Информация по разделам
- Архитектура Мадрида: от средневековья к современности
- Площадь Пуэрта дель Соль
- Монастырь Дескальсас Реалес
- Пласа Майор
- Дворец Святого Креста
- Королевский дворец
- Собор Альмудена
- Восточная площадь
- Оперный театр Мадрида
- Монастырь Энкарнасьон
- Площадь Испании
- Египетский храм Дебод
- Дворец де Лирия
- Улица Пасео дель Прадо
- Площадь, дворец и фонтан Сибелес
- Фонтан «Нептун»
- Вокзал Аточа
- Площадь Карла Пятого
- Ворота Алькала
- Улица Гран Виа
- Арена для корриды «Лас-Вентас»
- Рынок Эль Растро
- Кладбище Альмудены
В предыдущей статье мы подробно рассказали про историю Мадрида и его современном состоянии. О том, как город развивается, и чем может удивить и порадовать, можно прочитать в статье «Знакомимся с Мадридом – часть 1: история, важные факты, чем живет город сейчас».
Этот материал мы полностью посветили многочисленным достопримечательностям столицы Испании, мы выделили наиболее знаковые из них, которые «обязательны к просмотру», но и это далеко не самый полный список. Мадрид умеет удивлять!
Кстати, любители пляжного отдыха на побережьях Коста Брава, Коста Бланка и Коста-дель-Соль могут быстро добраться до Мадрида на скоростном поезде Renfe: из разных точек Испании он идет от 2 до 3-х часов. Отличная возможность совместить пляжный и культурный отдых в одной поездке!
Этот материал мы полностью посветили многочисленным достопримечательностям столицы Испании, мы выделили наиболее знаковые из них, которые «обязательны к просмотру», но и это далеко не самый полный список. Мадрид умеет удивлять!
Кстати, любители пляжного отдыха на побережьях Коста Брава, Коста Бланка и Коста-дель-Соль могут быстро добраться до Мадрида на скоростном поезде Renfe: из разных точек Испании он идет от 2 до 3-х часов. Отличная возможность совместить пляжный и культурный отдых в одной поездке!
Вечерний Мадрид
Архитектура Мадрида: от средневековья к современности
Для архитектуры Мадрида характерно смешение многих стилей из разных периодов истории.
Из средневековой архитектуры мало что сохранилось, большая часть строений этого периода находится в Almendra central, центральной зоне Мадрида, состоящей из семи районов: Центро, Арганзуэла, Ретиро, Саламанка, Чамартин, Тетуан и Палади.
Среди немногих сохранившихся средневековых зданий – мудехарские башни церквей Сан Николас (San Nicolás и Сан Педро эль Вьехо (San Pedro el Viejo), дворец семьи Лухан, расположенный на Пласа де ла Вилла), готическая церковь Святого Иеронима (San Jeronimo el Real) 16-го века около музея Прадо, Часовня Епископа (Capilla del Obispo de Madrid).
Исторические документы свидетельствуют, что город был обнесен крепостной стеной, а на месте, где сейчас стоит Королевский дворец, находился замок (Алькасар).
Ярких примеров архитектуры эпохи Возрождения также сохранилось немного: Дом Сиснерос (Casa Cisneros) на Пласа де ла Вилла, дошедший до нас в неизменном виде, Мост Сеговии (Puente de Segovia) из кирпича и гранита и Монастырь Дескальсас Реалес (Monasterio de las Descalzas Reales), чей строгий внешний вид сильно контрастирует с великолепным интерьером, являющимся настоящей сокровищницей с выдающимися произведениями искусства.
Многие исторические здания Мадрида относятся к испанскому золотому веку, который совпал с периодом правления Габсбургов (1516-1700 годы). Король Филипп II перенес свой двор в Мадрид в 1561 году и превратил этот город в столицу. Эти преобразования нашли свое отражение в Plaza Mayor, с ее симметрией и строгостью, а также в новом Алькасаре, ставшем вторым по величине испанским королевским дворцом. При строительстве во времена Габсбургов, в основном, использовался кирпич, при этом для зданий характерны скромные фасады, которые контрастировали со сложными, искусными интерьерами. Среди известных зданий этой эпохи: дворец Санта Крус (Palacio de Santa Cruz), дворец Советов (Palacio de los Concejos), королевский монастырь Энкарнасьон (Royal Monastery of the Incarnation) и дворец Буэн Ретиро (Palacio del Buen Retiro). Большое количество зданий, а также фонтаны и мосты в стиле чурригерéско (позднего барокко) были созданы известным испанским архитектором Педро де Рибера. Наиболее примечательные из них – бывшие казармы Cuartel del Conde-Duque, барочные церковь Богоматери Монтсеррат (Nuestra Señora de Montserrat) и Мост Толедо (Puente de Toledo).
Правление Бурбонов в 18 веке ознаменовало новую эпоху в истории Мадрида. Король Филипп V стремился завершить идеи Филиппа II по урбанизации Мадрида. Филипп V отстроил новый Алькасар во французском стиле, как и некоторые другие здания, такие как базилика Святого Михаила (Basílica Pontificia de San Miguel) и церковь Святой Варвары (Parroquia de Santa Bárbara, или Salesas Reales). Карл III больше интересовался украшением города, пытаясь превратить Мадрид в одну из самых великих европейских столиц. Благодаря ему в Мадриде появились музей Прадо, который первоначально задумывался как Музей естественных наук, Ворота Алькала, Королевская обсерватория, Королевский собор Святого Франциска Великого, здание Почтамта (Casa de Correos) на Пуэрта дель Соль, дом Королевской Таможни (Real Casa de la Aduana) на Калле де Алькала и Главный госпиталь, в котором сейчас находятся Музей королевы Софии и Королевская музыкальная консерватория.
Бульвар Пасео дель Прадо, окруженный садами и украшенный неоклассическими статуями мифологических персонажей, является прекрасным примером городского планирования.
Из средневековой архитектуры мало что сохранилось, большая часть строений этого периода находится в Almendra central, центральной зоне Мадрида, состоящей из семи районов: Центро, Арганзуэла, Ретиро, Саламанка, Чамартин, Тетуан и Палади.
Среди немногих сохранившихся средневековых зданий – мудехарские башни церквей Сан Николас (San Nicolás и Сан Педро эль Вьехо (San Pedro el Viejo), дворец семьи Лухан, расположенный на Пласа де ла Вилла), готическая церковь Святого Иеронима (San Jeronimo el Real) 16-го века около музея Прадо, Часовня Епископа (Capilla del Obispo de Madrid).
Исторические документы свидетельствуют, что город был обнесен крепостной стеной, а на месте, где сейчас стоит Королевский дворец, находился замок (Алькасар).
Ярких примеров архитектуры эпохи Возрождения также сохранилось немного: Дом Сиснерос (Casa Cisneros) на Пласа де ла Вилла, дошедший до нас в неизменном виде, Мост Сеговии (Puente de Segovia) из кирпича и гранита и Монастырь Дескальсас Реалес (Monasterio de las Descalzas Reales), чей строгий внешний вид сильно контрастирует с великолепным интерьером, являющимся настоящей сокровищницей с выдающимися произведениями искусства.
Многие исторические здания Мадрида относятся к испанскому золотому веку, который совпал с периодом правления Габсбургов (1516-1700 годы). Король Филипп II перенес свой двор в Мадрид в 1561 году и превратил этот город в столицу. Эти преобразования нашли свое отражение в Plaza Mayor, с ее симметрией и строгостью, а также в новом Алькасаре, ставшем вторым по величине испанским королевским дворцом. При строительстве во времена Габсбургов, в основном, использовался кирпич, при этом для зданий характерны скромные фасады, которые контрастировали со сложными, искусными интерьерами. Среди известных зданий этой эпохи: дворец Санта Крус (Palacio de Santa Cruz), дворец Советов (Palacio de los Concejos), королевский монастырь Энкарнасьон (Royal Monastery of the Incarnation) и дворец Буэн Ретиро (Palacio del Buen Retiro). Большое количество зданий, а также фонтаны и мосты в стиле чурригерéско (позднего барокко) были созданы известным испанским архитектором Педро де Рибера. Наиболее примечательные из них – бывшие казармы Cuartel del Conde-Duque, барочные церковь Богоматери Монтсеррат (Nuestra Señora de Montserrat) и Мост Толедо (Puente de Toledo).
Правление Бурбонов в 18 веке ознаменовало новую эпоху в истории Мадрида. Король Филипп V стремился завершить идеи Филиппа II по урбанизации Мадрида. Филипп V отстроил новый Алькасар во французском стиле, как и некоторые другие здания, такие как базилика Святого Михаила (Basílica Pontificia de San Miguel) и церковь Святой Варвары (Parroquia de Santa Bárbara, или Salesas Reales). Карл III больше интересовался украшением города, пытаясь превратить Мадрид в одну из самых великих европейских столиц. Благодаря ему в Мадриде появились музей Прадо, который первоначально задумывался как Музей естественных наук, Ворота Алькала, Королевская обсерватория, Королевский собор Святого Франциска Великого, здание Почтамта (Casa de Correos) на Пуэрта дель Соль, дом Королевской Таможни (Real Casa de la Aduana) на Калле де Алькала и Главный госпиталь, в котором сейчас находятся Музей королевы Софии и Королевская музыкальная консерватория.
Бульвар Пасео дель Прадо, окруженный садами и украшенный неоклассическими статуями мифологических персонажей, является прекрасным примером городского планирования.
Пасео дель Прадо
В начале 19 века Пиренейские войны, потеря Испанией американских колоний и государственные перевороты ограничивали архитектурное развитие города. К этому периоду относятся здания Королевского театра, Национальной библиотеки Испании, Дворца Сената и Конгресса.
С середины 19 века и до Гражданской войны Мадрид модернизировался, были построены новые кварталы и памятники. Расширение Мадрида развивалось в рамках Плана Кастро, ограниченного окрестностями Саламанки, Аргуэльеса и Чамбери.
Главная улица города Гран Виа (Gran Vía) была застроена в разных стилях, меняющихся со временем: французский стиль, эклектика, ар-деко и экспрессионизм. Антонио Паласиос, вдохновленный идеями Венского сецессиона, спроектировал серию зданий: Дворец связи (Palacio de Comunicaciones, или Palacio de Cibeles), Кружок изящных искусств (Círculo de Bellas Artes) со смотровой площадкой наверху и Банк Рио де Ла Плата (Banco del Río de la Plata), в котором сейчас находится штаб-квартира Института Сервантеса. Один из символов Мадрида, здание Метрополис на углу Калле де Алькала и Гран-Виа, построено во французском стиле, Edificio Grassy, начинающее Гран Виа, в стиле эклектики, Edificio Telefónicaи Дворец прессы – ар-деко с украшениями в стиле барокко, а один из первых небоскребов Мадрида 89-метровое Edificio Carrión – экспрессионистское. Конкуренцию Edificio Carrión со временем составили небоскребы 1950-х годов Edificio España и Torre de Madrid, находящиеся в конце Гран Виа.
Среди других выдающихся зданий Мадрида можно выделить Банк Испании (Banco de España), неоготический собор Альмудена (Santa María la Real de La Almudena), Вокзал Аточа (Estación de Madrid Atocha), каталонский дворец в Лонгории (Palacio de Longoria) в стиле ар-нуво, арену для корриды Лас Вентас (Las Ventas), рынок Сан Мигель (Mercado de San Micuel) с чугунными опорами и стеклянными стенами.
Гражданская война сильно повредила Мадрид – старый город и район Ensanche, а также один из самых прекрасных районов – Moncloa-Aravaca с Университетским Городком, были сильно разрушены и повреждены, были уничтожены самые красивые архитектурные комплексы. Впоследствии недобросовестные градоначальники застроили эти районы, многочисленными многоквартирными домами, не представляющими никакой художественной ценности. Среди самых интересных зданий послевоенной архитектуры можно назвать штаб-квартиру испанских ВВС и небоскребы на площади Испании, построенные в 1950-х годах и считавшиеся в то время самыми высокими в Европе.
Современная архитектура Мадрида хорошо представлена в финансовом квартале AZCA в центре города. Квартал расположен между улицами Раймундо Фернандес Виллаверде, Оренсе, Генерала Перона и Пасео де ла Кастельяна. Здесь возвышаются одни из самых высоких и красивых современных небоскребов Мадрида, появившиеся в конце 20-го века, во время испанского экономического подъема: Башня Пикассо (Torre Picasso) – 157 м, Башня Европа (Torre Europa) – 120 м, Торре Титания (Torre Titania) – 104 м, Торре ББВА (Torre BBVA) – 107 м, Торре Махоу (Torre Mahou) – 85 м, а также башни-близнецы Ворота Европы (Puerta de Europa) – 114 м, расположенные немного севернее, в районе Чамартин. В феврале 2005 года Виндзорская башня (106 м) погибла в пожаре и позднее была заменена Башней Титания.
В течение 2000-х годов были построены четыре самых высоких небоскреба в Испании, которые образуют деловой центр Cuatro Torres, к северу от Пласа де Кастилья: Torre Espacio (224,5 м), Torre Cepsa (250 м), Torre de Cristal (249 м), Torre PwC (236 м). Эти здания являются самыми высокими не только в Мадриде, но и во всей Испании.
В 2006 году был открыт новый, 4-ый терминал в аэропорту Мадрид-Барахас, который получил несколько наград в области архитектуры за необычный футуристический дизайн и великолепную функциональность. Этот терминал является одним из крупнейших в мире (760 тысяч кв. м); его стены из стекла и множество световых люков обеспечивают зданию прекрасное освещение благодаря дневному свету.
С середины 19 века и до Гражданской войны Мадрид модернизировался, были построены новые кварталы и памятники. Расширение Мадрида развивалось в рамках Плана Кастро, ограниченного окрестностями Саламанки, Аргуэльеса и Чамбери.
Главная улица города Гран Виа (Gran Vía) была застроена в разных стилях, меняющихся со временем: французский стиль, эклектика, ар-деко и экспрессионизм. Антонио Паласиос, вдохновленный идеями Венского сецессиона, спроектировал серию зданий: Дворец связи (Palacio de Comunicaciones, или Palacio de Cibeles), Кружок изящных искусств (Círculo de Bellas Artes) со смотровой площадкой наверху и Банк Рио де Ла Плата (Banco del Río de la Plata), в котором сейчас находится штаб-квартира Института Сервантеса. Один из символов Мадрида, здание Метрополис на углу Калле де Алькала и Гран-Виа, построено во французском стиле, Edificio Grassy, начинающее Гран Виа, в стиле эклектики, Edificio Telefónicaи Дворец прессы – ар-деко с украшениями в стиле барокко, а один из первых небоскребов Мадрида 89-метровое Edificio Carrión – экспрессионистское. Конкуренцию Edificio Carrión со временем составили небоскребы 1950-х годов Edificio España и Torre de Madrid, находящиеся в конце Гран Виа.
Среди других выдающихся зданий Мадрида можно выделить Банк Испании (Banco de España), неоготический собор Альмудена (Santa María la Real de La Almudena), Вокзал Аточа (Estación de Madrid Atocha), каталонский дворец в Лонгории (Palacio de Longoria) в стиле ар-нуво, арену для корриды Лас Вентас (Las Ventas), рынок Сан Мигель (Mercado de San Micuel) с чугунными опорами и стеклянными стенами.
Гражданская война сильно повредила Мадрид – старый город и район Ensanche, а также один из самых прекрасных районов – Moncloa-Aravaca с Университетским Городком, были сильно разрушены и повреждены, были уничтожены самые красивые архитектурные комплексы. Впоследствии недобросовестные градоначальники застроили эти районы, многочисленными многоквартирными домами, не представляющими никакой художественной ценности. Среди самых интересных зданий послевоенной архитектуры можно назвать штаб-квартиру испанских ВВС и небоскребы на площади Испании, построенные в 1950-х годах и считавшиеся в то время самыми высокими в Европе.
Современная архитектура Мадрида хорошо представлена в финансовом квартале AZCA в центре города. Квартал расположен между улицами Раймундо Фернандес Виллаверде, Оренсе, Генерала Перона и Пасео де ла Кастельяна. Здесь возвышаются одни из самых высоких и красивых современных небоскребов Мадрида, появившиеся в конце 20-го века, во время испанского экономического подъема: Башня Пикассо (Torre Picasso) – 157 м, Башня Европа (Torre Europa) – 120 м, Торре Титания (Torre Titania) – 104 м, Торре ББВА (Torre BBVA) – 107 м, Торре Махоу (Torre Mahou) – 85 м, а также башни-близнецы Ворота Европы (Puerta de Europa) – 114 м, расположенные немного севернее, в районе Чамартин. В феврале 2005 года Виндзорская башня (106 м) погибла в пожаре и позднее была заменена Башней Титания.
В течение 2000-х годов были построены четыре самых высоких небоскреба в Испании, которые образуют деловой центр Cuatro Torres, к северу от Пласа де Кастилья: Torre Espacio (224,5 м), Torre Cepsa (250 м), Torre de Cristal (249 м), Torre PwC (236 м). Эти здания являются самыми высокими не только в Мадриде, но и во всей Испании.
В 2006 году был открыт новый, 4-ый терминал в аэропорту Мадрид-Барахас, который получил несколько наград в области архитектуры за необычный футуристический дизайн и великолепную функциональность. Этот терминал является одним из крупнейших в мире (760 тысяч кв. м); его стены из стекла и множество световых люков обеспечивают зданию прекрасное освещение благодаря дневному свету.
Cuatro Torres
Площадь Пуэрта дель Соль
Большинство достопримечательностей Мадрида находятся в старом городе и Ensanche, что соответствует районам Centro, Salamanca, Chamberi, Retiro и Arganzuela.
Самое оживленное место в центре Мадрида – площадь Пуэрта дель Соль (Puerta del Sol), отправная точка для нумерации всех городских улиц и автомагистралей страны – «нулевой» километр (kilómetro cero) всех радиальных испанских дорог. Этому посвящена памятная табличка, установленная на тротуаре площади, которая считается символическим центром Испании.
В средние века на этом месте находились ворота городской стены. В период между 17 и 19 веками район Пуэрта дель Соль была важным местом встречи: в почтовое отделение прибывали многочисленные курьеры из разных областей Испании и других стран, сюда же приходили все, кто хотел узнать последние новости. Дом Почтамта (La Real Casa de Correos), расположенный на южной стороне площади, был построен французским архитектором Жаком Марке между 1766 и 1768 годами. В настоящее время он является резиденцией Президента Сообщества Мадрид. На башне здания располагаются знаменитые часы, под звон которых страна встречает Новый год традиционным поеданием двенадцати виноградин с загадыванием двенадцати желаний. С 31 декабря 1962 года празднование Нового года транслируется в прямом эфире по национальному телевидению.
На Пуэрта дель Соль часто проводятся различные митинги и протесты, особенно против насилия и войн. Здесь проходили протесты против участия Испании в войне в Ираке, митинги после печально известных терактов 11 марта 2004 года в мадридских электричках.
В южной части Пуэрто дель Соль установлена статуя короля Карла III, которого прозвали «el rey alcalde» («мэр-король»), а в восточной части площади находится известная статуя «Медведь и земляничное дерево» (el Oso y el Madroño), геральдический символ Мадрида. Первое появление дикого медведя и земляничного дерева на гербе города датируется 13 веком. Статуя, сделанная из камня и бронзы, была открыта в 1967 году. Высота памятника – 4 м, пьедесталом ему служит кубический пьедестал из гранита.
К юго-западу от Пуэрто дель Соль расположены знаменитая Пласа Майор и Королевский дворец, к востоку – музейный район, а к юго-востоку – вокзал Аточа. Под площадью находится узел общественного транспорта с 1, 2 и 3 линиями мадридского метро.
Самое оживленное место в центре Мадрида – площадь Пуэрта дель Соль (Puerta del Sol), отправная точка для нумерации всех городских улиц и автомагистралей страны – «нулевой» километр (kilómetro cero) всех радиальных испанских дорог. Этому посвящена памятная табличка, установленная на тротуаре площади, которая считается символическим центром Испании.
В средние века на этом месте находились ворота городской стены. В период между 17 и 19 веками район Пуэрта дель Соль была важным местом встречи: в почтовое отделение прибывали многочисленные курьеры из разных областей Испании и других стран, сюда же приходили все, кто хотел узнать последние новости. Дом Почтамта (La Real Casa de Correos), расположенный на южной стороне площади, был построен французским архитектором Жаком Марке между 1766 и 1768 годами. В настоящее время он является резиденцией Президента Сообщества Мадрид. На башне здания располагаются знаменитые часы, под звон которых страна встречает Новый год традиционным поеданием двенадцати виноградин с загадыванием двенадцати желаний. С 31 декабря 1962 года празднование Нового года транслируется в прямом эфире по национальному телевидению.
На Пуэрта дель Соль часто проводятся различные митинги и протесты, особенно против насилия и войн. Здесь проходили протесты против участия Испании в войне в Ираке, митинги после печально известных терактов 11 марта 2004 года в мадридских электричках.
В южной части Пуэрто дель Соль установлена статуя короля Карла III, которого прозвали «el rey alcalde» («мэр-король»), а в восточной части площади находится известная статуя «Медведь и земляничное дерево» (el Oso y el Madroño), геральдический символ Мадрида. Первое появление дикого медведя и земляничного дерева на гербе города датируется 13 веком. Статуя, сделанная из камня и бронзы, была открыта в 1967 году. Высота памятника – 4 м, пьедесталом ему служит кубический пьедестал из гранита.
К юго-западу от Пуэрто дель Соль расположены знаменитая Пласа Майор и Королевский дворец, к востоку – музейный район, а к юго-востоку – вокзал Аточа. Под площадью находится узел общественного транспорта с 1, 2 и 3 линиями мадридского метро.
Медведь и земляничное дерево
Монастырь Дескальсас Реалес
Недалеко от площади Пуэрта дель Соль находится Монастырь Дескальсас Реалес (Monasterio de las Descalzas Reales – «Монастырь Босоногих Принцесс»). Монастырь был основан дочерью Карла Великого Хуаной Австрийской и предназначался для девушек из аристократических семей. Будущие монахини в качестве приданого приносили с собой в монастырь богатые пожертвования, среди которых было немало произведений искусства, реликвий и драгоценных вещей. Сама принцесса Хуана, ставшая монахиней, погребена в главной часовне монастыря.
Сейчас в монастыре, являющимся национальным памятником и открытом для посещений, проживают около 30-ти монахинь. Среди многих выставленных реликвий есть предположительные фрагменты креста Иисуса Христа и костей святого Себастьяна. А из бесценных художественных шедевров можно выделить работы Тициана, Ганса де Бекена и Брейгеля Старшего, Мурильо, Сурбарана, гобелены 17 века, сотканные по эскизам Рубенса, коллекции серебра, монет, богемского хрусталя.
Билеты можно купить здесь.
Сейчас в монастыре, являющимся национальным памятником и открытом для посещений, проживают около 30-ти монахинь. Среди многих выставленных реликвий есть предположительные фрагменты креста Иисуса Христа и костей святого Себастьяна. А из бесценных художественных шедевров можно выделить работы Тициана, Ганса де Бекена и Брейгеля Старшего, Мурильо, Сурбарана, гобелены 17 века, сотканные по эскизам Рубенса, коллекции серебра, монет, богемского хрусталя.
Билеты можно купить здесь.
Пласа Майор
Пласа Майор (Plaza Mayor), что означает «Главная площадь», была построена в 1580-1619 годах, в период правления Филиппа III. Эта центральная площадь Мадрида имеет прямоугольную форму размером 129 м × 94 м и окружена трехэтажными жилыми зданиями с 237 балконами, выходящими на площадь. В общей сложности к площади подходят 9 улиц.
Возникновение идеи Пласа Майор восходит к 1577 году, когда король Филипп II пригласил известного классического архитектора Хуана де Эрреру обсудить план перестройки оживленной и хаотичной зоны старой площади дель Аррабал (Plaza del Arrabal). Однако реконструкция началась лишь в 1617 году, уже во времена правления Филиппа III. После серии мощных пожаров, в 1790 году Пласа Майор пережила еще одну реконструкцию. В 1848 году на площади установили конную статую Филиппа III, которую еще в 1616 году изготовил флорентийский скульптор Джамболонья со своим помощником Пьетро Такка. Во времена испанской инквизиции на Пласа Майор проводились аутодафе с казнями приговоренных к смерти еретиков.
Одним из самых эффектных зданий, окружающих площадь, считается Каса де ла Панадерия (Хлебопекарня), которое выступает архитектурной доминантой Пласа Майор. Изначально, в 17 веке на его нижних уровнях располагалась главная пекарня города, что объясняет название здания. За несколько столетий здесь размещалось множество разных учреждений; сегодня это здание занимает Мадридский совет по туризму, а на первом этаже находятся Мадридский туристический центр.
Возникновение идеи Пласа Майор восходит к 1577 году, когда король Филипп II пригласил известного классического архитектора Хуана де Эрреру обсудить план перестройки оживленной и хаотичной зоны старой площади дель Аррабал (Plaza del Arrabal). Однако реконструкция началась лишь в 1617 году, уже во времена правления Филиппа III. После серии мощных пожаров, в 1790 году Пласа Майор пережила еще одну реконструкцию. В 1848 году на площади установили конную статую Филиппа III, которую еще в 1616 году изготовил флорентийский скульптор Джамболонья со своим помощником Пьетро Такка. Во времена испанской инквизиции на Пласа Майор проводились аутодафе с казнями приговоренных к смерти еретиков.
Одним из самых эффектных зданий, окружающих площадь, считается Каса де ла Панадерия (Хлебопекарня), которое выступает архитектурной доминантой Пласа Майор. Изначально, в 17 веке на его нижних уровнях располагалась главная пекарня города, что объясняет название здания. За несколько столетий здесь размещалось множество разных учреждений; сегодня это здание занимает Мадридский совет по туризму, а на первом этаже находятся Мадридский туристический центр.
Дворец Святого Креста
Неподалеку от Пласа Майор, на Plaza de Santa Cruz располагается барочный Дворец Санта Крус (Palacio de Santa Cruz), по-другому называемый Дворец Святого Креста. Построенный в начале 17 века, он одно время использовался для размещения судебных и тюремных учреждений. С 1629 по 1636 годы над зданием работал архитектор Хуан Гомес де Мора, а затем и другие зодчие, такие как Хосе де Вильяреаль, Бартоломе Уртадо Гарсия и Хосе дель Олмо, которые добавляли сооружению свои элементы. В 1767 году здание было преобразовано во дворец и стало называться в честь близлежащей церкви Санта Крус. Однако в 1791 году огонь уничтожил почти все здание, кроме фасада.
В настоящее время в восстановленном дворце Санта Крус находится Министерство иностранных дел Испании.
В настоящее время в восстановленном дворце Санта Крус находится Министерство иностранных дел Испании.
Дворец Святого Креста
Королевский дворец
Королевский дворец Мадрида (Palacio Real de Madrid) – это официальная резиденция испанской королевской семьи, однако он используется лишь для государственных мероприятий и церемоний. Площадь дворца из 3 418 комнат составляет 135 тысяч кв. м, что делает его самым масштабным королевским дворцом в Европе. Король Филипп VI и королевская семья не живут во дворце, их место обитания – более скромный Дворец Сарсуэла возле Мадрида.
Дворец расположен на месте мусульманской крепости – Алькасара 9-го века, построенного как форпост Мухаммеда I Кордовского и унаследованный после 1036 года Тайфой Толедо. Непосредственный предшественник Королевского дворца – Старый Алькасар был построен на этом же месте в 16 веке. После того, как он сгорел в 1734 году, король Филипп V заказал новый дворец. В том пожаре погибли многие произведения искусства, включая «Изгнание мавров» Диего Веласкеса. Другие картины, например, «Менины» были выброшены из окон и таким образом спасены. К счастью, многие шедевры искусства сохранились благодаря тому, что незадолго до пожара король приказал перевезти большую часть коллекции во дворец Буэн Ретиро. Страшный пожар длился четыре дня и полностью уничтожил старый Алькасар, последние стены которого были разрушены уже в 1738 году.
Итальянский архитектор Филиппо Юварра курировал работу над новым дворцом. Он разработал роскошный проект огромных масштабов, однако ему не суждено было реализоваться из-за несвоевременной кончины Юварры в марте 1736 года. Его ученик Джованни Батиста Саккетти продолжил работу, выстроив здание вокруг большого квадратного двора и создав выступающие флигели. В 1760 году Карл III пригласил из Сицилии Франческо Сабатини, архитектора, работающего в стиле неоклассицизма с тем, чтобы расширить существующий дворец.
Первые этажи главного фасада дворца, выходящего на Пласа де ла Армериа, облицованы грубо отесанными выпуклыми камнями; над ними возвышаются ионические колонны на тосканских пилястрах, обрамляющие окна верхних этажей. Верхняя балюстрада раньше была украшена статуями королей и святых, но по приказу Карла III, желавшего придать зданию более строгий, классический вид, они были перемещены в другое место. При реставрации фасада дворца в 1973 году, включающей и балкон Сабитини из четырех дорических колонн, часть скульптур Сачетти была возвращена. К ним относятся статуи ацтекского правителя Монтесумы II работы Жуана Паскуаля де Мены и императора инков Атауальпы Доминго Мартинеса.
Интерьер дворца богато и искусно украшен изящными материалами и выдающимися произведениями искусства. К ним относятся полотна Караваджо, Франсиско де Гойи, Веласкеса, фрески Джованни Баттисты Тьеполо, Хуана де Фландеса, Коррадо Джаквинто, Антона Рафаэля Мэнгса. Другие коллекции, имеющие большое историческое и художественное значение, сохраненные во дворце, включают мебель, изделия из фарфора и серебра, часы, оружие (Королевской Оружейной палате) и коллекцию скрипок Страдивари. Среди залов дворца выделяются богато украшенные Тронный, Фарфоровый, Парадный залы, зал Гаспарини, Оружейная, Капелла. К этим залам ведет роскошная парадная лестница работы Франческо Сабатини.
Несколько залов дворца регулярно открыты для публики, когда не используются по государственному назначению. Входная плата – 11 евро. В некоторые особые дни посещение бесплатное, информацию можно уточнить на сайте (адрес).
Дворец расположен на месте мусульманской крепости – Алькасара 9-го века, построенного как форпост Мухаммеда I Кордовского и унаследованный после 1036 года Тайфой Толедо. Непосредственный предшественник Королевского дворца – Старый Алькасар был построен на этом же месте в 16 веке. После того, как он сгорел в 1734 году, король Филипп V заказал новый дворец. В том пожаре погибли многие произведения искусства, включая «Изгнание мавров» Диего Веласкеса. Другие картины, например, «Менины» были выброшены из окон и таким образом спасены. К счастью, многие шедевры искусства сохранились благодаря тому, что незадолго до пожара король приказал перевезти большую часть коллекции во дворец Буэн Ретиро. Страшный пожар длился четыре дня и полностью уничтожил старый Алькасар, последние стены которого были разрушены уже в 1738 году.
Итальянский архитектор Филиппо Юварра курировал работу над новым дворцом. Он разработал роскошный проект огромных масштабов, однако ему не суждено было реализоваться из-за несвоевременной кончины Юварры в марте 1736 года. Его ученик Джованни Батиста Саккетти продолжил работу, выстроив здание вокруг большого квадратного двора и создав выступающие флигели. В 1760 году Карл III пригласил из Сицилии Франческо Сабатини, архитектора, работающего в стиле неоклассицизма с тем, чтобы расширить существующий дворец.
Первые этажи главного фасада дворца, выходящего на Пласа де ла Армериа, облицованы грубо отесанными выпуклыми камнями; над ними возвышаются ионические колонны на тосканских пилястрах, обрамляющие окна верхних этажей. Верхняя балюстрада раньше была украшена статуями королей и святых, но по приказу Карла III, желавшего придать зданию более строгий, классический вид, они были перемещены в другое место. При реставрации фасада дворца в 1973 году, включающей и балкон Сабитини из четырех дорических колонн, часть скульптур Сачетти была возвращена. К ним относятся статуи ацтекского правителя Монтесумы II работы Жуана Паскуаля де Мены и императора инков Атауальпы Доминго Мартинеса.
Интерьер дворца богато и искусно украшен изящными материалами и выдающимися произведениями искусства. К ним относятся полотна Караваджо, Франсиско де Гойи, Веласкеса, фрески Джованни Баттисты Тьеполо, Хуана де Фландеса, Коррадо Джаквинто, Антона Рафаэля Мэнгса. Другие коллекции, имеющие большое историческое и художественное значение, сохраненные во дворце, включают мебель, изделия из фарфора и серебра, часы, оружие (Королевской Оружейной палате) и коллекцию скрипок Страдивари. Среди залов дворца выделяются богато украшенные Тронный, Фарфоровый, Парадный залы, зал Гаспарини, Оружейная, Капелла. К этим залам ведет роскошная парадная лестница работы Франческо Сабатини.
Несколько залов дворца регулярно открыты для публики, когда не используются по государственному назначению. Входная плата – 11 евро. В некоторые особые дни посещение бесплатное, информацию можно уточнить на сайте (адрес).
Королевский дворец Мадрида
Собор Альмудена
В Мадриде, в отличие от большинства европейских столиц, нет исторического великого собора – собор Альмудена возле королевского дворца, был достроен лишь в самом конце ХХ века. Собор Собор Санта Мария ла Реаль де ла Альмудена (Santa María la Real de La Almudena) стоит перед Королевским дворцом, через площадь. Считается, что собор был построен на месте средневековой мечети, разрушенной в 1083 году во время завоевания Мадрида королем Альфонсо VI.
Название собора – Альмудена – переводится с арабского как «крепость». Предание гласит, что именно в стене этой древней крепости обнаружили фигурку Девы Марии.
Строительство собора было профинансировано королем Альфонсо XII, который хотел разместить там усыпальницу своей жены Марии де лас Мерседес Орлеанской. Возведение церкви началось в 1878 году и закончено лишь в 1993 году. Во время Гражданской войны в Испании строительство полностью прекратилось, и проект был возобновлен только в 1950 году.
Экстерьер собора выполнен в неоклассическом стиле, в соответствии с окружающими его зданиями, а интерьер – в стиле неоготики. С учетом долгого строительства храма необычайно современен его интерьер с капеллами и скульптурами современных художников в разнородных стилях, от исторически воссозданных до декора в стиле «поп-арт». В часовне Святого Причастия есть мозаика известного современного художника Марко Ивана Рупника. В неороманском склепе запечатлен образ Девы Марии Альмудены 16-го века. Неподалеку, в раскопках вдоль Calle Mayor были обнаружены останки мавританских и средневековых городских стен.
Главный алтарь собора изготовлен из гранадского мрамора, над которым находится распятие 17 века в стиле барокко. За алтарем расположена картина Франциско Риси «Снятие одежд с Христа».
Из других произведений искусства можно отметить великолепное ретабло 16 века, скульптуры Иоанна Крестителя 18 века, Христа лежащего и Христа, привязанного к столбу.
Вообще по всему Старому городу Мадрида рассредоточено множество храмов, в том числе и маленькие, часто неприметные церквушки, которые скрывают внутри настоящие сокровища. Например, в церкви Сан Антонио де лос Алеманес (San Antonio de los Alemanes) за строгим и лаконичным фасадом прячется пышная барочная роспись от пола до потолка авторства Луки Джордано и Франсиско Риси. А чего стоит часовня Сан Антонио де ла Флорида (San Antonio de la Florida), которую полностью расписал Франсиско Гойя. Чтобы сохранить оригинальные фрески, для прихожан рядом построили точно такую же церковь. А та, что расписана Гойей, теперь музей и пантеон знаменитого художника, под которым и погребено его тело.
Название собора – Альмудена – переводится с арабского как «крепость». Предание гласит, что именно в стене этой древней крепости обнаружили фигурку Девы Марии.
Строительство собора было профинансировано королем Альфонсо XII, который хотел разместить там усыпальницу своей жены Марии де лас Мерседес Орлеанской. Возведение церкви началось в 1878 году и закончено лишь в 1993 году. Во время Гражданской войны в Испании строительство полностью прекратилось, и проект был возобновлен только в 1950 году.
Экстерьер собора выполнен в неоклассическом стиле, в соответствии с окружающими его зданиями, а интерьер – в стиле неоготики. С учетом долгого строительства храма необычайно современен его интерьер с капеллами и скульптурами современных художников в разнородных стилях, от исторически воссозданных до декора в стиле «поп-арт». В часовне Святого Причастия есть мозаика известного современного художника Марко Ивана Рупника. В неороманском склепе запечатлен образ Девы Марии Альмудены 16-го века. Неподалеку, в раскопках вдоль Calle Mayor были обнаружены останки мавританских и средневековых городских стен.
Главный алтарь собора изготовлен из гранадского мрамора, над которым находится распятие 17 века в стиле барокко. За алтарем расположена картина Франциско Риси «Снятие одежд с Христа».
Из других произведений искусства можно отметить великолепное ретабло 16 века, скульптуры Иоанна Крестителя 18 века, Христа лежащего и Христа, привязанного к столбу.
Вообще по всему Старому городу Мадрида рассредоточено множество храмов, в том числе и маленькие, часто неприметные церквушки, которые скрывают внутри настоящие сокровища. Например, в церкви Сан Антонио де лос Алеманес (San Antonio de los Alemanes) за строгим и лаконичным фасадом прячется пышная барочная роспись от пола до потолка авторства Луки Джордано и Франсиско Риси. А чего стоит часовня Сан Антонио де ла Флорида (San Antonio de la Florida), которую полностью расписал Франсиско Гойя. Чтобы сохранить оригинальные фрески, для прихожан рядом построили точно такую же церковь. А та, что расписана Гойей, теперь музей и пантеон знаменитого художника, под которым и погребено его тело.
Восточная площадь
К востоку от Королевского дворца находится Восточная площадь (Plaza de Oriente), созданная в 19 веке. Центр площади украшает статуя короля Филиппа IV, восседающего на коне. Скульптурная группа была создана в 1640 году мастером Пьетро Такка по портрету короля кисти Диего Веласкеса. Лошадь стоит на задних ногах, и для обеспечения устойчивости скульптуры все физические расчеты произвел Галилео Галилей. В сквере на Восточной площади установлены фигуры королей первых государств на территории Испании.
Оперный театр Мадрида
В восточной части Plaza de Oriente, перед Королевским дворцом расположен Королевский оперный театр Мадрида (Teatro Real de Madrid), один из величайших театров Европы. Проект театра относится к 1818 году, однако открытие состоялось лишь в 1850 году, при королеве Изабелле II. С 1867 по 1925 годы здесь размещалась Мадридская королевская консерватория, после 1925 года театр был закрыт и открылся вновь только в 1997 году, после реставрации. В 1925 году в этом театре выступал Русский балет Дягилева, на выступлении присутствовали Игорь Стравинский и Вацлав Нижинский.
Театр вмещает 1 746 человек, его репертуар включает домашние постановки с участием мировых звезд: оперы, балеты и концерты. Ежедневно в театре проводятся различные виды экскурсий, длительностью от 50 до 90 минут, на разных языках. Это дает общественности возможность узнать о здании театра, устройстве сцены, заглянуть в мастерские и репетиционные помещения.
Театр вмещает 1 746 человек, его репертуар включает домашние постановки с участием мировых звезд: оперы, балеты и концерты. Ежедневно в театре проводятся различные виды экскурсий, длительностью от 50 до 90 минут, на разных языках. Это дает общественности возможность узнать о здании театра, устройстве сцены, заглянуть в мастерские и репетиционные помещения.
Монастырь Энкарнасьон
К северу от Восточной площади располагается августинский Королевский монастырь Энкарнасьон (Real Monasterio de la Encarnación), основанный королевой Маргаритой Австрийской, женой Филиппа III и предназначавшийся, в основном, для женщин из благородных семей. Монастырь был открыт 2 июля 1616 года, спустя несколько лет после смерти королевы. Сдержанный и уравновешенный фасад монастыря выполнен в стиле Хуана де Эрреры, который стали называть эрререско. После пожара 18 века монастырь реставрировал известный испанский архитектор Вентура Родригес. В монастыре, ныне частично музее, находится множество произведений искусства и ценных реликвий, таких как кровь Святого Януария и Святого Пантелеимона.
Из художественных произведений монастыря большой интерес представляют мраморный главный алтарь с фигурами Святой Моники и Святого Августина и полотном «Благовещение» работы Висенте Кардуччо, фрески 18 века, портреты Габсбургов и другие картины, и скульптуры выдающихся мастеров.
В настоящее время при монастыре находится музей, открытый для посещений.
Из художественных произведений монастыря большой интерес представляют мраморный главный алтарь с фигурами Святой Моники и Святого Августина и полотном «Благовещение» работы Висенте Кардуччо, фрески 18 века, портреты Габсбургов и другие картины, и скульптуры выдающихся мастеров.
В настоящее время при монастыре находится музей, открытый для посещений.
Площадь Испании
Площадь Испании (Plaza de España), разместившаяся на 36 900 кв. м – это самая большая в стране и очень популярная у туристов площадь в центре Мадрида, в нескольких минутах ходьбы от Королевского дворца, в конце проспекта Гран Виа. Она примыкает к двум самым знаменитым небоскребам Мадрида - Torre de Madrid и Edificio España.
Прямо в центре площади воздвигнут внушительный памятник Мигелю де Сервантесу. Конструктивная часть памятника разработана в граните, а скульптурная часть сделана из красного камня из Сепульведы и, частично, бронзы. Сидящий писатель окружен персонажами своих произведений.
Памятник был приурочен к третьему столетию публикации второй части «Дон-Кихота» (1615 год), а на следующий, 1916 год приходилось трехсотлетие со дня смерти писателя. Автор проекта, архитектор и скульптор Рафаэль Мартинес Сапатеро, сотрудничал с Педро Мугурусой Отаньо. Скульптуры Дон Кихота и Санчо Пансы выполнил Лоренцо Валера.
Рядом с площадью находятся первые и самые высокие в то время здания в Мадриде – небоскребы Торре-де-Мадрид (Torre de Madrid) высотой 142 м, построенный в 1957 году и Здание Испании (Edificio España) высотой 117 м, возведенное в 1953 году. Особого внимания заслуживает роскошный Дом Гайярдо (Casa Gallardo), построенный в 1911 году; он считается одним из ярких примеров архитектурного стиля в стиле модерн в Мадриде.
Прямо в центре площади воздвигнут внушительный памятник Мигелю де Сервантесу. Конструктивная часть памятника разработана в граните, а скульптурная часть сделана из красного камня из Сепульведы и, частично, бронзы. Сидящий писатель окружен персонажами своих произведений.
Памятник был приурочен к третьему столетию публикации второй части «Дон-Кихота» (1615 год), а на следующий, 1916 год приходилось трехсотлетие со дня смерти писателя. Автор проекта, архитектор и скульптор Рафаэль Мартинес Сапатеро, сотрудничал с Педро Мугурусой Отаньо. Скульптуры Дон Кихота и Санчо Пансы выполнил Лоренцо Валера.
Рядом с площадью находятся первые и самые высокие в то время здания в Мадриде – небоскребы Торре-де-Мадрид (Torre de Madrid) высотой 142 м, построенный в 1957 году и Здание Испании (Edificio España) высотой 117 м, возведенное в 1953 году. Особого внимания заслуживает роскошный Дом Гайярдо (Casa Gallardo), построенный в 1911 году; он считается одним из ярких примеров архитектурного стиля в стиле модерн в Мадриде.
Площадь Испании
Египетский храм Дебод
По соседству с Площадью Испании располагается уникальная достопримечательность Мадрида – Храм Дебод (Templo de Debod) – единственный в Испании настоящий древнеегипетский храм, который был перенесен сюда из Египта. Первоначально храм был построен в 15 километрах к югу от Асуана, в Верхнем Египте, в 4 веке до н.э. В 1960 году из-за строительства Асуанской плотины и последующей угрозы затопления многочисленных памятников и археологических объектов ЮНЕСКО призвала международную общественность спасти богатое историческое наследие Верхнего Египта. Испания внесла свой вклад в спасение египетских храмов, за что египетское правительство решило подарить испанцам храм Дебод. Храм был бережно демонтирован и заново собран в Западном парке Мадрида, неподалеку от Королевского дворца. Торжественное открытие состоялось в 1972 году.
Храм Дебод состоит из нескольких каменных построек, стоящих посреди воды – особенно эффектно это сооружение выглядит в темное время суток, при включенной подсветке, отражающейся в спокойной воде. Внутри сооружений храма сохранились оригинальные египетские росписи, иероглифы и барельефы.
Храм Дебод состоит из нескольких каменных построек, стоящих посреди воды – особенно эффектно это сооружение выглядит в темное время суток, при включенной подсветке, отражающейся в спокойной воде. Внутри сооружений храма сохранились оригинальные египетские росписи, иероглифы и барельефы.
Храм Дебод
Дворец де Лирия
Богатая частная коллекция шедевров европейского искусства хранится и в Паласио де Лирия (Palacio de Liria) – неоклассическом дворце, мадридской резиденции герцогов Альбы, расположенной к северу от Площади Испании. Построенный в 1770 году по проекту архитектора Вентуры Родригеса, дворец сильно пострадал во время Гражданской войны – все, кроме фасадов, было уничтожено.
Уникальная коллекция дворца включает в себя: картины Пьетро Перуджино, Тициана, Пальмы иль Веккьо, Эль Греко, Антониса Мора, Гойи, Мурильо, Сурбарана, Рембрандта, Якоба ван Рёйсдала, Риберы, Рубенса, Франческо Гварди, Энгра, Джошуа Рейнольдса, Курбе, Анри Фантен-Латура, Эжен-Луи Будена, Хоакина Сорольи; гравюры Дюрера, Мантеньи, Лукаса ван Лейдена и Ван Дейка; мраморные и бронзовые скульптуры от времен Римской империи до неоклассического периода, в том числе один портрет Джоаккино Россини работы Лоренцо Бартолини.
Кроме произведений искусства, здесь хранятся старые документы и книги: более 9 000 книг, в том числе одна копия «Дон Кихота» в первой редакции, рукописные документы, включая Библию Альбы, папскую буллу из Ватикана, последнюю волю короля Филиппа II и письма Христофора Колумба, Тициана и Руссо.
Среди археологических находок и предметов декоративного искусства стоит отметить греческую керамику, исторические доспехи и оружие, гобелены 18-го века из французской «Мануфактуры Гобеленов», севрские фарфоровые изделия и мебель в стиле ампир.
Для посещения дворца и осмотра художественной коллекции необходимо на месте подать заявку, которую включат в лист ожидания.
Уникальная коллекция дворца включает в себя: картины Пьетро Перуджино, Тициана, Пальмы иль Веккьо, Эль Греко, Антониса Мора, Гойи, Мурильо, Сурбарана, Рембрандта, Якоба ван Рёйсдала, Риберы, Рубенса, Франческо Гварди, Энгра, Джошуа Рейнольдса, Курбе, Анри Фантен-Латура, Эжен-Луи Будена, Хоакина Сорольи; гравюры Дюрера, Мантеньи, Лукаса ван Лейдена и Ван Дейка; мраморные и бронзовые скульптуры от времен Римской империи до неоклассического периода, в том числе один портрет Джоаккино Россини работы Лоренцо Бартолини.
Кроме произведений искусства, здесь хранятся старые документы и книги: более 9 000 книг, в том числе одна копия «Дон Кихота» в первой редакции, рукописные документы, включая Библию Альбы, папскую буллу из Ватикана, последнюю волю короля Филиппа II и письма Христофора Колумба, Тициана и Руссо.
Среди археологических находок и предметов декоративного искусства стоит отметить греческую керамику, исторические доспехи и оружие, гобелены 18-го века из французской «Мануфактуры Гобеленов», севрские фарфоровые изделия и мебель в стиле ампир.
Для посещения дворца и осмотра художественной коллекции необходимо на месте подать заявку, которую включат в лист ожидания.
Дворец де Лирия
Улица Пасео дель Прадо
В восточной части исторического центра города проходит Пасео дель Прадо (Paseo del Prado) – одна из главных улиц в Мадриде. На этом густо усаженном деревьями широком бульваре, являющемся ориентиром для жителей и гостей города, располагаются важные культурные и туристические достопримечательности, в том числе так называемый Золотой треугольник искусств из трех музеев: музей Прадо, Музей Тиссена-Борнемисы и Центр искусств королевы Софии. Рядом с Пасео дель Прадо находятся Парк Буэн Ретиро и Касон дель Буэн Ретиро (Casón del Buen Retiro), где сейчас расположен филиал музея Прадо, а также Мадридская фондовая биржа, штаб-квартира Королевской академии испанского языка, и Конгресс депутатов.
Кроме того, на Пасео дель Прадо расположены объекты, представляющие историческую и художественную ценность: дом Вильянуэвы, Королевский ботанический сад и скульптурные фонтаны «Сибелес», «Нептун» и «Аполлон».
Кроме того, на Пасео дель Прадо расположены объекты, представляющие историческую и художественную ценность: дом Вильянуэвы, Королевский ботанический сад и скульптурные фонтаны «Сибелес», «Нептун» и «Аполлон».
Пасео дель Прадо
Площадь, дворец и фонтан Сибелес
Площадь Сибелес (Plaza de Cibeles) с фонтаном и мраморными скульптурами в стиле неоклассицизма стала знаковым символом для Мадрида, его «визитной карточкой». Она располагается на пересечении Calle de Alcala, Paseo de Recoletos и Paseo del Prado.
Площадь ограничена крупными зданиями: дворцом Сибелес (Palacio de Cibeles, или Palacio de Comunicaciones), дворцом Буэнависта (Главного штаба армии), необарочным дворцом Линарес (Palacio de Linares) и Банком Испании (Banco de Espana).
Дворец Сибелес представляет собой комплекс из двух белых зданий с роскошным фасадом, занимающих около 30 000 квадратных метров. Это один из первых примеров испанской модернистской архитектуры в центре Мадрида, дизайн которого был выполнен, что называется, «для народа». Дворец открылся в 1919 году в качестве штаб-квартиры Correos – испанской почтовой и телекоммуникационной службы. Авторы проекта, послужившего началом их блестящей архитектурной карьеры – начинающие тогда архитекторы Антонио Паласиос и Хоакин Отаменди. Декоративные мотивы фасада и интерьера дворца принадлежат руке романтического скульптора Анхеля Гарсиа Диаса, постоянного сотрудника Антонио Паласиоса. Сейчас во дворце Сибелес располагается мэрия.
На центральной башне дворца находится обзорная площадка, с которой можно полюбоваться захватывающими видами на город.
Перед дворцом расположен фонтан Сибелес (Fuente de Cibeles), задуманный Карлом III в рамках плана городского планирования и украшения столицы в соответствии с эстетикой неоклассицизма. План включал создание ряда фонтанов со скульптурами на мифологические темы, Музея естественных наук (нынешний музей Прадо), Королевского ботанического сада, озеленение области и другие проекты.
Фонтан построен в 1782 году, его автором выступил архитектор Вентуро Родригес, а воплощали его идею скульпторы Франсиско Гутьеррес и француз Робер Мишель. Богиня плодородия Кибела, восседающая на колеснице, которую везут львы, держит в руках скипетр и ключ.
У фонтана «Сибелес» после футбольных матчей любят собираться болельщики футбольного клуба «Реал» и отмечать победы своего клуба.
Площадь ограничена крупными зданиями: дворцом Сибелес (Palacio de Cibeles, или Palacio de Comunicaciones), дворцом Буэнависта (Главного штаба армии), необарочным дворцом Линарес (Palacio de Linares) и Банком Испании (Banco de Espana).
Дворец Сибелес представляет собой комплекс из двух белых зданий с роскошным фасадом, занимающих около 30 000 квадратных метров. Это один из первых примеров испанской модернистской архитектуры в центре Мадрида, дизайн которого был выполнен, что называется, «для народа». Дворец открылся в 1919 году в качестве штаб-квартиры Correos – испанской почтовой и телекоммуникационной службы. Авторы проекта, послужившего началом их блестящей архитектурной карьеры – начинающие тогда архитекторы Антонио Паласиос и Хоакин Отаменди. Декоративные мотивы фасада и интерьера дворца принадлежат руке романтического скульптора Анхеля Гарсиа Диаса, постоянного сотрудника Антонио Паласиоса. Сейчас во дворце Сибелес располагается мэрия.
На центральной башне дворца находится обзорная площадка, с которой можно полюбоваться захватывающими видами на город.
Перед дворцом расположен фонтан Сибелес (Fuente de Cibeles), задуманный Карлом III в рамках плана городского планирования и украшения столицы в соответствии с эстетикой неоклассицизма. План включал создание ряда фонтанов со скульптурами на мифологические темы, Музея естественных наук (нынешний музей Прадо), Королевского ботанического сада, озеленение области и другие проекты.
Фонтан построен в 1782 году, его автором выступил архитектор Вентуро Родригес, а воплощали его идею скульпторы Франсиско Гутьеррес и француз Робер Мишель. Богиня плодородия Кибела, восседающая на колеснице, которую везут львы, держит в руках скипетр и ключ.
У фонтана «Сибелес» после футбольных матчей любят собираться болельщики футбольного клуба «Реал» и отмечать победы своего клуба.
Фонтан «Нептун»
Если идти по Пасео дель Прадо на юг, то на площади Кановас дель Кастильо (Plaza Canovas del Castillo) можно увидеть другой, не менее впечатляющий фонтан, выполненный в стиле неоклассицизма – «Нептун» – еще один обязательный пункт городского плана Карла III. По периметру площади расположены музеи Прадо и Тиссен-Борнемисса, а также монументальные здания отелей «Palace» и «Ritz».
Проект этого прекрасного фонтана также принадлежит Вентуре Родригесу, создавшему этот шедевр в 1777 году. Возведение «Нептуна» было завершено в 1786 году.
Фонтан «Нептун» установлен на большом круглом пилоне, в центре которого находится фигура Нептуна, бога моря, одного из двенадцати божеств Олимпа. Его правая рука увита змеей, в левой он держит трезубец, а сам стоит на колеснице в виде гигантской раковины, запряженной морскими конями. Вокруг колесницы плавают тюлени и дельфины, извергающие высоко вверх струи воды.
По одной из версий, Нептун символизирует флот, который реформировал Карл III, стремясь сделать его более конкурентоспособным и тем самым укрепить связь с колониями.
Во время голода в период Гражданской войны горожане, не утратившие чувства юмора, повесили на шею Нептуну табличку со словами: «Дайте мне что-нибудь поесть или заберите у меня вилку».
Пока болельщики ФК «Реал Мадрид» празднуют достижения своей команды у фонтана «Сибелес», фанаты «Атлетико Мадрид» отмечают победы здесь, у фонтана «Нептун».
Между фонтанами «Сибелес» и «Нептун», на Пасео дель Прадо установлен фонтан «Аполлон» – прекрасный памятник в стиле Ренессанс работы того же Вентуры Родригеса. Другое название фонтана – «Cuatro Estaciones», что означает «Четыре сезона». Это связано с окружающими бога солнца четырьмя фигурами, которые символизируют времена года.
Проект этого прекрасного фонтана также принадлежит Вентуре Родригесу, создавшему этот шедевр в 1777 году. Возведение «Нептуна» было завершено в 1786 году.
Фонтан «Нептун» установлен на большом круглом пилоне, в центре которого находится фигура Нептуна, бога моря, одного из двенадцати божеств Олимпа. Его правая рука увита змеей, в левой он держит трезубец, а сам стоит на колеснице в виде гигантской раковины, запряженной морскими конями. Вокруг колесницы плавают тюлени и дельфины, извергающие высоко вверх струи воды.
По одной из версий, Нептун символизирует флот, который реформировал Карл III, стремясь сделать его более конкурентоспособным и тем самым укрепить связь с колониями.
Во время голода в период Гражданской войны горожане, не утратившие чувства юмора, повесили на шею Нептуну табличку со словами: «Дайте мне что-нибудь поесть или заберите у меня вилку».
Пока болельщики ФК «Реал Мадрид» празднуют достижения своей команды у фонтана «Сибелес», фанаты «Атлетико Мадрид» отмечают победы здесь, у фонтана «Нептун».
Между фонтанами «Сибелес» и «Нептун», на Пасео дель Прадо установлен фонтан «Аполлон» – прекрасный памятник в стиле Ренессанс работы того же Вентуры Родригеса. Другое название фонтана – «Cuatro Estaciones», что означает «Четыре сезона». Это связано с окружающими бога солнца четырьмя фигурами, которые символизируют времена года.
Вокзал Аточа
Южный конец Пасео дель Прадо выходит к Площади императора Карла V, на которую обращен главный фасад железнодорожного вокзала Аточа (Estación de Atocha) – первой и самой центральной станции города и крупнейшей железнодорожной станции в Мадриде. Она обслуживает пригородные поезда (Cercanías), междугородние и региональные поезда с юга, а также высокоскоростные поезда AVE из Барселоны, Сарагосы, Севильи, Малаги, Валенсии и Аликанте. Вокзал Аточа расположен в районе Арганзуэла.
Первая железнодорожная станция испанской столицы под названием Estación de Mediodía была открыта на этом месте в 1851 году. После значительного повреждения первого здания от пожара, станция была перестроена и открыта вновь в 1892 году. Название Аточа станция получила в честь близлежащей базилики, посвященной Богоматери Аточа.
Этот важный транспортный узел Мадрида расширялся на протяжении многих лет. В 1985 году начался процесс полной реконструкции, основанный на проектах Рафаэля Монео. В 1992 году старое здание вокзала перестали использовать в качестве терминала и превратили в своего рода торговый центр с магазинами и кафе. Кроме того, по аналогии с Музеем Орсе в Париже, здесь разместили крытый тропический сад площадью 4 000 кв. м, в котором произрастают более 500 видов растений, а в прудах водятся черепахи и золотые рыбки. Здесь с удовольствием проводят время пассажиры и встречающие, да и просто заглядывают любители природы и зелени.
Современный терминал вокзала также был спроектирован Рафаэлем Монео и построен на прилегающих землях для обслуживания как новых поездов AVE, так и местных пригородных линий.
Первая железнодорожная станция испанской столицы под названием Estación de Mediodía была открыта на этом месте в 1851 году. После значительного повреждения первого здания от пожара, станция была перестроена и открыта вновь в 1892 году. Название Аточа станция получила в честь близлежащей базилики, посвященной Богоматери Аточа.
Этот важный транспортный узел Мадрида расширялся на протяжении многих лет. В 1985 году начался процесс полной реконструкции, основанный на проектах Рафаэля Монео. В 1992 году старое здание вокзала перестали использовать в качестве терминала и превратили в своего рода торговый центр с магазинами и кафе. Кроме того, по аналогии с Музеем Орсе в Париже, здесь разместили крытый тропический сад площадью 4 000 кв. м, в котором произрастают более 500 видов растений, а в прудах водятся черепахи и золотые рыбки. Здесь с удовольствием проводят время пассажиры и встречающие, да и просто заглядывают любители природы и зелени.
Современный терминал вокзала также был спроектирован Рафаэлем Монео и построен на прилегающих землях для обслуживания как новых поездов AVE, так и местных пригородных линий.
Вокзал Аточа
Площадь Карла Пятого
К площади императора Карла V (Plaza del Emperador Carlos V) подходят несколько улиц: Calle de Atocha, Paseo del Prado, Paseo de la Infanta Isabel, Avenida de la Ciudad de Barcelona, Calle de Mendez Alvaro, Paseo de las Delicias, Paseo de Santa Maria de la Cabeza и Ronda de Atocha. Важными достопримечательностями площади являются Центр искусств королевы Софии и Министерство сельского хозяйства, а также статуя политика 19-го века Клаудио Мояно. Один конец этой длинной прямоугольной площади закруглен, и там установлен один из двух Фонтанов-Артишоков – Fuente de la Alcachofa (второй такой находится неподалеку, в парке Ретиро).
Фонтан-Артишок в парке Ретиро
Ворота Алькала
Рядом с площадью Сибелес, у северо-западного угла парка Ретиро расположена площадь Независимости (Plaza de la Independencia). На ней установлены Ворота Алькала (Puerta de Alcalá) – величественный неоклассический памятник с элементами барокко. Считается, что это первая современная триумфальная арка в римском стиле, построенная в Европе. Она старше Триумфальной арки в Париже и Бранденбургских ворот в Берлине. Изначально ворота входили в состав Стен Филиппа IV, окружавших Мадрид в 17-19 веках.
Ворота Алькала по приказу короля Карла III были открыты в монументальной стене в 1778 году, заменив старые, более мелкие ворота; автором проекта выступил Франческо Сабатини. Первоначально ворота выполняли свою прямую функцию и закрывались на ночь. Пять гранитных пролетов ворот украшены скульптурами, на восточном фасаде расположены 10 колонн, а вверху, с двух сторон красуется надпись на латыни «Будучи Карлом III, 1778 год».
Ворота Алькала по приказу короля Карла III были открыты в монументальной стене в 1778 году, заменив старые, более мелкие ворота; автором проекта выступил Франческо Сабатини. Первоначально ворота выполняли свою прямую функцию и закрывались на ночь. Пять гранитных пролетов ворот украшены скульптурами, на восточном фасаде расположены 10 колонн, а вверху, с двух сторон красуется надпись на латыни «Будучи Карлом III, 1778 год».
Ворота Алькала
Улица Гран Виа
От Калле де Алькала, возле Пласа де Сибелес, до площади Испании протянулась Гран Виа (Gran Via) – главная улица Мадрида, своего рода «испанский Бродвей», который никогда не спит. Эта улица – одна из самых важных торговых зон города, с большим количеством отелей, магазинов и крупных кинотеатров; однако, к сожалению, в последнее время многие из кинотеатров превращаются в торговые центры. Многие здания, расположенные на Гран Виа, поражают своей грандиозной архитектурой в самых разных стилях: платереско, нео-мудехар, ар-деко, стиль Венского сецессиона и других.
У Гран Виа интересная история. В середине 19 века мадридские градостроители решили, что нужно создать новую улицу, соединяющую Калле де Алькала с площадью Испании. Проект предполагал снос многих зданий в центре города, поэтому получил название «удар топором на карте». Однако даже спустя десятилетия после разработки плана строительство так и не началось, и в прессе появились иронические статьи на эту тему, а сам проект в шутку окрестили «Великой Дорогой» (Gran Via). Наконец, в 1904 году проект был утвержден, и в 1910 году началось строительство. Последняя часть улицы была закончена в 1929 году.
За время своего существования проспект сменил не одно название. Одно время, в период Гражданской войны, этот проспект назывался «Авенида де Русия» («Проспект России») в честь поддержки Россией Испанской Республики, потом ее название изменили на Авениду де ла Юньон Советика («Проспект Советского Союза»). Во времена Франко это был Проспект Хосе Антонио – в честь основателя ультраправой партии «Испанская фаланга». После нескольких переименований, в 1981 году проспекту вернули его первое, тогда еще неофициальное название – Гран Виа.
Новая улица открыла простор творчеству архитекторов, у которых появилась возможность создавать большие здания в новейших архитектурных стилях. Самое известное из всех, стоящее на пересечении с Калле де Алькала – Edificio Metrópolis, или Metropolis Building. Метрополис построили в 1907-1911 годах отец и сын Жюль и Раймонд Феврие во французском стиле бозар, довольно необычном для того времени. Заказчиком выступила страховая компания «La Unión y el Fénix». Все этажи выше первого богато украшены колоннами, лепниной и скульптурами. Четыре крупные фигуры над колоннами символизируют Горное дело, Сельское хозяйство, Промышленность и Коммерцию. Круглый купол покрыт 30 000 листами из 24-каратного золота, а наверху установлена крылатая богиня победы Ника. Однако она появилась там лишь в 1975 году – до этого купол венчала иная скульптурная группа: Ганимед, сидящий на крыле Феникса. В 1972 году здание купила другая страховая компания – «Metrópolis Seguros», и предыдущий владелец решил забрать Ганимеда с Фениксом в свою новую штаб-квартиру.
Edificio Telefónica, первый европейский небоскреб, был построен между 1926 и 1929 годах для испанской телекоммуникационной компании в стиле ар-деко. Тогда 88-метровое здание было самым высоким в Мадриде.
Рядом со зданием Metropolis располагается Edificio Grassy – дом под номером 1 на проспекте Гран Виа, построенный между 1916 и 1917 годами. Также, как Метрополис, он возведен на треугольном участке земли, более того – архитектор Эладио Ларедо стремился достичь архитектурного сходства между ними обоими. Хотя этот принцип в определенной степени старались соблюдать вдоль всей Гран Виа. Edificio Grassy состоит из двух независимых зданий, которые соединены залом и патио. Эклектичное по своей архитектуре, здание украшено ротондой, увенчанной двумя бельведерами на самом верху в стиле Ренессанса.
У Гран Виа интересная история. В середине 19 века мадридские градостроители решили, что нужно создать новую улицу, соединяющую Калле де Алькала с площадью Испании. Проект предполагал снос многих зданий в центре города, поэтому получил название «удар топором на карте». Однако даже спустя десятилетия после разработки плана строительство так и не началось, и в прессе появились иронические статьи на эту тему, а сам проект в шутку окрестили «Великой Дорогой» (Gran Via). Наконец, в 1904 году проект был утвержден, и в 1910 году началось строительство. Последняя часть улицы была закончена в 1929 году.
За время своего существования проспект сменил не одно название. Одно время, в период Гражданской войны, этот проспект назывался «Авенида де Русия» («Проспект России») в честь поддержки Россией Испанской Республики, потом ее название изменили на Авениду де ла Юньон Советика («Проспект Советского Союза»). Во времена Франко это был Проспект Хосе Антонио – в честь основателя ультраправой партии «Испанская фаланга». После нескольких переименований, в 1981 году проспекту вернули его первое, тогда еще неофициальное название – Гран Виа.
Новая улица открыла простор творчеству архитекторов, у которых появилась возможность создавать большие здания в новейших архитектурных стилях. Самое известное из всех, стоящее на пересечении с Калле де Алькала – Edificio Metrópolis, или Metropolis Building. Метрополис построили в 1907-1911 годах отец и сын Жюль и Раймонд Феврие во французском стиле бозар, довольно необычном для того времени. Заказчиком выступила страховая компания «La Unión y el Fénix». Все этажи выше первого богато украшены колоннами, лепниной и скульптурами. Четыре крупные фигуры над колоннами символизируют Горное дело, Сельское хозяйство, Промышленность и Коммерцию. Круглый купол покрыт 30 000 листами из 24-каратного золота, а наверху установлена крылатая богиня победы Ника. Однако она появилась там лишь в 1975 году – до этого купол венчала иная скульптурная группа: Ганимед, сидящий на крыле Феникса. В 1972 году здание купила другая страховая компания – «Metrópolis Seguros», и предыдущий владелец решил забрать Ганимеда с Фениксом в свою новую штаб-квартиру.
Edificio Telefónica, первый европейский небоскреб, был построен между 1926 и 1929 годах для испанской телекоммуникационной компании в стиле ар-деко. Тогда 88-метровое здание было самым высоким в Мадриде.
Рядом со зданием Metropolis располагается Edificio Grassy – дом под номером 1 на проспекте Гран Виа, построенный между 1916 и 1917 годами. Также, как Метрополис, он возведен на треугольном участке земли, более того – архитектор Эладио Ларедо стремился достичь архитектурного сходства между ними обоими. Хотя этот принцип в определенной степени старались соблюдать вдоль всей Гран Виа. Edificio Grassy состоит из двух независимых зданий, которые соединены залом и патио. Эклектичное по своей архитектуре, здание украшено ротондой, увенчанной двумя бельведерами на самом верху в стиле Ренессанса.
Edificio Grassy
Арена для корриды «Лас-Вентас»
Одна из главных достопримечательностей Мадрида закономерно связана с национальным испанским развлечением – корридой. Знаменитая арена для боя быков «Лас-Вентас» (Las Ventas), вмещающая 23 798 человек, была открыта в 1931 году. Это одна из самых больших арен в мире – ее диаметр достигает 65 метров. Арена спроектирована архитектором Хосе Эспелиу в стиле нео-мудехар, с украшениями в виде керамических изображений гербов различных испанских провинций.
Сезон корриды длится с марта по октябрь, и за сезон через «Лас Вентас» проходят все звезды тавромахии. Корриды проводятся каждый день во время праздника Сан Исидро, а также каждое воскресенье или праздничный день в течение сезона. Бой быков начинается с 6 или 7 вечера и длится от двух до трех часов. Для полного погружения в соответствующую атмосферу после представления можно отправиться на площадь Санта Ана, находящуюся в центре района Лас Летрас. В тамошних барах собираются любители корриды и обсуждают увиденное.
Сезон корриды длится с марта по октябрь, и за сезон через «Лас Вентас» проходят все звезды тавромахии. Корриды проводятся каждый день во время праздника Сан Исидро, а также каждое воскресенье или праздничный день в течение сезона. Бой быков начинается с 6 или 7 вечера и длится от двух до трех часов. Для полного погружения в соответствующую атмосферу после представления можно отправиться на площадь Санта Ана, находящуюся в центре района Лас Летрас. В тамошних барах собираются любители корриды и обсуждают увиденное.
Рынок Эль Растро
Редкий турист в Мадриде не стремится посетить рынок Эль Растро (El Rastro) – знаменитый блошиный открытый рынок столицы Испании. Он работает по воскресеньям и праздничным дням с 9:00 до 15:00 в течение всего года. Располагается рынок вдоль Пласа де Каскорро и Рибера де Куртидорес, между Калле Эмбахадорес и Ронда де Толедо.
Эль Растро – это около 3500 киосков с уникальными предметами, редкими вещами, антиквариатом и различными раритетами, которые не найти в обычных магазинах и торговых центрах. По воскресеньям открыты также и антикварные магазины в окрестностях рынка.
Эль Растро – это около 3500 киосков с уникальными предметами, редкими вещами, антиквариатом и различными раритетами, которые не найти в обычных магазинах и торговых центрах. По воскресеньям открыты также и антикварные магазины в окрестностях рынка.
Кладбище Альмудены
Если посмотреть на город с высоты птичьего полета, то в восточной его части, в районе Вентас, можно увидеть большую территорию, красиво оформленную в виде греческого креста с закругленными сторонами и трехлопастными апсидами, вписанными в эти полукруги. Эту территорию в 120 гектаров занимает самое большое в Мадриде и одно из крупнейших в Европе Кладбище Богоматери Альмудены (Cementerio de Nuestra Señora de La Almudena). Количество погребенных там людей составляет около 5 миллионов – больше, чем население самого Мадрида. Дело в том, что это кладбище было основным для всего города с 1884 по 1973 годы, а с 1920-х годов было практически единственным для большей части населения.
Архитекторы Фернандо Арбос-и-Треманти и Хосе Уриосте Велада выиграли конкурс на строительство Восточного некрополя, которое началось в 1878 году. Проект учитывал топографию земли, в частности, холм с наивысшей точкой, расположенный на высоте 695 метров, так что строительство обещало быть не таким дорогостоящим из-за отсутствия необходимости привоза и перемещения земли. По подобию кладбищ Генуи и Вены некрополь был разделен на пять террас, каждая из которых была на 5 метров ниже предыдущей. В подпорных стенах расположили ниши.
В 1884 году рядом с Восточным некрополисом возникло кладбище Альмудена, изначально запланированное как временное. Свое название кладбище получило в честь Девы Альмудены, покровительницы города.
Нынешнее кладбище можно разделить на три части: некрополь, первоначальное кладбище и дополнение 1955 года. Кладбище Альмудена украшено многочисленными пантеонами, гробницами, часовнями и памятниками, представляющие художественный интерес – самое старое из них относится к концу 19 века. На всей территории кладбища размещены интересные скульптурные и архитектурные формы самых разных направлений: эклектики, модернизма, неоклассицизма, в неоготическом и неороманском стилях. Особенно выделяются красивые пантеоны или мавзолеи, принадлежащие знатным родам, такие как Vizcondes de Llanteno, оформленный под влиянием культуры Месопотамии и Древнего Египта, семейный мавзолей Zorrilla Alaber в модернистском стиле или богато украшенная гробница поэта Кинтана.
Архитекторы Фернандо Арбос-и-Треманти и Хосе Уриосте Велада выиграли конкурс на строительство Восточного некрополя, которое началось в 1878 году. Проект учитывал топографию земли, в частности, холм с наивысшей точкой, расположенный на высоте 695 метров, так что строительство обещало быть не таким дорогостоящим из-за отсутствия необходимости привоза и перемещения земли. По подобию кладбищ Генуи и Вены некрополь был разделен на пять террас, каждая из которых была на 5 метров ниже предыдущей. В подпорных стенах расположили ниши.
В 1884 году рядом с Восточным некрополисом возникло кладбище Альмудена, изначально запланированное как временное. Свое название кладбище получило в честь Девы Альмудены, покровительницы города.
Нынешнее кладбище можно разделить на три части: некрополь, первоначальное кладбище и дополнение 1955 года. Кладбище Альмудена украшено многочисленными пантеонами, гробницами, часовнями и памятниками, представляющие художественный интерес – самое старое из них относится к концу 19 века. На всей территории кладбища размещены интересные скульптурные и архитектурные формы самых разных направлений: эклектики, модернизма, неоклассицизма, в неоготическом и неороманском стилях. Особенно выделяются красивые пантеоны или мавзолеи, принадлежащие знатным родам, такие как Vizcondes de Llanteno, оформленный под влиянием культуры Месопотамии и Древнего Египта, семейный мавзолей Zorrilla Alaber в модернистском стиле или богато украшенная гробница поэта Кинтана.
Кладбище Альмудены
В этой статье мы рассказали про 23 самых знаковых архитектурных достопримечательностях Мадрида. Безусловно, это далеко не все, что можно посмотреть в столице Испании. Для экономии сил и времени мы рекомендуем совмещать пеший обзор с поездкой на туристическом автобусе, либо заказать частую экскурсию. Например, city tour.
Если вы хотите узнать больше о музеях Мадрида, его садах и парках, посетить места, связанные с футболом, и узнать больше о том, какие блюда нужно обязательно попробовать в Мадриде, читайте нашу статью «Знакомимся с Мадридом – часть 3: музеи, сады и парки города. Мадрид футбольный и гастрономический».
Для тех, кто хочет узнать больше об истории Мадрида, о его университетах и транспорте, читайте статью «Знакомимся с Мадридом – часть 1: история, важные факты, чем живет город сейчас»
Если вы хотите узнать больше о музеях Мадрида, его садах и парках, посетить места, связанные с футболом, и узнать больше о том, какие блюда нужно обязательно попробовать в Мадриде, читайте нашу статью «Знакомимся с Мадридом – часть 3: музеи, сады и парки города. Мадрид футбольный и гастрономический».
Для тех, кто хочет узнать больше об истории Мадрида, о его университетах и транспорте, читайте статью «Знакомимся с Мадридом – часть 1: история, важные факты, чем живет город сейчас»