С наступлением зимы испанец начинает беречь силы и ресурсы: силы и здоровье нужны ему для того, чтобы пережить суровые холода (температура ведь может опускаться днем до плюс десяти, а ночью почти до нуля — это настоящий вызов для кабальеро), а ресурсы, прежде всего финансовые, — чтобы достойно «зажечь» на новогодних праздниках. После этих самых праздников, опустошенный морально и материально испанец начинает грезить о весне, лете, выигрыше в лотерею, растущей экономике и беспроцентных кредитах. Понятно, что на природу надежд возлагается куда больше: во-первых, приход весны имеет практически стопроцентную вероятность (в отличие от роста экономики, не говоря уже о лотерее), а во-вторых, испанец убежден, что они с природой составляют единое целое, то есть вместе противостоят ужасам зимы и героически дожидаются прихода тепла. Поэтому логичным выглядит выбор пальмы в качестве национального символа: гордая пальма не склоняется перед зимой и с достоинством ожидает прихода весны и лета.
Канадцы выбирают клен, жители центральной Европы — дуб, северяне — елку или, во всяком случае, что-то вечнозеленое и лохматое. Ну а жители субтропиков, средиземноморских стран и Востока однозначно предпочитают в качестве культовых деревьев — оливу и пальму. Оба дерева — символы лета и изобилия Средиземноморья: об оливе мы много писали раньше, сегодня пришла очередь пальмы. Заметим, что выбор хитроумного Востока, как всегда, гораздо практичнее: канадский клен идет на отделку фасадов, из дуба делают мебель и бочки, елка украшает наши дома на Новый Год. Однако, пользу эти деревья принесут лишь один раз и жизненный век их на этом закончится. А вот пальма и оливковое дерево живут очень долго, исправно плодоносят, к тому же очень красивы.
Канадцы выбирают клен, жители центральной Европы — дуб, северяне — елку или, во всяком случае, что-то вечнозеленое и лохматое. Ну а жители субтропиков, средиземноморских стран и Востока однозначно предпочитают в качестве культовых деревьев — оливу и пальму. Оба дерева — символы лета и изобилия Средиземноморья: об оливе мы много писали раньше, сегодня пришла очередь пальмы. Заметим, что выбор хитроумного Востока, как всегда, гораздо практичнее: канадский клен идет на отделку фасадов, из дуба делают мебель и бочки, елка украшает наши дома на Новый Год. Однако, пользу эти деревья принесут лишь один раз и жизненный век их на этом закончится. А вот пальма и оливковое дерево живут очень долго, исправно плодоносят, к тому же очень красивы.
1. Мечты россиянина о пальме
В суровые царские и революционные времена наш человек о пальме не помышлял, жизнь была проще и практичнее: «тонкая рябина» мечтала «перебраться» к надежному и солидному дубу: этот народный идеал был красиво описан в одной известной народной песне. Стихи в ней, правда, не народные и даже не Сергея Есенина. Их написал другой поэт, Иван Суриков.
Однако пальмы тоже не были обижены вниманием:
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
Эти строки принадлежат Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Стихи отличные, однако к этой восточной истории Михаил Юрьевич подошел с позиции сурового и прагматичного северянина. Судьба трех пальм рассказана им как история вопиющей несправедливости: днем караван наслаждался тенью и плодами пальм, а ночью они пошли на растопку. Не разобравшись в южном менталитете, Михаил Юрьевич явно «сгустил краски»: во-первых, трудно себе представить, что жаркой ночью в аравийской пустыне путникам потребовался костер — это почти то же самое, что разжигать камин в аду. Да и сам рассказ больше напоминает русскую историю с елкой («срубил он нашу елочку под самый корешок»), чем восточные сказания, где пальму благодарят за красоту и финики, боготворят и без надобности не рубят. Впрочем, сразу видно, что пальмы для Лермонтова — полная экзотика и просто средство выражения идеи того, что мелковат человек перед лицом божественных созданий Природы: в этом с Михаилом Юрьевичем трудно не согласиться, тем более на страницах заметки, посвященной пальмам.
Однако пальмы тоже не были обижены вниманием:
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
Эти строки принадлежат Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Стихи отличные, однако к этой восточной истории Михаил Юрьевич подошел с позиции сурового и прагматичного северянина. Судьба трех пальм рассказана им как история вопиющей несправедливости: днем караван наслаждался тенью и плодами пальм, а ночью они пошли на растопку. Не разобравшись в южном менталитете, Михаил Юрьевич явно «сгустил краски»: во-первых, трудно себе представить, что жаркой ночью в аравийской пустыне путникам потребовался костер — это почти то же самое, что разжигать камин в аду. Да и сам рассказ больше напоминает русскую историю с елкой («срубил он нашу елочку под самый корешок»), чем восточные сказания, где пальму благодарят за красоту и финики, боготворят и без надобности не рубят. Впрочем, сразу видно, что пальмы для Лермонтова — полная экзотика и просто средство выражения идеи того, что мелковат человек перед лицом божественных созданий Природы: в этом с Михаилом Юрьевичем трудно не согласиться, тем более на страницах заметки, посвященной пальмам.
Впрочем, в советское время (удивительно, но в СССР находилось время и место почти для всего, в том числе и для пальм) пальмы росли везде, где есть теплый субтропический климат (Сочи, Ялта,…) и даже там, где его нет: декоративные пальмы украшали дома отдыха трудящихся. Ученый С.Г. Сааков даже опубликовал в 1954 году основательную книгу «Пальмы и их культура в СССР», где очень рекомендовал пальмы как красивые декоративные растения. Приглядевшись к фотографиям тридцатых годов, — на площадях перед Большим Театром и перед Театром Советской Армии вы заметите пальмы, производящие красивое, хотя и несколько странное впечатление.
Много их было также в санаториях и дворцах культуры: если вы внимательно посмотрите советские фильмы, то в интерьерах обнаружите целые пальмовые сады, признаки красоты и благополучия. Например, в новогоднем фильме «Чародеи», если присмотреться, сотрудники научно-исследовательского института «НУиНУ» трудятся прямо-таки в субтропическом саду: пальмы повсюду! На зиму пальмы приходилось убирать в помещение, однако, позднее обнаружились такие виды деревьев, которые хорошо переносили русскую зиму.
В России все-таки «зимние» пальмы не прижились, но я видел и запомнил целые аллеи пальм в австрийской Штирии, где зимы снежные и холодные. Правда, в сильные морозы деревья заботливо укрывают. Надо иметь в виду, что большинство пальм, даже правильных финиковых разновидностей — выглядят в чужом им климате красиво, но плодов не дают. Все-таки, финиковой пальме нужен теплый климат круглый год. Достоверный источник сообщает, что свои финики у нас были, но в единственном питомнике в стране. Место называлось Кизыл-Атрек (сейчас Этрек), где финиковые пальмы не просто росли, но и плодоносили. Впрочем, это не так уж и удивительно: ведь Этрек находится в Узбекистане, почти на самой границе с Ираном. И есть все основания полагать, что там и находится историческая родина загадочной пальмы.
Много их было также в санаториях и дворцах культуры: если вы внимательно посмотрите советские фильмы, то в интерьерах обнаружите целые пальмовые сады, признаки красоты и благополучия. Например, в новогоднем фильме «Чародеи», если присмотреться, сотрудники научно-исследовательского института «НУиНУ» трудятся прямо-таки в субтропическом саду: пальмы повсюду! На зиму пальмы приходилось убирать в помещение, однако, позднее обнаружились такие виды деревьев, которые хорошо переносили русскую зиму.
В России все-таки «зимние» пальмы не прижились, но я видел и запомнил целые аллеи пальм в австрийской Штирии, где зимы снежные и холодные. Правда, в сильные морозы деревья заботливо укрывают. Надо иметь в виду, что большинство пальм, даже правильных финиковых разновидностей — выглядят в чужом им климате красиво, но плодов не дают. Все-таки, финиковой пальме нужен теплый климат круглый год. Достоверный источник сообщает, что свои финики у нас были, но в единственном питомнике в стране. Место называлось Кизыл-Атрек (сейчас Этрек), где финиковые пальмы не просто росли, но и плодоносили. Впрочем, это не так уж и удивительно: ведь Этрек находится в Узбекистане, почти на самой границе с Ираном. И есть все основания полагать, что там и находится историческая родина загадочной пальмы.
2. История пальмы: путь из древних веков
Пальма — такой же культовый подарок загадочных богов не менее загадочным и очень древним народам, которые принято называть «колыбелью человечества».
Вот как об этом пишет авторитетный ученый Лео Оппенхейм («Древняя Месопотамия»): «В начале четвертого тысячелетия до н.э. в Юго-Западной Азии произошли события, оказавшие большое влияние на историю человечества: один за другим там образовались культурные центры, где…. возник особый образ жизни, называемый «культурой деревень». Далее на пятистах страницах Оппенхейм строго научно, но с некоторым недоумением пишет, что эти центры удивительно похожи (прямо упоминаются злаковые, финиковые пальмы, одомашнивание животных), хотя и разнесены на большие территории. И отмечает, что до этих цивилизаций ничего подобного на земле замечено не было.
А вот как говорят об этом неформальные и альтернативные историки, которым не надо беспокоиться о своем научном авторитете: «Восемь тысяч лет назад в Африке и Азии некими пришельцами, скорее всего инопланетного происхождения, был установлен контакт с местным населением и основаны колонии. Пришельцы принесли новые технологии: обработка металлов, одомашнивание животных, сельское производство. Дань с местного населения пришельцами взималась в виде продуктов питания, в основном, алкоголя: огромную роль играли запасы пива, вина и напитка из фиников. Виноград, злаки, финики и оливковое дерево составили основу хозяйства — люди получили от богов все необходимое: культуру обработки, домашних животных для охраны урожая, храмы для мотивации, царскую власть и писцов для контроля и учета. В утешение и в качестве платы за труд, люди получили от богов религию и вино, ведь работа крестьянина куда тяжелее жизни воина или охотника.
Вот как об этом пишет авторитетный ученый Лео Оппенхейм («Древняя Месопотамия»): «В начале четвертого тысячелетия до н.э. в Юго-Западной Азии произошли события, оказавшие большое влияние на историю человечества: один за другим там образовались культурные центры, где…. возник особый образ жизни, называемый «культурой деревень». Далее на пятистах страницах Оппенхейм строго научно, но с некоторым недоумением пишет, что эти центры удивительно похожи (прямо упоминаются злаковые, финиковые пальмы, одомашнивание животных), хотя и разнесены на большие территории. И отмечает, что до этих цивилизаций ничего подобного на земле замечено не было.
А вот как говорят об этом неформальные и альтернативные историки, которым не надо беспокоиться о своем научном авторитете: «Восемь тысяч лет назад в Африке и Азии некими пришельцами, скорее всего инопланетного происхождения, был установлен контакт с местным населением и основаны колонии. Пришельцы принесли новые технологии: обработка металлов, одомашнивание животных, сельское производство. Дань с местного населения пришельцами взималась в виде продуктов питания, в основном, алкоголя: огромную роль играли запасы пива, вина и напитка из фиников. Виноград, злаки, финики и оливковое дерево составили основу хозяйства — люди получили от богов все необходимое: культуру обработки, домашних животных для охраны урожая, храмы для мотивации, царскую власть и писцов для контроля и учета. В утешение и в качестве платы за труд, люди получили от богов религию и вино, ведь работа крестьянина куда тяжелее жизни воина или охотника.
Итак, шаг за шагом, в северной Африке и районах Персидского залива возникли группы народов, образ жизни которых стал существенно отличаться от других племен (кочевников, охотников и пр.). Эти люди «осели», выбрав лучшие долины и предгорья, и занялись земледелием».
Наблюдательный читатель наверняка уже заметил, к чему автор клонит: как мало эта картина изменилась за последующие восемь тысяч лет. Злаки по-прежнему дают нам пиво и хлеб, виноград — вино, металлы — обслуживают прогресс, жрецы — продают старый и новый «опиум для народа», а правители летают на частных самолетах. Вроде бы все выглядит по-другому, но по сути, — жизнь человека мало изменилась.
Пальма стоит в этом ряду событий очень важным элементом. Сейчас финики немного потеряли в своем значении, но когда-то служили основой питания, валютой и сырьем для вина.
Из этих земель и времен пальма начала свою экспансию по всему Средиземноморью, а потом и по всему миру — как символ юга, лета и отдыха.
Наблюдательный читатель наверняка уже заметил, к чему автор клонит: как мало эта картина изменилась за последующие восемь тысяч лет. Злаки по-прежнему дают нам пиво и хлеб, виноград — вино, металлы — обслуживают прогресс, жрецы — продают старый и новый «опиум для народа», а правители летают на частных самолетах. Вроде бы все выглядит по-другому, но по сути, — жизнь человека мало изменилась.
Пальма стоит в этом ряду событий очень важным элементом. Сейчас финики немного потеряли в своем значении, но когда-то служили основой питания, валютой и сырьем для вина.
Из этих земель и времен пальма начала свою экспансию по всему Средиземноморью, а потом и по всему миру — как символ юга, лета и отдыха.
3. Эльче — город пальм
Начало ноября в прошлом году в провинции Аликанте выдалось удивительно теплым, и мы с женой и ее подругой решили отметить это мягкое начало зимы поездкой в парк Huerto del Cura в Эльче. Город Эльче, который иногда прямо так и называют «городом пальм», — действительно окружен со всех сторон многочисленными питомниками, которые выращивают в основном именно пальмы. Кроме этого, великое множество их на улице.
А если вы хотите стать специалистом по пальмам в сжатые сроки (это нелегко: в мире существует больше двухсот тысяч разновидностей этого дерева), то вам лучше всего посетить парк Huerto del Cura, прямо в центре города Эльче. Парк небольшой, но впечатляющий: первым упоминанием о нем следует считать продажу в 1846 году участка сеньором Fenoll de Bonet дону Juan Espuche, который в свою очередь отдал его в пользование семье Andres Castano Peral.
А если вы хотите стать специалистом по пальмам в сжатые сроки (это нелегко: в мире существует больше двухсот тысяч разновидностей этого дерева), то вам лучше всего посетить парк Huerto del Cura, прямо в центре города Эльче. Парк небольшой, но впечатляющий: первым упоминанием о нем следует считать продажу в 1846 году участка сеньором Fenoll de Bonet дону Juan Espuche, который в свою очередь отдал его в пользование семье Andres Castano Peral.
Андрес Кастаньо со временем выкупил участок и жил там до самой смерти, а в дальнейшем всем управлял его сын Jose, священник, поэтому участок называли Huerto del Capellan Castano. Потом название сократили до Huerto del Cura. Появившееся слово «cura» отсылает нас к профессии священника Jose Castano: глагол «curar» имеет значение «лечить, наставлять, заботиться» (именно так церковь видит одну из своих основных задач), а в наши дни мы легко обнаружим этот корень в словах «кюре» ( католический священник), «куратор» ( тот, кто направляет и заботится) и даже «маникюр» (забота о ногтях).
В самом саду некоторые деревья и кактусы производят впечатление настолько древних, что они вполне могли быть посажены задолго до той цепочки купли-продаж, которую я описал: все испанские города и сады стоят на руинах более древних римских и арабских городов и парков. Вообще, в Huerto del Cura как-то особенно ясно осознаешь, что люди живут в этом месте очень давно.
Другой вопрос — откуда в саду появлялись новые, более молодые растения. Многие из них — из Мексики, Аргентины, Австралии и других краев, хотя и очень далеких от Испании, но сходных по климатическим условиям.
Если вы привыкли к огромным сафари и заповедникам, парк покажется вам слишком маленьким, однако в этом и его очарование: прежде всего это частный дом и сад, где священник Кастаньо обустроил часовню, а его дети жили и работали в саду. Обязательным для туристов является фотографирование пальмы с разветвляющимся на семь побегов стволом, Palmera Imperial, названной в честь императрицы Австрии Сисси, побывавшей в парке в 1894 году.
В самом саду некоторые деревья и кактусы производят впечатление настолько древних, что они вполне могли быть посажены задолго до той цепочки купли-продаж, которую я описал: все испанские города и сады стоят на руинах более древних римских и арабских городов и парков. Вообще, в Huerto del Cura как-то особенно ясно осознаешь, что люди живут в этом месте очень давно.
Другой вопрос — откуда в саду появлялись новые, более молодые растения. Многие из них — из Мексики, Аргентины, Австралии и других краев, хотя и очень далеких от Испании, но сходных по климатическим условиям.
Если вы привыкли к огромным сафари и заповедникам, парк покажется вам слишком маленьким, однако в этом и его очарование: прежде всего это частный дом и сад, где священник Кастаньо обустроил часовню, а его дети жили и работали в саду. Обязательным для туристов является фотографирование пальмы с разветвляющимся на семь побегов стволом, Palmera Imperial, названной в честь императрицы Австрии Сисси, побывавшей в парке в 1894 году.
Императорская пальма в Huerto del Cura
В общем, если вы любите природу — вам обязательно надо прогуляться по этому саду, но, даже если вы не в состоянии отличить корень пастернака от обычной морковки и путаете турнепс с редиской, — и для вас найдется повод провести пару часов в Puerto del Cura: например, сводить туда детей, обдумать в тишине запутавшиеся личные дела или просто купить фиников и финиковый ликер.
И еще: там можно посмотреть скульптуру Дамы из Эльче, о которой чуть ниже.
И еще: там можно посмотреть скульптуру Дамы из Эльче, о которой чуть ниже.
4. Дама из Эльче
Это самый известный памятник цивилизации иберов, от которой мало что сохранилось. Найден он был в Эльче в 1897 году, а «потерялся» несколько тысяч лет назад. Французский архитектор Pierre Paris сразу верно оценил находку, выкупил ее за условные две копейки и успешно перепродал Лувру, получив неплохую выгоду и, что гораздо важнее, войдя в историю средиземноморской археологии и культуры. Я думаю, сыграло большую роль, что в те годы связи между провинцией Аликанте и Францией были самые тесные: французы покупали здешний виноград на основе эксклюзивного контракта, восполняя свои запасы, уничтоженные филоксерой. Корабли курсировали между Аликанте и французскими портами один за другим: помимо вина, была организована взаимовыгодная и бойкая торговля всем подряд.
Французские деньги текли в Аликанте и Эльче рекой. «Смыло» этим денежным потоком во Францию и Даму из Эльче. Однако, уже перед самой войной, Франко сумел договориться и вернуть статую на родину путем культурного обмена (подробности мне разузнать не удалось, но пишут, что за Даму пришлось отдать несколько объектов, имеющих культурную ценность для французов). Правда, в Эльче оригинал не вернулся, он был помещен сначала в Музей Прадо, а сейчас находится в Археологическом музее Мадрида. Так что в Huerto del Cura вы увидите хорошую копию (плохую копию можно купить в любом сувенирном магазине).
Французские деньги текли в Аликанте и Эльче рекой. «Смыло» этим денежным потоком во Францию и Даму из Эльче. Однако, уже перед самой войной, Франко сумел договориться и вернуть статую на родину путем культурного обмена (подробности мне разузнать не удалось, но пишут, что за Даму пришлось отдать несколько объектов, имеющих культурную ценность для французов). Правда, в Эльче оригинал не вернулся, он был помещен сначала в Музей Прадо, а сейчас находится в Археологическом музее Мадрида. Так что в Huerto del Cura вы увидите хорошую копию (плохую копию можно купить в любом сувенирном магазине).
Дама из Эльче
Иберы — довольно загадочный народ, насчет происхождения которого есть множество версий. А «Дама из Эльче» стала знаменитой ввиду того, что воплощает эту самую загадочность в полной мере. Тайны тут начинаются с самого начала: во-первых, не все наблюдатели и специалисты уверены, что перед нами девушка, возможно, что и юноша. Вот что пишет в своем романе « 62. Модель для сборки» аргентинский писатель Хулио Кортасар: « Элен — …дама из Эльче, юноша из Эльче, холодная, хитрая,…учтивая жестокость инфанты, … дыхание мрамора», — у Кортасара там еще много интересного, но мы это сегодня вынуждены будем пропустить.
Статуя действительно завораживает сочетанием царственности и простоты. От нее исходит ощущение опасности и скрытой угрозы, делающее ее особенно притягательной для поэтов и художников. В Даме из Эльче исследователи видят жрицу-предсказательницу, возможно, использующую для гадания человеческие жертвы. Многие находят сходство статуи с богинями Иштар и Танит, подаривших миру образы богинь красивых и жестоких одновременно. Упоминают еще финикийскую богиню Астарту, но это все та же Иштар, входящая в число самых первых богов, богиня женственности и власти.
У Кортасара есть в романе интересное описание особых кукол, в которые их изобретатель вкладывал предметы-загадки (что-то вроде киндер-сюрприза для взрослых): удивительно, но и в статуе Дамы из Эльче есть специальное и не совсем понятное углубление. Возможно, оно имеет ритуальное значение (место для урны с прахом), но возможны и другие варианты: резонатор для голоса или тайник для чего-то ценного. Во всяком случае, с первого взгляда ясно, что такие понятия как «ясность» или «простота» с этой дамой ничего общего не имеют: начиная с попыток объяснить ее наряд и необычные украшения на голове и заканчивая стараниями расшифровать то послание, которое ее создатель адресует нам как потомкам. Мой дед в таких случаях говорил: «Дело ясное, что дело темное». Однако красота статуи не вызывает сомнений.
Статуя действительно завораживает сочетанием царственности и простоты. От нее исходит ощущение опасности и скрытой угрозы, делающее ее особенно притягательной для поэтов и художников. В Даме из Эльче исследователи видят жрицу-предсказательницу, возможно, использующую для гадания человеческие жертвы. Многие находят сходство статуи с богинями Иштар и Танит, подаривших миру образы богинь красивых и жестоких одновременно. Упоминают еще финикийскую богиню Астарту, но это все та же Иштар, входящая в число самых первых богов, богиня женственности и власти.
У Кортасара есть в романе интересное описание особых кукол, в которые их изобретатель вкладывал предметы-загадки (что-то вроде киндер-сюрприза для взрослых): удивительно, но и в статуе Дамы из Эльче есть специальное и не совсем понятное углубление. Возможно, оно имеет ритуальное значение (место для урны с прахом), но возможны и другие варианты: резонатор для голоса или тайник для чего-то ценного. Во всяком случае, с первого взгляда ясно, что такие понятия как «ясность» или «простота» с этой дамой ничего общего не имеют: начиная с попыток объяснить ее наряд и необычные украшения на голове и заканчивая стараниями расшифровать то послание, которое ее создатель адресует нам как потомкам. Мой дед в таких случаях говорил: «Дело ясное, что дело темное». Однако красота статуи не вызывает сомнений.
5. Пальмы и верба. Domingo de Ramos
Речь в этой главе пойдет о традиции, точнее о празднике, известном нам как Вербное Воскресенье. Дело в том, что, пока советские ученые, ведомые товарищем Сааковым, не привили россиянам любовь к тропическим растениям, — простым русским людям приходилось обходиться без пальм, и верба оказалась самым подходящим деревом. Впрочем, давайте вернемся к пальмам: Эльче — особый город не только тем, что в нем растет много пальм, он также знаменит не совсем обычным их использованием. Пальмовые листья с давних пор служили людям, помогая им выказывать уважение и почет лучшим из сограждан: египтяне оборачивали в них мумии знатных и богатых, греки приветствовали ими победителей соревнований и судебных процессов.
Неудивительно, что вошедшего в Иерусалим Христа (точнее, въехавшего на ослице) приветствовали пальмовыми листьями, устилавшими дорогу перед сыном Божьим, умеющим исцелять и врачевать. В Эльче есть традиция особой подготовки к Пасхе и особенно к Domingo de Ramos, (дословно «Воскресенье веток»), дню, который у нас называется Вербным Воскресеньем. Пальмы в питомниках Эльче заранее укрывают от солнца, чтобы спрятать листья от солнечных лучей ( процесс фотосинтеза не запускается и ветки остаются белыми).
Их заплетают, делают из них фигуры и целые композиции — на вид напоминает что-то вроде золотистых плетеных изделий из нашей соломы, только гораздо затейливее. Традиция использовать белые листья не очень древняя и не совсем понятная: говорят, что сыграло роль особое значение белого цвета как символа чистоты и божественной природы Христа: люди выходили его встречать в белых одеждах, сам Христос был в белом и я заметил, что многие художники даже ослицу, на которой сидел Христос, изображают белой. Как бы то ни было, к этому искусству плетения пальмовых листьев в Эльче относятся очень серьезно — им занимаются профессиональные художники и мастерские, а в числе заказчиков — Папа Римский и королевская семья Испании.
Их заплетают, делают из них фигуры и целые композиции — на вид напоминает что-то вроде золотистых плетеных изделий из нашей соломы, только гораздо затейливее. Традиция использовать белые листья не очень древняя и не совсем понятная: говорят, что сыграло роль особое значение белого цвета как символа чистоты и божественной природы Христа: люди выходили его встречать в белых одеждах, сам Христос был в белом и я заметил, что многие художники даже ослицу, на которой сидел Христос, изображают белой. Как бы то ни было, к этому искусству плетения пальмовых листьев в Эльче относятся очень серьезно — им занимаются профессиональные художники и мастерские, а в числе заказчиков — Папа Римский и королевская семья Испании.
6. Завершение
Вам может показаться, что пальма живет в Испании как в раю, однако существование дерева вовсе не безоблачно. Время от времени пальмы пожираются жуками, прибывающими из чужих земель вместе с саженцами (местные садоводы грешат на египетские пальмы). Особенно страдают от жуков «сладкие» финиковые виды пальм. Вырубаются пальмы и самим человеком: когда их корневые системы разрушают дорожное покрытие.
Удивительно не это, а упорство, с которым местные строители и садовники (давно и прекрасно все знающие о корневой системе пальм) продолжают высаживать целые аллеи пальм. Причем не только вдоль дорог (я много раз встречал дорожный асфальт, сильно пострадавший от корней пальм), но и в центре городов: как, например, на знаменитой набережной Аликанте. Испанцы регулярно и терпеливо ремонтируют дорогое мраморное покрытие своего лучшего променада, постоянно обсуждают в прессе необходимость заменить пальмы другими деревьями и… — абсолютно ничего не происходит: пальмы остаются на своем месте. Ибо, пальмы для Юга и для всей Испании — давно уже не просто источник фиников, а надежный друг, символ вечного солнца, особое растение, у которого даже ствол не просто ствол, а особое «оперенье» из листьев.
Удивительно не это, а упорство, с которым местные строители и садовники (давно и прекрасно все знающие о корневой системе пальм) продолжают высаживать целые аллеи пальм. Причем не только вдоль дорог (я много раз встречал дорожный асфальт, сильно пострадавший от корней пальм), но и в центре городов: как, например, на знаменитой набережной Аликанте. Испанцы регулярно и терпеливо ремонтируют дорогое мраморное покрытие своего лучшего променада, постоянно обсуждают в прессе необходимость заменить пальмы другими деревьями и… — абсолютно ничего не происходит: пальмы остаются на своем месте. Ибо, пальмы для Юга и для всей Испании — давно уже не просто источник фиников, а надежный друг, символ вечного солнца, особое растение, у которого даже ствол не просто ствол, а особое «оперенье» из листьев.
Также рекомендуем к прочтению:
Эльче: пальмы, море, университет. Что стоит знать при планировании отдыха и покупки недвижимости
Аликанте: история города и мозаичной набережной
Как не замёрзнуть в Испании: лайфхаки на зиму
Пасха в Испании: испанские традиции празднования и особенности
Жидкое золото Испании. Все, что вы хотели знать об оливковом масле, и даже больше - в одной статье
Загадка миндаля: орех или "слива"? Интересные факты и испанская миндальная гастрономия
ТОП-5 испанских природных парков для посещения этой весной
Эльче: пальмы, море, университет. Что стоит знать при планировании отдыха и покупки недвижимости
Аликанте: история города и мозаичной набережной
Как не замёрзнуть в Испании: лайфхаки на зиму
Пасха в Испании: испанские традиции празднования и особенности
Жидкое золото Испании. Все, что вы хотели знать об оливковом масле, и даже больше - в одной статье
Загадка миндаля: орех или "слива"? Интересные факты и испанская миндальная гастрономия
ТОП-5 испанских природных парков для посещения этой весной
Автор статьи - Дмитрий Кесадов.
Об авторе: Дмитрий Кесадов много лет живет в Испании. Имеет образование энолога. Интересуется сам и старается заинтересовать читателей вопросами вина, виноделия, гастрономии, истории и культуры Испании.