1. Введение: праздник для всех
Новый год — праздник, который люди ждут с нетерпением, хотя есть среди нас и такие, кто сразу начинает морщиться.
Те, кто смотрит косо на такого рода праздники, имеют некоторые основания. Для них все эти события напоминают скучную и сладко-приторную обязательную программу: карамельно-серпантиновые «скоро Елка» (Новый год 31 декабря), цветочно-конфетные «дети в школу собирайтесь» (1 сентября) и, наконец, тюльпаново-ликерные «поздравляем милых дам» (8 марта). Эти регулярные праздники становятся чем-то сродни дням благотворительности в пользу продавцов цветов и алкоголя, то есть являются скорее праздниками для производителей, которые уместнее было бы отмечать как День Торговли. Но большинство в подобные тонкости не вдается и с нетерпением ожидает любых праздничных дней, так же как, например, «офисный планктон» не намерен отказывать себе в пятничном отрыве и угаре только на том основании, что скучно веселиться каждую пятницу как по расписанию.
В Испании же Новый Год не просто очередной праздник: для испанца это кульминация целой череды разного рода мероприятий декабря и января — месяцев, созданных для того, чтобы немного отдохнуть с семьей (время, проведенное с семьей на Рождество), пообщаться с коллегами (корпоративные вечеринки), поздравить своих детей и детей своих детей (испанцы — долгожители, поэтому нередко им приходится поздравлять еще и детей детей своих детей, то есть правнуков) в День Магов. Ну и, конечно, это шанс поддаться обаянию надежд на безоблачную жизнь в следующем Году и заняться безудержным планированием светлого будущего: всем хочется оставить в прошлом году неприятности и проблемы и «налегке» шагнуть в счастливое «завтра».
В этом смысле календарь можно считать полезным изобретением. Хотя само латинское слово calendarium означало упорядочивание не столько дней в году, сколько процесса взимания долгов — римляне во всем ценили порядок. Долги было принято взимать по первым и последним числам месяца. Слово календарь со временем и стало обозначать «порядок дней в году». Известный цветок «календула» имеет тот же корень и обязан этому своим редким качеством: календула цветет из месяца в месяц с завидной регулярностью, как по календарю.
Те, кто смотрит косо на такого рода праздники, имеют некоторые основания. Для них все эти события напоминают скучную и сладко-приторную обязательную программу: карамельно-серпантиновые «скоро Елка» (Новый год 31 декабря), цветочно-конфетные «дети в школу собирайтесь» (1 сентября) и, наконец, тюльпаново-ликерные «поздравляем милых дам» (8 марта). Эти регулярные праздники становятся чем-то сродни дням благотворительности в пользу продавцов цветов и алкоголя, то есть являются скорее праздниками для производителей, которые уместнее было бы отмечать как День Торговли. Но большинство в подобные тонкости не вдается и с нетерпением ожидает любых праздничных дней, так же как, например, «офисный планктон» не намерен отказывать себе в пятничном отрыве и угаре только на том основании, что скучно веселиться каждую пятницу как по расписанию.
В Испании же Новый Год не просто очередной праздник: для испанца это кульминация целой череды разного рода мероприятий декабря и января — месяцев, созданных для того, чтобы немного отдохнуть с семьей (время, проведенное с семьей на Рождество), пообщаться с коллегами (корпоративные вечеринки), поздравить своих детей и детей своих детей (испанцы — долгожители, поэтому нередко им приходится поздравлять еще и детей детей своих детей, то есть правнуков) в День Магов. Ну и, конечно, это шанс поддаться обаянию надежд на безоблачную жизнь в следующем Году и заняться безудержным планированием светлого будущего: всем хочется оставить в прошлом году неприятности и проблемы и «налегке» шагнуть в счастливое «завтра».
В этом смысле календарь можно считать полезным изобретением. Хотя само латинское слово calendarium означало упорядочивание не столько дней в году, сколько процесса взимания долгов — римляне во всем ценили порядок. Долги было принято взимать по первым и последним числам месяца. Слово календарь со временем и стало обозначать «порядок дней в году». Известный цветок «календула» имеет тот же корень и обязан этому своим редким качеством: календула цветет из месяца в месяц с завидной регулярностью, как по календарю.
2. Лирическое отступление: как люди придумали Календарь
Время — не расстояние, его шагами не измеришь, но люди существа упорные, им не нравится, когда что-то не поддается учету: поэтому у них появляются разные идеи. С делением на сутки у большинства народов проблем не возникает и царит единодушие. По меткому известному русскому выражению «день, ночь — сутки прочь» сразу понятно, что восход солнца всегда и везде знаменовал приход нового дня. Правда, во все времена бродили туманные слухи о загадочных народах, живущих где-то на далеком Севере, которые полгода живут ночью, а полгода днем, но большинство этим страшным слухам не верило: в Полярную ночь в Средиземноморье до сих пор верят немногие.
Собрать ненадежные дни, пролетающие один за другим, в недели и месяцы — задача куда более сложная. Самая популярная система пришла с Древнего Востока, где была принята семеричная система по числу основных известных планет и кое-что в испанском языке и сейчас напоминает об этом: Lunes (Понедельник) — это явная Луна, Martes (Вторник) — это очевидный Марс, Miercoles (среда) — Меркурий. В четверге, пятнице и субботе можно легко усмотреть Юпитер, Венеру и Сатурн — Jueves, Viernes, Sabado. Самый лучший день, разумеется, — выходной, им обычно была суббота, а вот воскресенье считался первым днем недели. Русский народ неделю так прямо и называет «не-деля», признавая очевидным факт того, что отдыхать и ничего «не-делать» лучше, чем работать. Вслед за неделей нужно было ввести месяцы и годы — еще более сложная задача и решали ее многие народы тоже по-своему. Всю историю мировых календарей нам в формате наших заметок не осилить, поэтому мы сконцентрируемся на вопросе о начале системы отсчета времени (первом дне следующего года).
Собрать ненадежные дни, пролетающие один за другим, в недели и месяцы — задача куда более сложная. Самая популярная система пришла с Древнего Востока, где была принята семеричная система по числу основных известных планет и кое-что в испанском языке и сейчас напоминает об этом: Lunes (Понедельник) — это явная Луна, Martes (Вторник) — это очевидный Марс, Miercoles (среда) — Меркурий. В четверге, пятнице и субботе можно легко усмотреть Юпитер, Венеру и Сатурн — Jueves, Viernes, Sabado. Самый лучший день, разумеется, — выходной, им обычно была суббота, а вот воскресенье считался первым днем недели. Русский народ неделю так прямо и называет «не-деля», признавая очевидным факт того, что отдыхать и ничего «не-делать» лучше, чем работать. Вслед за неделей нужно было ввести месяцы и годы — еще более сложная задача и решали ее многие народы тоже по-своему. Всю историю мировых календарей нам в формате наших заметок не осилить, поэтому мы сконцентрируемся на вопросе о начале системы отсчета времени (первом дне следующего года).
3. Почему именно 31 декабря
Прошлый год мы много писали в наших статьях о том, как отмечает Испания Рождество, Новый Год и Пасху в католических традициях.
Потом мне, честно говоря, стало за всех нас немного обидно: теория эволюции Дарвина давно «трещит по швам», следы древнего человека найдены в слоях угля и кварца, которым несколько миллионов лет. Это значит, что наша человеческая история очень древняя, а в памяти и книгах мы держим (и то с оговорками) только пару последних тысяч лет, ведя отсчет с рождения Христа. Конечно, Церковь на правах победителя поторопилась все предыдущие миллионы лет объявить «язычеством» и попыталась всю древнюю историю переписать по-своему (давно известный принцип: «мы наш, мы новый мир построим»). Кстати, Церковь и вожди пролетариата действовали в этом смысле схоже: Ленин выпускал декрет за декретом, строча их с поразительной скоростью, церковь тоже известна радикальными папскими указами. Однако народ иногда очень упорен в своих привычках и верованиях: в этом случае даже католической церкви приходится маневрировать — встраивать и «прилаживать» свои новые даты и традиции к старым праздникам. Давайте посмотрим на все это на конкретном примере декабря.
Если вы думаете, что люди всегда знали, что Новый Год следует начинать именно 1 января, то это совсем не так. Например, для стран Древнего Востока самым важным и ценным была вода, их интересовало состояние рек и систем каналов, поэтому жители Древнего Египта свой отсчет года вели от разлива Нила. В принципе, в Европе тоже все крутилось вокруг сельского хозяйства: основными праздничными периодами считались декабрь (зимнее солнцестояние), март и дни летнего солнцестояния. Взоры древних людей были устремлены к небу: оттуда время от времени сходили «солнце-подобные» Боги и приносили людям разные дары.
В декабре, после двадцатого числа и самого короткого дня в году, когда начинал заметно прибавлять солнечный день, у многих славянских народов начинался праздник Коляда, продолжавшийся 12 дней. Не только у славянских — похожие праздники есть и на Севере, и на Западе. Коляда, приходящий после зимнего Солнцестояния, знаменовал собой победу Бога Солнца над Змеем (историки все чаще всерьез рассматривают версию древнего противостояния динозавров и людей, в котором людям помогли загадочные сошедшие с небес Боги). Слово «коляда» имеет не совсем понятное происхождение, но явно тот же корень, что и слово «кол-дун» (жрец Солнца). Слово «кол-есо» многие относят к той же традиции (вечное вращение, круг времен и пр.). Еще интереснее, что если произнести слово «ко-ля-да», то сходство со словом «календарь» трудно не заметить. У немцев есть очень похожий праздник Йоль (слово тоже по смыслу близкое к «вращению»), он длится также 12 дней и заканчивается ровно 31 декабря. Знаменитая шекспировская «двенадцатая ночь» есть и в английской, и в скандинавской культурах. В эти дни мы как бы зависаем в безвременье, между старым годом и новым. Поэтому в эти дни отмечают праздники богинь Судьбы и занимаются гаданием. Также по дворам ходят всевозможные ряженые, которых принято одаривать — что повторяет обряд жертв Богам, в благодарность за их дары людям. Молодежь отдыхает и устраивает всякие забавы с кострами и прочие игры.
Потом мне, честно говоря, стало за всех нас немного обидно: теория эволюции Дарвина давно «трещит по швам», следы древнего человека найдены в слоях угля и кварца, которым несколько миллионов лет. Это значит, что наша человеческая история очень древняя, а в памяти и книгах мы держим (и то с оговорками) только пару последних тысяч лет, ведя отсчет с рождения Христа. Конечно, Церковь на правах победителя поторопилась все предыдущие миллионы лет объявить «язычеством» и попыталась всю древнюю историю переписать по-своему (давно известный принцип: «мы наш, мы новый мир построим»). Кстати, Церковь и вожди пролетариата действовали в этом смысле схоже: Ленин выпускал декрет за декретом, строча их с поразительной скоростью, церковь тоже известна радикальными папскими указами. Однако народ иногда очень упорен в своих привычках и верованиях: в этом случае даже католической церкви приходится маневрировать — встраивать и «прилаживать» свои новые даты и традиции к старым праздникам. Давайте посмотрим на все это на конкретном примере декабря.
Если вы думаете, что люди всегда знали, что Новый Год следует начинать именно 1 января, то это совсем не так. Например, для стран Древнего Востока самым важным и ценным была вода, их интересовало состояние рек и систем каналов, поэтому жители Древнего Египта свой отсчет года вели от разлива Нила. В принципе, в Европе тоже все крутилось вокруг сельского хозяйства: основными праздничными периодами считались декабрь (зимнее солнцестояние), март и дни летнего солнцестояния. Взоры древних людей были устремлены к небу: оттуда время от времени сходили «солнце-подобные» Боги и приносили людям разные дары.
В декабре, после двадцатого числа и самого короткого дня в году, когда начинал заметно прибавлять солнечный день, у многих славянских народов начинался праздник Коляда, продолжавшийся 12 дней. Не только у славянских — похожие праздники есть и на Севере, и на Западе. Коляда, приходящий после зимнего Солнцестояния, знаменовал собой победу Бога Солнца над Змеем (историки все чаще всерьез рассматривают версию древнего противостояния динозавров и людей, в котором людям помогли загадочные сошедшие с небес Боги). Слово «коляда» имеет не совсем понятное происхождение, но явно тот же корень, что и слово «кол-дун» (жрец Солнца). Слово «кол-есо» многие относят к той же традиции (вечное вращение, круг времен и пр.). Еще интереснее, что если произнести слово «ко-ля-да», то сходство со словом «календарь» трудно не заметить. У немцев есть очень похожий праздник Йоль (слово тоже по смыслу близкое к «вращению»), он длится также 12 дней и заканчивается ровно 31 декабря. Знаменитая шекспировская «двенадцатая ночь» есть и в английской, и в скандинавской культурах. В эти дни мы как бы зависаем в безвременье, между старым годом и новым. Поэтому в эти дни отмечают праздники богинь Судьбы и занимаются гаданием. Также по дворам ходят всевозможные ряженые, которых принято одаривать — что повторяет обряд жертв Богам, в благодарность за их дары людям. Молодежь отдыхает и устраивает всякие забавы с кострами и прочие игры.
Испания не исключение: в той или иной мере у них есть все эти древнейшие традиции, корни которых нам уже никогда не найти. Период с 24 декабря до 6 января составляет как раз двенадцать дней, все испанцы считают эти дни своими законными праздниками и отмечают их на полную катушку. Есть и другие поразительно похожие черты отмечания древнего праздника последних двенадцати дней года: их в Испании считают «священным двенадцатидневием». Например, в самый короткий день в году Hogueras люди и всадники прыгают через костер, избавляясь от скверны и грехов и страхуясь от неприятностей на будущий год. Все эти совпадения тем поразительнее, что они явно на несколько тысяч лет древнее христианства и народы, отмечающие Коляду и аналогичные праздники 12 дней в декабре — живут от Африки до Сибири и Азии, на землях Испании, Европы, Средиземноморья и славянских территориях. Известные нам по истории народы этого периода довольно сильно отличаются друг от друга и данное сходство можно объяснить только тем, что когда-то очень давно, возможно десятки тысяч лет назад и больше существовала какая-то единая влиятельная культура и цивилизация, распространившая свои традиции на все эти земли (как в дальнейшем это произойдет с влиятельными римской империей и католической церковью).
Церковь не сразу смирилась с тем, что Новый Год и 31 декабря — особые даты для многих народов, да еще с древнейших времен. Она считала, что декабрь должен быть месяцем Рождества как точки отсчета времен, а все остальное — языческие глупости. Заманчиво было вести отсчет года (и мира) с Рождения Христова и вводить свои новые, церковные даты праздников. Например, в России, после введения христианства, церковь своим указом ввела особый церковный праздник 1 сентября и решила, что именно с этого дня нужно вести отсчет Нового года. Цель Церкви была понятна: резко понизить популярность праздников коляды, зимнего Солнца, масленицы и мартовских праздников и прочих древнейших традиций. Однако люди продолжали отмечать Коляду и аналогичные праздники с 20 декабря: по дворам ходили ряженые, молодежь устраивала игры и розыгрыши, а девушки занимались гаданием. В романе Льва Толстого « Война и Мир» все довольно ярко описано на примере праздника в семье Ростовых. В Испании традиции декабря тоже поддерживались, параллельно отмечанию Рождества.
Разумеется, католическая и православная церковь быстро поняли, что лучше найти компромисс, и Новый Год в большинстве стран стал официально проходить 1 января. Формально это было нетрудно организовать: 1 января был днем смены власти консула в древнем Риме, и Византия продолжала эту традицию. В тринадцатом веке праздник вернула Священная немецкая римская империя, а затем и другие страны. В Испанию официально праздник пришел (по сути скорее вернулся) — в 1582 году. В России это произошло после соответствующего указа Петра Великого: случай был очень подходящий — страна шумно и пафосно отметила Новый, одна тысяча семисотый год.
Церковь не сразу смирилась с тем, что Новый Год и 31 декабря — особые даты для многих народов, да еще с древнейших времен. Она считала, что декабрь должен быть месяцем Рождества как точки отсчета времен, а все остальное — языческие глупости. Заманчиво было вести отсчет года (и мира) с Рождения Христова и вводить свои новые, церковные даты праздников. Например, в России, после введения христианства, церковь своим указом ввела особый церковный праздник 1 сентября и решила, что именно с этого дня нужно вести отсчет Нового года. Цель Церкви была понятна: резко понизить популярность праздников коляды, зимнего Солнца, масленицы и мартовских праздников и прочих древнейших традиций. Однако люди продолжали отмечать Коляду и аналогичные праздники с 20 декабря: по дворам ходили ряженые, молодежь устраивала игры и розыгрыши, а девушки занимались гаданием. В романе Льва Толстого « Война и Мир» все довольно ярко описано на примере праздника в семье Ростовых. В Испании традиции декабря тоже поддерживались, параллельно отмечанию Рождества.
Разумеется, католическая и православная церковь быстро поняли, что лучше найти компромисс, и Новый Год в большинстве стран стал официально проходить 1 января. Формально это было нетрудно организовать: 1 января был днем смены власти консула в древнем Риме, и Византия продолжала эту традицию. В тринадцатом веке праздник вернула Священная немецкая римская империя, а затем и другие страны. В Испанию официально праздник пришел (по сути скорее вернулся) — в 1582 году. В России это произошло после соответствующего указа Петра Великого: случай был очень подходящий — страна шумно и пафосно отметила Новый, одна тысяча семисотый год.
4. Что происходит с праздниками сейчас
В России по-прежнему больше доверяют гадалкам и астрологам (гадание и всякого рода предсказания на Новый год входят в обязательную программу празднования), чем научным прогнозам. Людей можно понять: куда интереснее ночное таинственное гадание в бане со свечами и зеркалами, чем скучная и заведомо обреченная попытка узнать будущее от собственного ежедневника. Потом небольшая путаница вышла с системами подсчета високосных годов (юлианский и григорианский календари), но для широкого характера русского человека это не могло стать проблемой: наш народ просто начал отмечать один и тот же праздник два раза: как Новый год и как Старый Новый Год.
В Испании сейчас тоже прекрасно уживаются старинные традиции «священных двенадцати дней» и праздник католического Рождества.
Рождество более семейный праздник, а в Новый Год испанец не против куда-нибудь выйти с друзьями. То, что испанцы едят на Новый год именно двенадцать и именно виноградинок, загадывая желания — относительно недавний обычай. Патриотам провинции Аликанте будет интересно узнать, что, как гласит легенда, именно щедрые урожаи винограда в 1909 году в окрестностях Эльче и Аликанте привели к тому, что возникла идея раздать виноград всем и каждому на Новый Год: в дальнейшем традиция закрепилась, правда, виноград уже не дарят, а продают. Должен отметить, что в декабре сбор урожая винограда в большинстве регионов уже давно заканчивается, но с другой стороны — именно в регионе Аликанте климат позволяет собирать урожай очень поздно, вплоть до ноября. Так что все могло произойти именно как в легенде.
В Испании сейчас тоже прекрасно уживаются старинные традиции «священных двенадцати дней» и праздник католического Рождества.
Рождество более семейный праздник, а в Новый Год испанец не против куда-нибудь выйти с друзьями. То, что испанцы едят на Новый год именно двенадцать и именно виноградинок, загадывая желания — относительно недавний обычай. Патриотам провинции Аликанте будет интересно узнать, что, как гласит легенда, именно щедрые урожаи винограда в 1909 году в окрестностях Эльче и Аликанте привели к тому, что возникла идея раздать виноград всем и каждому на Новый Год: в дальнейшем традиция закрепилась, правда, виноград уже не дарят, а продают. Должен отметить, что в декабре сбор урожая винограда в большинстве регионов уже давно заканчивается, но с другой стороны — именно в регионе Аликанте климат позволяет собирать урожай очень поздно, вплоть до ноября. Так что все могло произойти именно как в легенде.
5. Праздничный антураж
Если уж находятся люди, которых «напрягает» регулярность и рутинность праздников, хотя от этих людей требуется только дисциплинированно есть, пить и веселиться, то что уж говорить о тех, кто каждый год по роду своей деятельности должен как-то поддерживать всеобщее праздничное настроение. Взять хотя бы наши заметки: трудно пережить Новый год без тяжелых последствий для головы и желудка, но еще труднее написать о нем что-то новое. Часто авторов подобных статей спасает только то, что их никто не читает: статьи играют роль необходимого элемента в создании общей праздничной атмосферы. Такую же, как серпантин, ленты, хлопушки, наряженные витрины и прочие оленьи рога — какие ко всем этим атрибутам праздника могут быть претензии?
Атмосфера работает непонятным, волшебным образом, как молитва — текст один и тот же, часто очень простой, но всегда действует: например, для русского человека понятен цыганский праздник (гитара, наряды, «мохнатый шмель на душистый хмель») — всем уже весело. Оливье, шампанское, бенгальские огни: правильно — Новый Год. Вальс Мендельсона, лимузин, обмороки и драка в ресторане — молодцы, свадьба!
В Новый Год за праздничное настроение отвечают всевозможные Санта Клаусы, а за атмосферу на севере — елки, на юге — цветки «рождественской звезды».
Что касается Санта Клауса, то он тоже абсолютно бесспорно пришел из глубины веков. Этот Бог Морозов и Снегов был издревле суров, инспектировал людей и детей, никого не задаривал подарками, а, скорее наоборот: требовал жертв. С веками трансформировался в почти домашнего и уютного «дедушку» с мешком подарков, хотя время от времени люди вспоминают о его суровой стороне натуры и тогда появляются на экранах кинотеатров всякие «плохие Санты». У каталонцев есть свой Тио де Надаль, у басков — угольщик Олентцеро, который, кстати, тоже не сразу стал положительным и образцовым, а у русских Дед Мороз. Он считается потомком старославянского бога холода Трескуна, канонизированного в качестве Деда Мороза позднее в русской литературе. Эта же литература (пьеса Островского) подарила ему дочку Снегурочку, правда со временем превратившуюся во внучку.
Ель — священное дерево в культуре кельтов и славян. А в Испании, разумеется, особую роль в праздниках играет цветок «рождественская звезда».
Атмосфера работает непонятным, волшебным образом, как молитва — текст один и тот же, часто очень простой, но всегда действует: например, для русского человека понятен цыганский праздник (гитара, наряды, «мохнатый шмель на душистый хмель») — всем уже весело. Оливье, шампанское, бенгальские огни: правильно — Новый Год. Вальс Мендельсона, лимузин, обмороки и драка в ресторане — молодцы, свадьба!
В Новый Год за праздничное настроение отвечают всевозможные Санта Клаусы, а за атмосферу на севере — елки, на юге — цветки «рождественской звезды».
Что касается Санта Клауса, то он тоже абсолютно бесспорно пришел из глубины веков. Этот Бог Морозов и Снегов был издревле суров, инспектировал людей и детей, никого не задаривал подарками, а, скорее наоборот: требовал жертв. С веками трансформировался в почти домашнего и уютного «дедушку» с мешком подарков, хотя время от времени люди вспоминают о его суровой стороне натуры и тогда появляются на экранах кинотеатров всякие «плохие Санты». У каталонцев есть свой Тио де Надаль, у басков — угольщик Олентцеро, который, кстати, тоже не сразу стал положительным и образцовым, а у русских Дед Мороз. Он считается потомком старославянского бога холода Трескуна, канонизированного в качестве Деда Мороза позднее в русской литературе. Эта же литература (пьеса Островского) подарила ему дочку Снегурочку, правда со временем превратившуюся во внучку.
Ель — священное дерево в культуре кельтов и славян. А в Испании, разумеется, особую роль в праздниках играет цветок «рождественская звезда».
6. Рождественская звезда
Пуансеттия или Рождественская звезда, действительно, крайне популярна в Испании — их можно купить на каждом углу, их дарят друг другу, с ними просто ходят в гости и, конечно, они давно не только рождественские, а сопровождают испанцев весь декабрь. Во-первых, потому, что не так уж много есть растений, которые готовы дисциплинированно цвести именно зимой.
Во-вторых, форма цветка действительно напоминают звезду, а католические священники, умелые пиарщики и маркетологи, не могли пройти мимо такого чудесного намека и напоминания о звезде, оповестившей мир о рождении необычного младенца Иисуса.
В-третьих, ацтеки, первые садоводы Америки, открывшие и оценившие красоту этого цветка, были большие мастера селекции, и сейчас существует много красивых вариантов растения, различных по форме и по цвету. Успех Рождественской Звезды закрепили трогательной легендой о мексиканской девочке (иногда мальчике, иногда речь идет о сестрах или братьях), которая была так бедна, что не смогла приготовить подарок Иисусу на Рождество, но Иисус дал ей знак, что нужно просто принести какой-то символ любви и внимания: девочка сорвала перед входом в храм первый попавшийся сорняк, который, однако, тут же расцвел «рождественской звездой» перед пораженными священниками. Люди и церковь оценили это чудо превращения скромного куста в яркий цветок и с тех пор праздник и «рождественская звезда» неразлучны. Название пуансеттия, под которым цветок также известен — имя собственное, и принадлежало оно послу Америки в Мексике, садоводу-любителю и патриоту этого растения.
Во-вторых, форма цветка действительно напоминают звезду, а католические священники, умелые пиарщики и маркетологи, не могли пройти мимо такого чудесного намека и напоминания о звезде, оповестившей мир о рождении необычного младенца Иисуса.
В-третьих, ацтеки, первые садоводы Америки, открывшие и оценившие красоту этого цветка, были большие мастера селекции, и сейчас существует много красивых вариантов растения, различных по форме и по цвету. Успех Рождественской Звезды закрепили трогательной легендой о мексиканской девочке (иногда мальчике, иногда речь идет о сестрах или братьях), которая была так бедна, что не смогла приготовить подарок Иисусу на Рождество, но Иисус дал ей знак, что нужно просто принести какой-то символ любви и внимания: девочка сорвала перед входом в храм первый попавшийся сорняк, который, однако, тут же расцвел «рождественской звездой» перед пораженными священниками. Люди и церковь оценили это чудо превращения скромного куста в яркий цветок и с тех пор праздник и «рождественская звезда» неразлучны. Название пуансеттия, под которым цветок также известен — имя собственное, и принадлежало оно послу Америки в Мексике, садоводу-любителю и патриоту этого растения.
7. Завершение
При всем скептическом отношении к праздникам, которые являются просто календарными — всегда есть какая-то причина в их возникновении и живучести: древние и языческие истоки праздника, о которых мы сегодня много говорили, действуют на уровне подсознательном, настраивая вас на веселье, да и ваш организм — не железный и требует отдыха, а, кроме того, всегда есть те, кому праздник абсолютно необходим. Ну, например, свадьба совершенно необходима родителям, родственникам и друзьям жениха и невесты: родители должны почувствовать, что жизнь удалась и дети пристроены, а друзьям и родственникам просто необходимы мероприятия, чтобы встречаться. Если помните, герои старого, но по-прежнему хорошего фильма «Четыре свадьбы и одни похороны» жили по-настоящему и на полную катушку именно на свадьбах друзей, а в перерывах ничего интересного в их жизни не происходило.
Что касается Нового Года — он совершенно необходим детям. Можно иронизировать над детской верой в чудеса и Деда Мороза, но радость от подарков еще никто не отменял: лично я, детство которого пришлось на не самые простые семидесятые годы империи Советского Союза, с теплотой вспоминаю многочисленные школьные и прочие «елки» именно за то, что на них полагался подарок. А своего деда, однажды неожиданно подарившего мне на Новый Год казавшуюся мне недостижимой мечту советского ребенка — немецкую игру «Железная дорога» — я согласен был считать Дедом Морозом и Санта Клаусом одновременно. С возрастом градус эмоций снижается, но все-таки новогодние подарки и поздравления остаются чем-то особенным и для испанцев, и для всех нас.
Также рекомендуем к прочтению:
Испанские зимние праздники: не Рождеством и Новым Годом едиными
Испанское игристое вино Cava: стиль жизни — праздник. Не говоря уже о Новом Годе
Украшаем дом по-испански
Новый год и Рождество в Испании: атмосфера и главные атрибуты
Рождественские и новогодние традиции Испании
Пасха в Испании: испанские традиции празднования и особенности
Испанские зимние праздники: не Рождеством и Новым Годом едиными
Испанское игристое вино Cava: стиль жизни — праздник. Не говоря уже о Новом Годе
Украшаем дом по-испански
Новый год и Рождество в Испании: атмосфера и главные атрибуты
Рождественские и новогодние традиции Испании
Пасха в Испании: испанские традиции празднования и особенности
Автор статьи - Дмитрий Кесадов.
Об авторе: Дмитрий Кесадов много лет живет в Испании. Имеет образование энолога. Интересуется сам и старается заинтересовать читателей вопросами вина, виноделия, гастрономии, истории и культуры Испании.