«Если выпало в Империи родиться,
Лучше жить в глухой провинции у моря.
И от Цезаря далеко, и от вьюги.
Лебезить не нужно, трусить, торопиться».
Иосиф Бродский
Лучше жить в глухой провинции у моря.
И от Цезаря далеко, и от вьюги.
Лебезить не нужно, трусить, торопиться».
Иосиф Бродский
Информация по разделам
- Введение
- Южный и северный менталитеты
- Авторитетное мнение: Хосе Ортега-и-Гассет
- Первое отличие: северная целеустремленность против южной расслабленности
- Второе отличие: древняя южная традиция спокойного отношения к разным культурам, слияния и поглощения традиций
- Об умении радоваться простым вещам
- Заключение
1. Введение
Живущим в многонациональной стране, такой как Испания или бывший Советский Союз и его наследница Россия, легко в национальном вопросе впасть в две крайности. Первая заключается в почти полном игнорировании очевидных различий в менталитетах и традициях. Так, например, «русскими» в СССР многие считали равно шахматиста Каспарова, футболиста Блохина, дагестанского борца Сураката Асиятилова, азербайджанского композитора Бюль-Бюль-Оглы и якута Николая Бельды, с завидной энергией грозившего увезти россиянок в тундру, чтобы «по хрустящему морозцу поспешить на край земли».
С той же широтой и легкостью многие люди не делают различий между испанцами: ну, испанец и испанец. Другая крайность заключается, напротив, в полном нежелании признавать право на существование общеиспанского характера и каких-то общих черт, свойственных «испанцу вообще» и отличающих его от, скажем, «англичанина вообще». Представители этой точки зрения видят не испанцев, а каталонцев, басков, андалусийцев, жителей автономии Валенсия и пр.
Понятно, что примирить эти точки зрения непросто: по-настоящему правы те, кто, следуя за Борхесом, видит истину не в поиске правых и неправых, а в акцентах, интонациях и той форме, в которой вы высказываете свое мнение в деликатных вопросах, к которым уж точно следует отнести вопрос о национальном менталитете. Скажем, юмор, особенно если он добрый (что не отменяет его остроты — беззубый юмор редко смешной) — может быть прекрасной формой для высказываний на тему национальных отличий.
С той же широтой и легкостью многие люди не делают различий между испанцами: ну, испанец и испанец. Другая крайность заключается, напротив, в полном нежелании признавать право на существование общеиспанского характера и каких-то общих черт, свойственных «испанцу вообще» и отличающих его от, скажем, «англичанина вообще». Представители этой точки зрения видят не испанцев, а каталонцев, басков, андалусийцев, жителей автономии Валенсия и пр.
Понятно, что примирить эти точки зрения непросто: по-настоящему правы те, кто, следуя за Борхесом, видит истину не в поиске правых и неправых, а в акцентах, интонациях и той форме, в которой вы высказываете свое мнение в деликатных вопросах, к которым уж точно следует отнести вопрос о национальном менталитете. Скажем, юмор, особенно если он добрый (что не отменяет его остроты — беззубый юмор редко смешной) — может быть прекрасной формой для высказываний на тему национальных отличий.
Второй прием, который многим помогает сгладить острые углы: уйти от от бесконечного разнообразия (все мы помним о печальной истории строительства вавилонской башни и чем оно закончилось) и ограничиться спасительным разделением мира всего на две противоположности, что гораздо проще и внушает куда больше надежд, чем попытки найти общее у сотни народностей и национальностей. Например, поделить Испанию на Юг и Север и со сдержанным оптимизмом посмотреть, что у нас получится.
2. Южный и северный менталитеты
Конечно, мир устроен гораздо сложнее и вряд ли состоит из двух частей, но человеку удобнее поделить его пополам: на блондинок и брюнеток, на «плохих парней» и «хороших», на черное и белое. Уже в детстве мы играем в «наших» и «ненаших», причем неважно, кто эти соперники: в моем детстве это были «красные» и «белые», сейчас это вампиры, герои «Звездных войн» и «Гарри Поттера». Важно именно деление пополам. Причем к формальному принципу мы тут же добавляем множество культурных и прочих ассоциаций: блондинка — это уже давно не просто девушка со светлыми волосами, а героиня анекдотов со всеми вытекающими характеристиками. Одно из таких делений мира людей на две части — на «южан» и «северян».
В дальнейшем я больше сосредоточусь на характере «южан», по той простой причине, что по менталитету россиянин чаще считает себя «северянином» и понять Север Испании ему гораздо проще. А вот жить и приобретать недвижимость он предпочитает как раз в теплых краях, поэтому нам совершенно необходимо разобраться в загадочном (для нас) южном менталитете испанцев.
Много читая о людях и традициях Андалусии, я часто ловил себя на той мысли, что почти все сказанное верно и по отношению к жителям провинции Аликанте, в которую мы с женой впервые приехали в уже далеком 1996 году, и с тех пор многое узнали о южном характере на примере этих самых местных жителей. Провинция Аликанте — тоже юг, хотя и находится с другой стороны полуострова: характеры людей во многом схожи. Это не удивительно, ибо Юг — не один, их много. Мы сейчас говорим не о географии, а о культуре и менталитете.
В дальнейшем я больше сосредоточусь на характере «южан», по той простой причине, что по менталитету россиянин чаще считает себя «северянином» и понять Север Испании ему гораздо проще. А вот жить и приобретать недвижимость он предпочитает как раз в теплых краях, поэтому нам совершенно необходимо разобраться в загадочном (для нас) южном менталитете испанцев.
Много читая о людях и традициях Андалусии, я часто ловил себя на той мысли, что почти все сказанное верно и по отношению к жителям провинции Аликанте, в которую мы с женой впервые приехали в уже далеком 1996 году, и с тех пор многое узнали о южном характере на примере этих самых местных жителей. Провинция Аликанте — тоже юг, хотя и находится с другой стороны полуострова: характеры людей во многом схожи. Это не удивительно, ибо Юг — не один, их много. Мы сейчас говорим не о географии, а о культуре и менталитете.
Почти у каждой страны (и уж точно у каждой империи) есть свой Юг и свой Север. Чем знание различий поможет нам в повседневной жизни? Как минимум, облегчит взаимопонимание: южные грузины, живущие в долине, могут быть ближе по характеру и традициям к андалусийцам (до которых им лететь самолетом пять часов), чем к своим соседям по Кавказу, живущим на севере высоко в горах, до которых они могут легко добраться на лошади за пару часов. А этим самым соседям, «детям северных гор», будет интереснее разговаривать с басками, живущими очень далеко от них, но в похожем климате, чем с соседними «южанами». У Франции тоже есть свой юг и свой север, в России — тоже.
3. Авторитетное мнение:
Хосе Ортега-и-Гассет
Когда пишешь о таких тонких материях, как сознание целого народа, его культурные корни и традиции, поневоле хочется прислониться к какому-нибудь авторитету, причем желательно подобрать такого специалиста, чьи знания южного менталитета не подвергаются сомнению. Нас может выручить Хосе Ортега-и-Гассет, выдающийся философ и писатель прошлого века: мадридский интеллектуал, который учился в Германии и был для всей Испании «совестью нации», хотя и «западником» по убеждениям (он считал, что Испания много теряет, слишком медленно встраиваясь в европейскую жизнь и пренебрегая европейскими ценностями).
Может ли такой человек оказаться специалистом по южному менталитету? Вполне. Надо принять во внимание, что у семьи философа был свой дом в Кордобе, а детские «летние» впечатления иногда важнее всего — ведь именно летом дети свободны для дружбы и новых открытий. После школы Ортегу-и-Гассет ждал лицей в солнечной Малаге, так что мы вполне вправе считать, что наблюдательный Хосе Ортега-и-Гассет неплохо изучил характер южан. Нам пора переходить к конкретике: что такого особенного усмотрел Хосе Ортега-и-Гассет в южном характере.
Может ли такой человек оказаться специалистом по южному менталитету? Вполне. Надо принять во внимание, что у семьи философа был свой дом в Кордобе, а детские «летние» впечатления иногда важнее всего — ведь именно летом дети свободны для дружбы и новых открытий. После школы Ортегу-и-Гассет ждал лицей в солнечной Малаге, так что мы вполне вправе считать, что наблюдательный Хосе Ортега-и-Гассет неплохо изучил характер южан. Нам пора переходить к конкретике: что такого особенного усмотрел Хосе Ортега-и-Гассет в южном характере.
4. Первое отличие: северная целеустремленность против южной расслабленности
Прежде всего философ заметил, что земли и люди Юга полны покоя, неги и приятной расслабленности, тогда как Север (Ортега-и-Гассет сравнивает с Кастильей) — все время насторожен и держится начеку. Действительно, если вы были в Толедо, например, трудно не согласиться с этой точкой зрения. Толедо интригует, завораживает, но расслабиться в городе сложно. Все эти толстые стены, башни и ворота, шлемы и доспехи, бойницы и решетки держат в напряжении, не давая забыть об опасностях, которые сулит внешний мир. Температура осенью и зимой, мягко говоря, бодрящая (мы с женой были в ноябре).
Вокруг все напоминает о воинском и рыцарском прошлом,славном, но довольно беспокойном. Север всегда настороже, готов встретить нападение и сам в него перейти. А южные Андалусия и Аликанте, повидав на своих прекрасных землях десятки разных завоевателей, так и остаются прекрасными землями, с мирно цветущими садами и виноградниками. Это не трусость, а такая особая южная форма признания в качестве приоритета самой жизни, обычной и повседневной, с работой на земле и в садах — перед всем остальным: войной, суетой, карьерой, конкуренцией и прочими вещами, которые северянам кажутся крайне важными. Поэтому северяне Испании считают, что только они одни в стране и работают, однако, это только часть правды — у Юга просто особый ритм жизни.
Вокруг все напоминает о воинском и рыцарском прошлом,славном, но довольно беспокойном. Север всегда настороже, готов встретить нападение и сам в него перейти. А южные Андалусия и Аликанте, повидав на своих прекрасных землях десятки разных завоевателей, так и остаются прекрасными землями, с мирно цветущими садами и виноградниками. Это не трусость, а такая особая южная форма признания в качестве приоритета самой жизни, обычной и повседневной, с работой на земле и в садах — перед всем остальным: войной, суетой, карьерой, конкуренцией и прочими вещами, которые северянам кажутся крайне важными. Поэтому северяне Испании считают, что только они одни в стране и работают, однако, это только часть правды — у Юга просто особый ритм жизни.
Толедо
Мы с женой поселились на юге Комунидад Валенсиано много лет назад, и до сих пор я не могу привыкнуть к тому, что темп жизни здесь другой. Точнее, темп «деловой» жизни совсем другой — просто «жить» вам как раз никто не мешает. Это очень важное, философское отличие Севера и Юга: на севере вы пьете кофе, но делаете это «для чего-то», разговариваете во время кофе с деловым партнером, или это ваш перекур и через пять минут вы вскочите в седло (за руль) и помчитесь решать какие-то важные проблемы. А на Юге — вы просто пьете кофе с друзьями, ради самого кофе, встречи и разговора.
В Москве, в Университете, я, выросший и воспитанный на Севере, однажды «подслушал» телефонный разговор моего приятеля, родом из одной южной республики, с его родителями: сначала он подробно и в деталях выспрашивал у мамы, что она делала вчера, что она готовит сейчас на обед и кто придет обедать домой, как чувствует себя персиковое дерево во дворе — это был очень неспешный разговор с такими подробностями и вопросами, задать которые мне бы и в голову не пришло. Но главное потрясения я испытал, когда, после долгого разговора, он попросил маму передать трубку бабушке и начал задавать ей те же вопросы, только с еще большими деталями. Прожив долгие годы на Юге — я гораздо лучше стал понимать психологию южан.
Ортега-и-Гассет формулирует это так: южане ближе к природе, к «растительному» образу существования. «Приходит в моду Север и все грезят бискайской рудой и астурийским углем» — с иронией пишет Ортега. В моду входят прогресс, войны и оружие, пушки и самолеты. А на Юге не уважают солдат и завоевателей, зато любят тех, кто возделывает землю и ухаживает за своим городом и садом. Вы скажете, а как же воинственные египтяне, римляне и другие южные народы? Ортега ссылается на историков: оказывается, армии южных народов почти целиком состояли из рабов и наемников, а сам народ продолжал мирно трудиться в своих садах. А если завоеватели приходили в Андалусию — через какое-то время они начинали наслаждаться негой Юга и возделывать сады вместе с местными жителями.
В Москве, в Университете, я, выросший и воспитанный на Севере, однажды «подслушал» телефонный разговор моего приятеля, родом из одной южной республики, с его родителями: сначала он подробно и в деталях выспрашивал у мамы, что она делала вчера, что она готовит сейчас на обед и кто придет обедать домой, как чувствует себя персиковое дерево во дворе — это был очень неспешный разговор с такими подробностями и вопросами, задать которые мне бы и в голову не пришло. Но главное потрясения я испытал, когда, после долгого разговора, он попросил маму передать трубку бабушке и начал задавать ей те же вопросы, только с еще большими деталями. Прожив долгие годы на Юге — я гораздо лучше стал понимать психологию южан.
Ортега-и-Гассет формулирует это так: южане ближе к природе, к «растительному» образу существования. «Приходит в моду Север и все грезят бискайской рудой и астурийским углем» — с иронией пишет Ортега. В моду входят прогресс, войны и оружие, пушки и самолеты. А на Юге не уважают солдат и завоевателей, зато любят тех, кто возделывает землю и ухаживает за своим городом и садом. Вы скажете, а как же воинственные египтяне, римляне и другие южные народы? Ортега ссылается на историков: оказывается, армии южных народов почти целиком состояли из рабов и наемников, а сам народ продолжал мирно трудиться в своих садах. А если завоеватели приходили в Андалусию — через какое-то время они начинали наслаждаться негой Юга и возделывать сады вместе с местными жителями.
5. Второе отличие: древняя южная традиция спокойного отношения к разным культурам, слияния и поглощения традиций
Даже война на Юге не слишком жестокая, а итоги войны и вовсе часто какие-то странные: когда грозные кастильцы «победили» арабов и «освободили» часть Валенсии и Андалусии, вы думаете, что всех арабов сразу казнили, посадили в тюрьмы или выслали из страны? Вовсе нет. Да, маврам запретили занимать руководящие посты. Да, имело место давление католической церкви и инквизиции, заставляющих евреев и арабов принимать христианскую веру. Но эти меры и агрессия церкви как раз и возникли по причине того, что кастильские короли не хотели предпринимать никаких агрессивных действий в адрес мавров и евреев, воспринимая их, как часть СВОЕГО народа.
Вместе жили: христиане, мусульмане, евреи, муваллады (испанцы, перешедшие из христианства в мусульманство), мосарабы (испанцы, чувствующие себя в халифатах как дома), мудехары (арабы, считающие себя андалусийцами), мориски (арабы, перешедшие в христианство) и т.д.
По большому счету — южанин Валенсии, Мурсии и Андалусии спокойно относился тогда и относится сейчас ко всем этим религиозным, кастовым, военным и прочим различиям в положении в обществе: живи, работай на земле и наслаждайся — кто бы ты ни был — тогда ты свой. Диктатору Франко (уроженцу Севера) в свое время многие советники нашептывали, как в далекие времена католики кастильским правителям: выделить «настоящих», правильных испанцев и ограничить в правах остальных. Но, как и король пятьсот лет назад, Франко сказал: «Для меня испанец тот, кто проживает на нашей благословенной земле». Похвальная и мудрая традиция.
Вместе жили: христиане, мусульмане, евреи, муваллады (испанцы, перешедшие из христианства в мусульманство), мосарабы (испанцы, чувствующие себя в халифатах как дома), мудехары (арабы, считающие себя андалусийцами), мориски (арабы, перешедшие в христианство) и т.д.
По большому счету — южанин Валенсии, Мурсии и Андалусии спокойно относился тогда и относится сейчас ко всем этим религиозным, кастовым, военным и прочим различиям в положении в обществе: живи, работай на земле и наслаждайся — кто бы ты ни был — тогда ты свой. Диктатору Франко (уроженцу Севера) в свое время многие советники нашептывали, как в далекие времена католики кастильским правителям: выделить «настоящих», правильных испанцев и ограничить в правах остальных. Но, как и король пятьсот лет назад, Франко сказал: «Для меня испанец тот, кто проживает на нашей благословенной земле». Похвальная и мудрая традиция.
Ортега-и-Гассет продолжает плести свою мысль, указывая на уникальную древность земель Андалусии и Леванта Средиземноморья. Для нас, выбравших Испанию, как место для жизни и отдыха, принципиально именно то, что время и опыт воспитали в здешних людях терпимость, толерантность, мультикультурность, умение принять гостей, туристов, иностранцев и визитеров всех мастей и любых национальностей: вы слегка не в ладах с законом — это бывает, любите шумно веселиться — пустяки, и с возрастом это пройдет, любите пустить пыль в глаза и прихвастнуть перед соседями — южанин сам не против безобидных «понтов».
На Юге давно знают все о человеческих слабостях и нашли им объяснение: Фрейды, Марксы и прочие авторитеты наших дней, в сотый раз ищущие «новые» объяснения природы человека и общества — для южан совсем не актуальны. Юг Испании гораздо древнее Греции и Рима. Ортега сравнивает его с древним Китаем: для него хитрая, всезнающая усмешка многоопытного андалусийца очень схожа с доброй и всепрощающей знаменитой китайской улыбкой. Кстати, китайцы тоже удивительно терпимы к чужим религиям и не считают войну главным занятием человека.
На Юге давно знают все о человеческих слабостях и нашли им объяснение: Фрейды, Марксы и прочие авторитеты наших дней, в сотый раз ищущие «новые» объяснения природы человека и общества — для южан совсем не актуальны. Юг Испании гораздо древнее Греции и Рима. Ортега сравнивает его с древним Китаем: для него хитрая, всезнающая усмешка многоопытного андалусийца очень схожа с доброй и всепрощающей знаменитой китайской улыбкой. Кстати, китайцы тоже удивительно терпимы к чужим религиям и не считают войну главным занятием человека.
6. Об умении радоваться простым вещам
Как мы уже сказали, между мечом и мотыгой для южанина нет выбора: он всегда выбирает земледелие. Он вообще ближе к природе, чем северянин. Ортега пишет об этом примерно так: северянин всю жизнь проводит в суете, делах и войнах, стремясь к далекому раю как к награде или трофею, а южанин считает, что он уже живет в раю. Северянин ищет новые ресурсы для достижения своих целей (и постоянно отчаивается, ибо сил у человека мало, а наши желания — бесконечны), южанин — оптимизирует жизнь, уменьшая расходные статьи. Попросту говоря — ленится. Но эта лень — не простая лень, а «та, что надо». Южанин работает много, но в радость, не напрягаясь. А радость он черпает в самых простых вещах: например, в солнце и отличной погоде.
Северянин завидует этому «райскому» образу жизни южанина, своеобразной и томной, ленивой бесконечной протяженности долгих дней и бесконечных ночей. Северянин от всего этого впадает в неистовство и совершает распространенную ошибку: он думает, что южанин обязан со всем этим дарованным ему великолепием что-то срочно сделать и как-то распорядиться своими южными «дарами природы». Он ждет от южанина каких-то свершений и прорывов, но ничего не происходит — южанин продолжает просто «жить», как-будто погруженный в глубокий сон, где все едино: труд, отдых, радость. В жизни северянина все эти понятия разобщены: праздник и отдых требуется как-то «завоевать», «заслужить» или хотя бы «купить».
Северянин завидует этому «райскому» образу жизни южанина, своеобразной и томной, ленивой бесконечной протяженности долгих дней и бесконечных ночей. Северянин от всего этого впадает в неистовство и совершает распространенную ошибку: он думает, что южанин обязан со всем этим дарованным ему великолепием что-то срочно сделать и как-то распорядиться своими южными «дарами природы». Он ждет от южанина каких-то свершений и прорывов, но ничего не происходит — южанин продолжает просто «жить», как-будто погруженный в глубокий сон, где все едино: труд, отдых, радость. В жизни северянина все эти понятия разобщены: праздник и отдых требуется как-то «завоевать», «заслужить» или хотя бы «купить».
Однако южанин не покупает радость, а просто впитывает ее порами своей кожи. Да, это такая «растительная» радость, более простая и скромная — южанин ближе к природе, чем ко всему искусственному. Возможно, поэтому на Юге родилось не слишком много талантливых инженеров, но зато много талантливых живописцев: Веласкес, Мурильо, Пикассо.
Нельзя не отметить, что южане — женственны. Суровый и мужественный Север может над этим бесконечно подшучивать, но такова природа южанина — он мягок, плавен, нетороплив, слегка жеманен и любит комфорт, не слишком амбициозен, любит дружескую компанию, вспыхивает быстро, но так же быстро успокаивается. Вы ведь замечали, что женщине не нужны войны. Ей даже не нужен спорт: эмоции и переживания она находит в любви, цветах, в доме и на кухне. Южанин не стесняется своей женственной природы, он любит покрасоваться и всю жизнь готов обустраивать свой маленький мир — домашний рай.
Если вам показалось, что описанный нами характер носит малопривлекательный характер и наш южанин получился ленивым, туповатым, ведущим «растительный» образ жизни, трусливым и женоподобным, то должен вам сказать, что Хосе Ортега-и-Гассет предвидел все эти возможные упреки. Конечно, северянину все может представляться именно таким: поэтому мы и говорим об отличиях двух менталитетов. Нет народов, идей, принципов и черт характера «плохих» или «хороших» — все разные и по-своему хороши. Климат, опыт, знания воспитывают характер народа и создают ту хрупкую ментальность, которая ускользает в наших неточных описаниях и не слишком удачно подобранных словах, но сегодня это все, на что мы с Хосе Ортега-и-Гассетом оказались способны. Юг — древний, опытный, терпимый ко всему иному, томно-расслабленный, никуда не спешащий, производящий вино, оливковое масло, живущий одной жизнью со своей землей и морем, избегающий войн и суеты — такой может открыться вам Юг Испании, если вы решите приехать и познакомиться, и уж вам решать — понравится вам все это или не очень.
Нельзя не отметить, что южане — женственны. Суровый и мужественный Север может над этим бесконечно подшучивать, но такова природа южанина — он мягок, плавен, нетороплив, слегка жеманен и любит комфорт, не слишком амбициозен, любит дружескую компанию, вспыхивает быстро, но так же быстро успокаивается. Вы ведь замечали, что женщине не нужны войны. Ей даже не нужен спорт: эмоции и переживания она находит в любви, цветах, в доме и на кухне. Южанин не стесняется своей женственной природы, он любит покрасоваться и всю жизнь готов обустраивать свой маленький мир — домашний рай.
Если вам показалось, что описанный нами характер носит малопривлекательный характер и наш южанин получился ленивым, туповатым, ведущим «растительный» образ жизни, трусливым и женоподобным, то должен вам сказать, что Хосе Ортега-и-Гассет предвидел все эти возможные упреки. Конечно, северянину все может представляться именно таким: поэтому мы и говорим об отличиях двух менталитетов. Нет народов, идей, принципов и черт характера «плохих» или «хороших» — все разные и по-своему хороши. Климат, опыт, знания воспитывают характер народа и создают ту хрупкую ментальность, которая ускользает в наших неточных описаниях и не слишком удачно подобранных словах, но сегодня это все, на что мы с Хосе Ортега-и-Гассетом оказались способны. Юг — древний, опытный, терпимый ко всему иному, томно-расслабленный, никуда не спешащий, производящий вино, оливковое масло, живущий одной жизнью со своей землей и морем, избегающий войн и суеты — такой может открыться вам Юг Испании, если вы решите приехать и познакомиться, и уж вам решать — понравится вам все это или не очень.
7. Заключение
Разобраться в национальном характере не просто. В утешение нам всем и, следуя нашей традиции, в заключении вспоминать о чем-то забавном, скажу, что это не просто и для самих испанцев. Иначе не стоял бы такой хохот в залах при просмотре фильма «Восемь баскских фамилий», и фильм не стал бы рекордсменом проката. Фильм собрал почти столько же денег в Испании, сколько «Аватар», хотя на его производство затратили ровно в сто раз меньше денег (три миллиона против трехсот миллионов бюджета «Аватара»). Вкратце сюжет выглядит так: в Севилье избалованный и томный красавчик-южанин влюбляется в заносчивую и прямолинейную басконку и едет за ней через всю Испанию в Страну Басков. Не все шутки нам понятны, но уморительно наблюдать, как расслабленный и гламурный андалусиец пытается казаться «своим парнем» в мире суровых северян.
Фильм отлично иллюстрирует то, о чем мы вели сегодня наш разговор: есть не одна, а, по крайней мере, две Испании: Юг и Север. А на самом деле, гораздо больше — ибо Испания такая страна, в которой каждый народ и даже каждая деревня гордятся именно своей историей и своими традициями. Если вам повезет, и вы поселитесь на юге Испании — вам откроется иной темп жизни, иная мудрость и иное течение времени. Да, здесь все медленно, никто никуда не торопится, есть и коррупция, и воровство, но у южного образа жизни есть и масса достоинств, которые, вполне возможно, придутся вам по душе. А если вы выберете Север, вместе с купленным вами домом или апартаментами, вы приобретете и все достоинства черт северных провинций Испании: целеустремленность каталонцев, деловитость басков и древнюю рассудительность арагонцев. Слава Богу, сейчас есть все возможности для выбора, и этот выбор, как всегда, остается за вами.
Фильм отлично иллюстрирует то, о чем мы вели сегодня наш разговор: есть не одна, а, по крайней мере, две Испании: Юг и Север. А на самом деле, гораздо больше — ибо Испания такая страна, в которой каждый народ и даже каждая деревня гордятся именно своей историей и своими традициями. Если вам повезет, и вы поселитесь на юге Испании — вам откроется иной темп жизни, иная мудрость и иное течение времени. Да, здесь все медленно, никто никуда не торопится, есть и коррупция, и воровство, но у южного образа жизни есть и масса достоинств, которые, вполне возможно, придутся вам по душе. А если вы выберете Север, вместе с купленным вами домом или апартаментами, вы приобретете и все достоинства черт северных провинций Испании: целеустремленность каталонцев, деловитость басков и древнюю рассудительность арагонцев. Слава Богу, сейчас есть все возможности для выбора, и этот выбор, как всегда, остается за вами.
Также рекомендуем к прочтению:
Кто такие испанцы — особенности нацхарактера. Почему русским хорошо в Испании
Что на самом деле скрыто за понятием «испанского национального характера»
Баски, их уникальный язык и культура. Лучшее из баскской кухни. Белые и красные вина Риохи
Мурсия — старинный испанский город вблизи побережий Коста Бланка и Коста Калида
Малага, Испания — достопримечательности, климат, рейсы и другая информация
Пригороды Аликанте: где купить жилье?
Кто такие испанцы — особенности нацхарактера. Почему русским хорошо в Испании
Что на самом деле скрыто за понятием «испанского национального характера»
Баски, их уникальный язык и культура. Лучшее из баскской кухни. Белые и красные вина Риохи
Мурсия — старинный испанский город вблизи побережий Коста Бланка и Коста Калида
Малага, Испания — достопримечательности, климат, рейсы и другая информация
Пригороды Аликанте: где купить жилье?
Автор статьи - Дмитрий Кесадов.
Об авторе: Дмитрий Кесадов много лет живет в Испании. Имеет образование энолога. Интересуется сам и старается заинтересовать читателей вопросами вина, виноделия, гастрономии, истории и культуры Испании.