, выделяющиеся черными масками.
Интересны теории происхождения праздника. Их несколько, но у всех них есть языческие корни, переплетающиеся с древнеримской мифологией и в последствии наложившиеся на празднование Богоявления.
Ещё в пещерах Альтамира и Эль-Кастильо в Пуэнте-Вьесго древние первобытные жители увековечивали фигуры с зооморфными чертами. Возможно, шаманы племени перенимали формы животных, чтобы получить их силу. В доримской Кантабрии культы носили натуралистический характер, жители этих мест поклонялись солнцу, луне, рекам и горам, силам природы.
Так же происхождение праздника связано с кельтским обрядом зимнего солнцестояния. Природа начала медленно пробуждаться от зимнего сна, дни становились длиннее, поэтому для всех древних культур этот период олицетворял истинное рождение солнца, и вместе с ним и плодородие земли, которое гарантировало выживание и подтверждало присутствие божественной воли.
Считается, что вторгшиеся на территорию современной Кантабрии римские войска переняли традиции покоренных народов, смешав их со своими. Здесь вступает в игру еще одна теория происхождения праздника. У римлян было принято отмечать Календарь Януса, который примерно совпал с началом года. Кроме того, этот бог был покровителем стад, помимо того, что представлял себя с двумя лицами: добро и зло, старое и новое, жизнь и смерть. Еще один факт в поддержку — версии именно это имя носит вершина, возвышающаяся над долиной.
Местные жители переодеваются в странные костюмы из овечьих шкур и рогатые маски, чтобы пройти по главной улице и на центральной площади совершить главное действо праздника: La muerte del oso (убийство медведя), олицетворяющее победу добра над злом.
Медведь по одной из легенд сторожил души умерших, и пока он был жив, они не могли уйти, а вместе с ними задерживалась и зима, продлеваясь на 40 дней.
Кроме медведя на пути к весне попадаются и менее грозные, но более хитрые персонажи, например Zorrocloco - хитрый лис, человек, одетый в маску лиса и носящий с собой корзину с украденными куриными яйцами.
Если Медведь был злом явным, физическим, Лис олицетворял дьявола-искусителя, действующего хитростью.
Прогнать их и вернуть весну предстоит целой группе персонажей.
Начинается все с утренней процессии El Zarramaco , воинов добра, которые шумом колокольчиков отгоняют злых духов и участвуют в поимке Медведя. Помогают им Черные и Белые танцоры , выделяясь не только нарядами, но и ритуальными танцами с высокими прыжками. Рыцари и маски, обозначающие знать: Madama, Mancebo y Marquesito, в основном в исполнении мальчиков и юношей. И у каждой группы персонажей свои костюмы, свои правила поведения и свои ритуалы.
Все роли и порядок действий La Vijanera были расписаны тысячелетиями: в шествии участвуют 75 персонажей, но центральными фигурами действа становятся саррамакосы, выделяющиеся черными масками.
Интересны теории происхождения праздника. Их несколько, но у всех них есть языческие корни, переплетающиеся с древнеримской мифологией и в последствии наложившиеся на празднование Богоявления.
Ещё в пещерах Альтамира и Эль-Кастильо в Пуэнте-Вьесго древние первобытные жители увековечивали фигуры с зооморфными чертами. Возможно, шаманы племени перенимали формы животных, чтобы получить их силу. В доримской Кантабрии культы носили натуралистический характер, жители этих мест поклонялись солнцу, луне, рекам и горам, силам природы.
Так же происхождение праздника связано с кельтским обрядом зимнего солнцестояния. Природа начала медленно пробуждаться от зимнего сна, дни становились длиннее, поэтому для всех древних культур этот период олицетворял истинное рождение солнца, и вместе с ним и плодородие земли, которое гарантировало выживание и подтверждало присутствие божественной воли.
Считается, что вторгшиеся на территорию современной Кантабрии римские войска переняли традиции покоренных народов, смешав их со своими. Здесь вступает в игру еще одна теория происхождения праздника. У римлян было принято отмечать Календарь Януса, который примерно совпал с началом года. Кроме того, этот бог был покровителем стад, помимо того, что представлял себя с двумя лицами: добро и зло, старое и новое, жизнь и смерть. Еще один факт в поддержку — версии именно это имя носит вершина, возвышающаяся над долиной.
16-18 января — праздник Сан-Антонио-Абат в Канальс
Где: Канальс (Canals), Валенсия
Что делать: испанцы даже из костра могут устроить праздник
Что делать: испанцы даже из костра могут устроить праздник
Самый большой костер в мире, внесенный в книгу рекордов Гиннеса, разжигают в Испании в середине января.
В честь своего святого жители Канальса в Кантабрии складывают на центральной площади огромный костер «la foguera», принося сначала огромные бревна, которые служат основанием костра, а затем обкладывая его еловыми ветками. И до момента поджигания на площади стоит импровизированная гигантская "ёлка". Эта фиеста в её нынешнем виде, с огромным костром, проводится с середины 17 века, когда жители таким образом начали благодарить святого покровителя за защиту города от землетрясения.
Праздник Sant Antoni Abat — главная фиеста города, длящаяся три дня с 16 по 18 января. Но подготовка к празднику начинается за полтора месяца. Следуя традиции, с первыми колоколами 7 декабря впечатляющая бригада из 9 крепких парней , которых называют «parells», под одобрение толпы выносят на площадь огромное бревно длиной метров 14-15, которое становится основанием будущего костра.
Святой Антоний не только покровитель города, но и покровитель животных, поэтому дальнейшую доставку бревен сопровождают конные повозки. А раньше в шествии принимали участие и мулы, и ослы.
В празднике принимают участие почти все жители, каждый должен принести хотя бы пару веток для будущего костра.
В честь святого Антония по улицам проходит торжественная процессия, поются гимны и песни.
Ну и как водится, завершается фиеста традиционным застольем.
В честь своего святого жители Канальса в Кантабрии складывают на центральной площади огромный костер «la foguera», принося сначала огромные бревна, которые служат основанием костра, а затем обкладывая его еловыми ветками. И до момента поджигания на площади стоит импровизированная гигантская "ёлка". Эта фиеста в её нынешнем виде, с огромным костром, проводится с середины 17 века, когда жители таким образом начали благодарить святого покровителя за защиту города от землетрясения.
Праздник Sant Antoni Abat — главная фиеста города, длящаяся три дня с 16 по 18 января. Но подготовка к празднику начинается за полтора месяца. Следуя традиции, с первыми колоколами 7 декабря впечатляющая бригада из 9 крепких парней , которых называют «parells», под одобрение толпы выносят на площадь огромное бревно длиной метров 14-15, которое становится основанием будущего костра.
Святой Антоний не только покровитель города, но и покровитель животных, поэтому дальнейшую доставку бревен сопровождают конные повозки. А раньше в шествии принимали участие и мулы, и ослы.
В празднике принимают участие почти все жители, каждый должен принести хотя бы пару веток для будущего костра.
В честь святого Антония по улицам проходит торжественная процессия, поются гимны и песни.
Ну и как водится, завершается фиеста традиционным застольем.
19-20 января — праздник Jarramplas в Пиорнале Касересе (Эстремадура)
Где: Пиорналь (Piornal), Касерес, Эстрамадура
Что делать:
узнать как закидать все невзгоды картошкой
Что делать:
узнать как закидать все невзгоды картошкой
Харрамплас (Jarramplas) — фестиваль безумного метания репы
Каждый год 19 и 20 января жители Пьорналя (испанского муниципалитета в Касересе, Эстремадура) собираются на два дня, чтобы отпраздновать фестиваль Jarramplas .
Главный герой праздника Харрамплас (Jarramplas ) — еще один ряженый из испанского фолькльора.
Персонаж, который носит странную яркую одежду из огромногот количества лоскутков, в дьявольской маске с рогами и большим носом. В этом костюме он бродит по городу, а участники праздника кидаются в него корнеплодами.
Основная цель Харрампласа — бродить по улицам вместе со своим бубном, противостоять ударам участников и стоять на месте под градом снарядов из репы и картошки как можно дольше.
Снаряды для битвы предоставляет местный муниципалитет, завозя на центральную улицу гору репы, причем самой отборной, крупной! И вся она летит в главного злодея.
На роль выбирается весьма крепкий мужчина, ведь человек в костюме должен целый день сносить удары. И хотя сейчас принимаются все меры для защиты, а под костюмом носятся спортивные щитки, травмы все же не редкость. Ведь главная цель жителей — ударить Харрампласа репой как можно сильнее. И тем не менее роль эта очень почетна, и многие родители записывают в нее своих детей ну очень заранее.
Вы будете удивлены, узнав, что список ожидания рассчитан на почти 20 лет!
Фестиваль отмечается на протяжении веков, являясь одной из старейших традиций Пьорналя, местные жители верят в три разные истории, связанные с его происхождением. Некоторые люди говорят, что Джаррамплас был воином-христианином, которого местные жители возненавидели из-за того, что он не защитил их во времена мусульманского владычества. Некоторые считают, что Харрамплас просто мученически умер за то, что не отрицал христианство, и был убит за этои закидан камнями. А большинство местных все же считает, что он был чистым дьяволом, который убивал и грабил местных жителей, и по этой причине он должен быть наказан.
Каждый год 19 и 20 января жители Пьорналя (испанского муниципалитета в Касересе, Эстремадура) собираются на два дня, чтобы отпраздновать фестиваль Jarramplas .
Главный герой праздника Харрамплас (Jarramplas ) — еще один ряженый из испанского фолькльора.
Персонаж, который носит странную яркую одежду из огромногот количества лоскутков, в дьявольской маске с рогами и большим носом. В этом костюме он бродит по городу, а участники праздника кидаются в него корнеплодами.
Основная цель Харрампласа — бродить по улицам вместе со своим бубном, противостоять ударам участников и стоять на месте под градом снарядов из репы и картошки как можно дольше.
Снаряды для битвы предоставляет местный муниципалитет, завозя на центральную улицу гору репы, причем самой отборной, крупной! И вся она летит в главного злодея.
На роль выбирается весьма крепкий мужчина, ведь человек в костюме должен целый день сносить удары. И хотя сейчас принимаются все меры для защиты, а под костюмом носятся спортивные щитки, травмы все же не редкость. Ведь главная цель жителей — ударить Харрампласа репой как можно сильнее. И тем не менее роль эта очень почетна, и многие родители записывают в нее своих детей ну очень заранее.
Вы будете удивлены, узнав, что список ожидания рассчитан на почти 20 лет!
Фестиваль отмечается на протяжении веков, являясь одной из старейших традиций Пьорналя, местные жители верят в три разные истории, связанные с его происхождением. Некоторые люди говорят, что Джаррамплас был воином-христианином, которого местные жители возненавидели из-за того, что он не защитил их во времена мусульманского владычества. Некоторые считают, что Харрамплас просто мученически умер за то, что не отрицал христианство, и был убит за этои закидан камнями. А большинство местных все же считает, что он был чистым дьяволом, который убивал и грабил местных жителей, и по этой причине он должен быть наказан.
29 января — La Fiesta de la Vaquilla
Где: Кольменар-Вьехо (Colmenar Viejo) , Мадрид
Что делать:
посмотреть на праздник тёлочек по-испански
Что делать:
посмотреть на праздник тёлочек по-испански
Красиво звучащий на испанском праздник Fiesta de la Vaquilla переводится как Праздник тёлок, проводится он в последнюю субботу января каждого года и увековечивает давние традиции миграции скота.
Фиеста воспроизводит движение крупного рогатого скота («вакиллас») по улицам города, но уникальным образом. По улицам пробегают не настоящие коровы, а специально придуманные для праздника конструкции с рогами, украшенных цветными шелковыми лентами и шелковыми шалями. Именно эти «тёлочки» и танцуют на улицах города, и соревнуются в скорости прохождения по городским улицам. Причина замены кроется еще и в том, что в конце праздника «тёлочку» приносят в жертву, убивая её тремя выстрелами в воздух. А жертвенную кровь имитирует лимонадная сангрия, напиток из красного вина и газировки, который разливают всем участникам и зрителям.
Так что бой с быками может быть и таким красочным, ярким, весёлым, шумным и без вреда для животных.
В таком виде Fiesta de la Vaquilla в Кольменар-Вьехо отмечается с 13 века, об этом свидетельствуют муниципальные записи того времени. Некоторые историки, такие как Хулио Каро Бароха, считают, что истоки этого фестиваля восходят к временам римской цивилизации , когда молодые люди прикрывшись шкурами и рогами животных, бегали за женщинами, что символизировало попытку возродить плодородие после окончания зимы.
В праздновании принимают участие 25 команд, у которых есть своя тёлочка с закрепленным за командой именем, и своя группа поддержки. И у каждой команды есть свои традиционные цвета, узоры и стиль.
Отправляясь в назначенное время из своего района на центральную площадь, тёлочки демонстрируют свою красоту в танце, а также убегают от пытающихся догнать их погонщиков. Но, как мы знаем. Конец у тёлочки будет печальным — ее застрелят и именно это даст старт застольной части праздника, он продолжится с новой силой.
Фиеста воспроизводит движение крупного рогатого скота («вакиллас») по улицам города, но уникальным образом. По улицам пробегают не настоящие коровы, а специально придуманные для праздника конструкции с рогами, украшенных цветными шелковыми лентами и шелковыми шалями. Именно эти «тёлочки» и танцуют на улицах города, и соревнуются в скорости прохождения по городским улицам. Причина замены кроется еще и в том, что в конце праздника «тёлочку» приносят в жертву, убивая её тремя выстрелами в воздух. А жертвенную кровь имитирует лимонадная сангрия, напиток из красного вина и газировки, который разливают всем участникам и зрителям.
Так что бой с быками может быть и таким красочным, ярким, весёлым, шумным и без вреда для животных.
В таком виде Fiesta de la Vaquilla в Кольменар-Вьехо отмечается с 13 века, об этом свидетельствуют муниципальные записи того времени. Некоторые историки, такие как Хулио Каро Бароха, считают, что истоки этого фестиваля восходят к временам римской цивилизации , когда молодые люди прикрывшись шкурами и рогами животных, бегали за женщинами, что символизировало попытку возродить плодородие после окончания зимы.
В праздновании принимают участие 25 команд, у которых есть своя тёлочка с закрепленным за командой именем, и своя группа поддержки. И у каждой команды есть свои традиционные цвета, узоры и стиль.
Отправляясь в назначенное время из своего района на центральную площадь, тёлочки демонстрируют свою красоту в танце, а также убегают от пытающихся догнать их погонщиков. Но, как мы знаем. Конец у тёлочки будет печальным — ее застрелят и именно это даст старт застольной части праздника, он продолжится с новой силой.
La Fiesta de la Vaquilla на улицах Кольменар-Вьехо
Проведите январь как испанцы!
Что еще почитать об испанских праздниках:
Рождество и Новый Год в Испании
Рождественские и новогодние традиции Испании
Рождественские традиции Каталонии
Горнолыжные курорты Испании
Кава. Что пьют испанцы вместо шампанского
Рождество и Новый Год в Испании
Рождественские и новогодние традиции Испании
Рождественские традиции Каталонии
Горнолыжные курорты Испании
Кава. Что пьют испанцы вместо шампанского