Информация по разделам
- Введение. Кто главный в Средиземноморье?
- Мир людей Средиземноморья. Исторические гипотезы и культурные «места силы»
- Национальный вопрос. Кем ощущает себя испанец? Испания смотрит на Запад
- Важное отступление: о мигрантах
- Исторические корни: Испания смотрит (оглядывается) на Восток
- Завершение. О связи культур и национальном вопросе
1. Введение.
Кто главный в Средиземноморье?
Вообще-то сначала у меня просто возникла идея написать заметки о сорте винограда syrah или shiraz (сира или шираз). И показать на его примере — как и откуда виноделие проникало в Средиземноморье. А именно, хотелось нарисовать главную артерию и траекторию развития: с Востока в Испанию и дальше, на северо-запад. И еще показать: как оно, наше виноделие, дошло до такой жизни, что главными в нем сейчас являются французы, а не страны родоначальники и патриархи. Конечно, никого уже не удивляет, что вопросы современной истории решаются в кабинетах Парижа, Лондона и Нью-Йорка, причем уже довольно давно (помню из детства: у моей мамы была дорогая серия косметики, название которой я давно забыл, но отлично помню, что на коробках было крупно и гордо написано: Париж-Лондон-Нью Йорк, — именно как знак качества), а Египет, Сирия, Афины и Рим, когда-то главные в мировой истории, сейчас в лучшем случае культурные памятники, развалины которых охраняет Юнеско. Однако в случае с сортами винограда явно видно, что западная Европа (центральная и северная Франция, Англия, Германия) уже не просто диктует условия, но и переписывает историю, абсолютно игнорируя исторические испанские корни многих сортов и традиций. А о более древних источниках с Востока, восточного Леванта — и речи нет.
В общем, мне как-то захотелось подкорректировать свои и ваши впечатления о том, кто «главный» в истории виноделия. А потом тема еще расширилась — ибо пришлось решать вопрос: кто главный в истории Средиземноморья. В каком вообще мире жила и живет современная Испания? Кем должен ощущать себя современный испанец, носителем какой культуры? Белым европейцем или смуглым наследником великого Востока? Ответ на этот вопрос не так очевиден.
Поэтому статью пришлось разделить на две: сегодня сможем поговорить о культурных связях и древних корнях Испании. И уже только в другой раз — о средиземноморских сортах винограда и древнем виноделии.
В общем, мне как-то захотелось подкорректировать свои и ваши впечатления о том, кто «главный» в истории виноделия. А потом тема еще расширилась — ибо пришлось решать вопрос: кто главный в истории Средиземноморья. В каком вообще мире жила и живет современная Испания? Кем должен ощущать себя современный испанец, носителем какой культуры? Белым европейцем или смуглым наследником великого Востока? Ответ на этот вопрос не так очевиден.
Поэтому статью пришлось разделить на две: сегодня сможем поговорить о культурных связях и древних корнях Испании. И уже только в другой раз — о средиземноморских сортах винограда и древнем виноделии.
2. Мир людей Средиземноморья. Исторические гипотезы и культурные «места силы»
Такой страны вы на карте не найдете. География — наука достаточно точная, но связи, существующие между культурами и странами не всегда можно объяснить в географических терминах. Потому что география — это про поверхность земли и путешествия в пространстве, а культура — про идеи и их перемещение во времени. Когда мы имеем в виду такие страны как Испания, Франция, Италия — мы часто подразумеваем Европу, как понятие географическое и культурное.
Однако жители довольно большой части этих стран воспринимают себя (даже если не всегда это осознают) в качестве представителей особой культуры и общности, которую мы можем назвать как «Культура Средиземноморья». В этом смысле жители испанского побережья Средиземного моря: от северной Каталонии до южной Андалусии, — ощущают себя родственниками и людьми единой культуры и с алжирцами, и с марокканцами, и с итальянцами, и с жителями Ливана. Потому что исторический культурный «трафик» был примерно такой: на берега восточного Леванта (Ливия, Турция, Сирия…) пришли люди с Персидского залива и Междуречья, а затем, благодаря финикийскому и крито-микенскому флоту, — все Средиземноморье стало единым регионом.
Бесспорным для историков и интересующихся людей является тот факт, что все основные исторические события последних девяти тысяч лет (примерно с седьмого тысячелетия до Рождения Христа и до семнадцатого века) происходили в Средиземноморье и ближайших окрестностях: это культура так называемых Древнего Мира (Иран, Ассирия, Финикия, Кавказ,…), побережья Африки (Египет, Карфаген), Греции, Италии, юга Франции.
Сначала европейский мир жил наследием римской культуры, потом Возрождение ярко высветило антично-греческие корни, затем археологи и особенно Генрих Шлиман раскопали Трою и Микены и выяснили очевидные восточные корни этих культур. Ну и, наконец, достижения египтологии и современной археологии указали нам на еще более древние восточные корни. Общим здесь является одно: все центры этих многоликих культур находятся в Средиземноморье, пусть и на трех разных континентах (Европа, Азия и Африка).
Однако жители довольно большой части этих стран воспринимают себя (даже если не всегда это осознают) в качестве представителей особой культуры и общности, которую мы можем назвать как «Культура Средиземноморья». В этом смысле жители испанского побережья Средиземного моря: от северной Каталонии до южной Андалусии, — ощущают себя родственниками и людьми единой культуры и с алжирцами, и с марокканцами, и с итальянцами, и с жителями Ливана. Потому что исторический культурный «трафик» был примерно такой: на берега восточного Леванта (Ливия, Турция, Сирия…) пришли люди с Персидского залива и Междуречья, а затем, благодаря финикийскому и крито-микенскому флоту, — все Средиземноморье стало единым регионом.
Бесспорным для историков и интересующихся людей является тот факт, что все основные исторические события последних девяти тысяч лет (примерно с седьмого тысячелетия до Рождения Христа и до семнадцатого века) происходили в Средиземноморье и ближайших окрестностях: это культура так называемых Древнего Мира (Иран, Ассирия, Финикия, Кавказ,…), побережья Африки (Египет, Карфаген), Греции, Италии, юга Франции.
Сначала европейский мир жил наследием римской культуры, потом Возрождение ярко высветило антично-греческие корни, затем археологи и особенно Генрих Шлиман раскопали Трою и Микены и выяснили очевидные восточные корни этих культур. Ну и, наконец, достижения египтологии и современной археологии указали нам на еще более древние восточные корни. Общим здесь является одно: все центры этих многоликих культур находятся в Средиземноморье, пусть и на трех разных континентах (Европа, Азия и Африка).
Древний римский акведук в Сеговии
Алфавит, культура виноделия, обработка металлов, построение городов, сельскохозяйственная культура, оливковое производство, кораблестроение, торговый обмен — вот основные достижения этих культур. Вы спросите: разве человечество раньше жило иначе? Есть мнение, что в далекой древности были другие парадигмы: кочевой образ жизни, свободные племена, охота, союз с лошадьми, военные конфликты. Однако «средиземноморские ценности» стали главными, долгое время доминировали и во многом актуальны и сейчас. Причем даже в тех отраслях, где это уже не кажется очевидным: например (несмотря на железные дороги, воздушные перелеты и прочие новейшие средства передвижения) объем грузовых перевозок морем бьет все показатели и численность мирового торгового флота растет год от года. Хотя центр мирового влияния и сместился к Атлантическому океану, соединяющему Америку, Англию и Францию как наиболее влиятельные страны последних двух веков, но развитие мира идет все по той же «финикийской парадигме». Основные черты ее таковы: транснациональная торговля, международные торговые альянсы, экономические методы ведения войны, приоритет морской торговли, вино, пиво, оливковое масло и злаковые в качестве основ питания и корней культуры.
Средиземноморская общность сложилась во многом на почве достижений кораблестроения: удивительным образом некоторые культуры (крито-микенская Греция, не очень понятные историкам «народы Севера» и пр.), но особенно финикийцы, — сделали рывок в кораблестроении. Если до них большинство народов рыбачили у берега, сплавляли грузы каботажным флотом (в пределах берега) и редко рисковали выходить в открытое море, ограничиваясь речным судоходством, — то у финикийцев вдруг как-то оказались и военные суда, и торговый флот, и флот для дальних рейсов. Средиземноморье стало для них родным домом, они умели ходить и дальше — через Гибралтар в Атлантику и к берегам Англии. Основные маршруты пролегали от Ливии к берегам Испании, но торговлей было охвачено все Средиземноморье. Знаменитые сейчас испанские Кадис, африканская Картахена, французский Марсель — все это бывшие поселения финикийцев.
В течение многих веков сформировалась особая общность людей — Средиземноморье. С общими богами, с общей культурой (школы, академии, библиотеки) и с обширной торговлей между странами.
Средиземноморская общность сложилась во многом на почве достижений кораблестроения: удивительным образом некоторые культуры (крито-микенская Греция, не очень понятные историкам «народы Севера» и пр.), но особенно финикийцы, — сделали рывок в кораблестроении. Если до них большинство народов рыбачили у берега, сплавляли грузы каботажным флотом (в пределах берега) и редко рисковали выходить в открытое море, ограничиваясь речным судоходством, — то у финикийцев вдруг как-то оказались и военные суда, и торговый флот, и флот для дальних рейсов. Средиземноморье стало для них родным домом, они умели ходить и дальше — через Гибралтар в Атлантику и к берегам Англии. Основные маршруты пролегали от Ливии к берегам Испании, но торговлей было охвачено все Средиземноморье. Знаменитые сейчас испанские Кадис, африканская Картахена, французский Марсель — все это бывшие поселения финикийцев.
В течение многих веков сформировалась особая общность людей — Средиземноморье. С общими богами, с общей культурой (школы, академии, библиотеки) и с обширной торговлей между странами.
3. Национальный вопрос. Кем ощущает себя испанец? Испания смотрит на Запад
Примерно сто лет назад писатель Редьярд Киплинг написал известные строки:
«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень Суд».
Дальше в его балладе идет красивый, но вряд ли правдивый и точно слишком сентиментальный рассказ о том, как представители этих самых двух разных миров старались перещеголять друг друга в благородстве. (У Толстого в «Хаджи Мурате» все было объяснено куда жестче и доходчивее), но именно к этим двум строчкам никаких претензий нет: идея выражена предельно точно и строки заслуженно вошли в список самых известных цитат в истории.
Запад и Восток не только обозначают разные культуры и цивилизации, далекие друг от друга. В некоторых странах, а к ним относятся Испания, Франция, Италия и многие другие — есть «свои» Запад и Восток и они рядом: это понятия не географические, а культурные.
Испания вполне «западная» страна, начиная с тринадцатого века: усиление католического влияния, альянсы с французами, династия Габсбургов (альянс с австрийскими и немецкими знатными фамилиями), ослабление влияния евреев и их последующее изгнание, ослабление арабского влияния и последующее поражение арабов в войнах кастильскими дворянами. Все это вполне можно считать «встраиванием» Испании в общеевропейскую историю. В двадцатом веке самым известным «западником» в Испании был философ Хосе Ортега-и-Гассет, считавший, что Испании следует активизировать контакты с Европой, а той, в свою очередь, с Америкой — молодой культурой: прагматичной и не успевшей погрязнуть в «вечных вопросах».
И надо сказать, что Испания активно сотрудничала с этим новым западным миром. Но в Испании всегда была сильна и другая позиция: назад, к корням, и в каком-то смысле к Востоку. Выразителем такой позиции можно считать Мигеля де Унамуно, которому прагматизм и прочие достижения Европы и Америки совсем не нравились и он призывал назад: к Дон Кихоту, и еще дальше — к индивидуализму и мистицизму, к восточным корням христианства. Философ О.А. Матвейчев пишет, что главный испанский роман содержит это раздвоение характера испанца: Санчо Панса воплощает прагматичный западный тип, а идальго Дон Кихот — тип индивидуалиста, идеалиста и мистика, ищущего свои древние корни. Да и самого Мигеля Сервантеса многие ученые считают марраном, евреем, перешедшим в христианство по принуждению, человеком древней восточной культуры, надевшим «западную» маску.
«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень Суд».
Дальше в его балладе идет красивый, но вряд ли правдивый и точно слишком сентиментальный рассказ о том, как представители этих самых двух разных миров старались перещеголять друг друга в благородстве. (У Толстого в «Хаджи Мурате» все было объяснено куда жестче и доходчивее), но именно к этим двум строчкам никаких претензий нет: идея выражена предельно точно и строки заслуженно вошли в список самых известных цитат в истории.
Запад и Восток не только обозначают разные культуры и цивилизации, далекие друг от друга. В некоторых странах, а к ним относятся Испания, Франция, Италия и многие другие — есть «свои» Запад и Восток и они рядом: это понятия не географические, а культурные.
Испания вполне «западная» страна, начиная с тринадцатого века: усиление католического влияния, альянсы с французами, династия Габсбургов (альянс с австрийскими и немецкими знатными фамилиями), ослабление влияния евреев и их последующее изгнание, ослабление арабского влияния и последующее поражение арабов в войнах кастильскими дворянами. Все это вполне можно считать «встраиванием» Испании в общеевропейскую историю. В двадцатом веке самым известным «западником» в Испании был философ Хосе Ортега-и-Гассет, считавший, что Испании следует активизировать контакты с Европой, а той, в свою очередь, с Америкой — молодой культурой: прагматичной и не успевшей погрязнуть в «вечных вопросах».
И надо сказать, что Испания активно сотрудничала с этим новым западным миром. Но в Испании всегда была сильна и другая позиция: назад, к корням, и в каком-то смысле к Востоку. Выразителем такой позиции можно считать Мигеля де Унамуно, которому прагматизм и прочие достижения Европы и Америки совсем не нравились и он призывал назад: к Дон Кихоту, и еще дальше — к индивидуализму и мистицизму, к восточным корням христианства. Философ О.А. Матвейчев пишет, что главный испанский роман содержит это раздвоение характера испанца: Санчо Панса воплощает прагматичный западный тип, а идальго Дон Кихот — тип индивидуалиста, идеалиста и мистика, ищущего свои древние корни. Да и самого Мигеля Сервантеса многие ученые считают марраном, евреем, перешедшим в христианство по принуждению, человеком древней восточной культуры, надевшим «западную» маску.
4. Важное отступление от темы: о мигрантах
Коснемся довольно острой современной темы мигрантов, приезжающих в Испанию и Европу. Сейчас популярна такая точка зрения: «нечего мигрантам из Африки и Азии делать в Европе». И еще вторая, тоже очень важная претензия к испанским властям: «Меня, русского (подразумевается: белого человека, европейца, с двумя высшими образованиями и пр.) заставляют с трудом получать резиденцию, пересдавать водительские права, подтверждать диплом об образовании и пр. А марокканцы или алжирцы (подразумевается: какие-то странные люди с другого континента с сомнительной репутацией) — без проблем и с легкостью все это в Испании получают». Таков довольно распространенный взгляд белых славян из центральной и северной части Европы. Мы привыкли считать себя частью Европы, «белой костью» и все такое. И испанцев считаем людьми родственной культуры, числим их «своими», проходящими по нашему разряду.
Отчасти это так: Испания вполне европейская страна, вступившая в Еврозону, принявшая евро и, кстати, дорого заплатившая за это решение. Однако, Испания и много получила взамен: открытые границы, экономическая стабильность и перспектива стать «пенсионным раем» для всей Европы — чем плохо?
Но кто ближе сердцу испанца — это очень сложный вопрос.
Отчасти это так: Испания вполне европейская страна, вступившая в Еврозону, принявшая евро и, кстати, дорого заплатившая за это решение. Однако, Испания и много получила взамен: открытые границы, экономическая стабильность и перспектива стать «пенсионным раем» для всей Европы — чем плохо?
Но кто ближе сердцу испанца — это очень сложный вопрос.
Церковь Сант Рома в Ллорет-де-Мар
На эти мысли меня натолкнул недавний разговор за ужином: мы с женой были в ресторане нашего приятеля, итальянца Клаудио, давно живущего и работающего в Испании. Его сын с южным красноречием и пылкостью (со стороны могло показаться, что решается вопрос его жизни или смерти) рассказал нам о том, что хочет попробовать работать самостоятельно и сейчас обдумывает место для будущего ресторана. Он хвалил Марокко, обсуждал перспективы Андалусии (Кадис, Малага), присматривался к Алжиру. Я заметил ему, что все его варианты вертятся «вокруг да около» так называемого Средиземноморского Леванта, и почему бы ему не присмотреться, например, к Норвегии, Дании, Германии. На что он просто сказал, что страны и люди Средиземноморья ему понятны, а про тех, что живут западнее и севернее — он ничего определенного сказать не может. И тем более не готов жить там и работать.
И тут нам самое время вспомнить то, с чего мы начали: Испания — часть древнего, очень древнего сообщества, которому больше 5000 лет (насколько больше — никто не знает) и которое мы назвали сообществом «народов Средиземноморья». Их предки пришли из Персидского залива, Ирана, Финикии, Африки. И дело даже вовсе не в том, что арабский Халифат контролировал иберийский полуостров в седьмом веке — это завоевание скорее всего и стало возможным и прошло так легко потому, что участвующие в войне с обеих сторон народы имели множество родственных связей. Так называемые «марокканцы», «румыны», жители Туниса, армяне, евреи и многие другие — куда ближе и понятнее (на родовом, подсознательном уровне) испанцам, чем мы, загадочные славяне, пришедшие с далекого Севера, где половина страны живет, месяцами не видя Солнца.
Кстати, марокканцев и румын мы тоже оцениваем абсолютно неправильно, — по маргинальным представителям их наций (в каждом обществе и в каждой стране есть слои с разным уровнем культуры). На самом деле, эти народы имеют древнюю культуру, свою образованную прослойку интеллигенции, отличные способности к языкам, врожденные навыки торговли и социальной адаптации, большую трудоспособность. И как же вы не пустите в свою страну родственников, которые приплыли к вам на кораблях пять тысяч лет назад, построили ваши города, подарили вам виноградарство и культуру оливковых деревьев, научили вас читать и писать? Ведь именно финикийцы, арабы, евреи, карфагеняне, генуэзские купцы — настоящие учителя и патриоты Испании. Они приплывали и многие оставались. Да, были ссоры, изгнания, но это все по-родственному. Любой историк вам скажет, что испанцы давно раскаялись (официально тоже) в изгнании и травле евреев, а также подтвердит то, что никаких гонений на арабов после победы Кастилии не было. Все было вполне тихо и мирно, ничего похожего на Освенцим, хотя времена были жестокие. Правление Габсбургов, влияние кастильской знати (точнее, их головокружение от успехов) способствовало переносу центров торговли в Атлантику.
И тут нам самое время вспомнить то, с чего мы начали: Испания — часть древнего, очень древнего сообщества, которому больше 5000 лет (насколько больше — никто не знает) и которое мы назвали сообществом «народов Средиземноморья». Их предки пришли из Персидского залива, Ирана, Финикии, Африки. И дело даже вовсе не в том, что арабский Халифат контролировал иберийский полуостров в седьмом веке — это завоевание скорее всего и стало возможным и прошло так легко потому, что участвующие в войне с обеих сторон народы имели множество родственных связей. Так называемые «марокканцы», «румыны», жители Туниса, армяне, евреи и многие другие — куда ближе и понятнее (на родовом, подсознательном уровне) испанцам, чем мы, загадочные славяне, пришедшие с далекого Севера, где половина страны живет, месяцами не видя Солнца.
Кстати, марокканцев и румын мы тоже оцениваем абсолютно неправильно, — по маргинальным представителям их наций (в каждом обществе и в каждой стране есть слои с разным уровнем культуры). На самом деле, эти народы имеют древнюю культуру, свою образованную прослойку интеллигенции, отличные способности к языкам, врожденные навыки торговли и социальной адаптации, большую трудоспособность. И как же вы не пустите в свою страну родственников, которые приплыли к вам на кораблях пять тысяч лет назад, построили ваши города, подарили вам виноградарство и культуру оливковых деревьев, научили вас читать и писать? Ведь именно финикийцы, арабы, евреи, карфагеняне, генуэзские купцы — настоящие учителя и патриоты Испании. Они приплывали и многие оставались. Да, были ссоры, изгнания, но это все по-родственному. Любой историк вам скажет, что испанцы давно раскаялись (официально тоже) в изгнании и травле евреев, а также подтвердит то, что никаких гонений на арабов после победы Кастилии не было. Все было вполне тихо и мирно, ничего похожего на Освенцим, хотя времена были жестокие. Правление Габсбургов, влияние кастильской знати (точнее, их головокружение от успехов) способствовало переносу центров торговли в Атлантику.
Парк Гуэль в Барселоне
Средиземноморский мир уступил первенство Атлантическому блоку (Англия, Франция, Голландия) и усиливавшемуся постепенно влиянию Нового Света. Однако, если взглянуть поглубже: на чьи деньги были совершены корабельные экспедиции Колумба и других мореплавателей? Кто наладил последующую работорговлю из Африки в Америку? Кто профинансировал «голландское экономическое чудо» шестнадцатого века и как в относительно бедной стране вдруг появился самый большой в Европе торговый флот? Все эти вопросы решались в домах уважаемых семей Генуи, Константинополя и Севильи, а за столами сидели потомки древних восточно-средиземноморских фамилий, веками торговавших со всем миром.
В Европе только начали «наживать капиталец» (причем очень немногие), а на Востоке тысячи семей уже обладали «несметными богатствами». Чувствуете разницу?
В Европе только начали «наживать капиталец» (причем очень немногие), а на Востоке тысячи семей уже обладали «несметными богатствами». Чувствуете разницу?
5. Исторические корни: Испания смотрит (оглядывается) на Восток
Здесь, в Средиземноморье на каждом шагу «восточный след». Археологические раскопки в Картахене и Кадисе, претендующие быть самыми древними городами Испании, ведутся постоянно и довольно успешны. В том смысле, что обнаружены и потихоньку раскапываются многочисленные строения времен римской империи. Например, раскопаны несколько «римских заготовительных баз»: они работали как многостаночные, широкопрофильные промышленные зоны. В основном обрабатывали виноград и делали вино, но не только: выдержанный римский рыбный соус гарум, оливковое масло и многое другое. В общем, бизнес велся масштабно, имелась диверсификация производства и принимались меры по снижению рисков на случай неурожая или войн.
Масштабы римлян поражают, даже без скидок на прошедшие века.
Например, в начале двухтысячных годов было обнаружено судно римлян, затонувшее в 1,6 километрах от Аликанте. Предположительно судно шло из Кадиса к берегам Италии. На нем был гарум (рыбный соус высокой концентрации), в количестве 1200 амфор, почти четыреста тонн. Это только одно затонувшее судно! Известно, что римляне делали несколько видов гарума, но и другие рыбные соусы, например, ими ценилась версия гарума из испанской макрели и соус из сердец тунца.
Недалеко от Барселоны раскопки обнаружили древнее поселение, римский город Baetulo (сейчас Badalona). Там обнаружено множество строений логистического назначения: крупный купец Маркус Порциус (Marcus Porcius) торговал с размахом, имел 2600 метров складов и подсобных помещений, маркировал амфоры личным клеймом и торговал по всему миру (амфоры найдены в окрестностях Парижа и Лондона).
Римляне знали толк в еде, вели колоссальную торговлю и издавали кулинарно-поваренные книги. Все это происходило примерно в нулевой точке отсчета современной истории от рождения Христа. Но еще удивительнее то, что последние раскопки показывают: римский мир не был первой крупной цивилизацией, пришедшей на Пиренеи. Мир до-римский, когда на территории Испании действовал альянс местных иберов и приплывавших финикийцев, имел столь же масштабные (если не большие) производства, склады и торговлю.
Под римскими строениями раскапывают и обнаруживают руины древних поселений, которым больше трех тысяч лет.
Масштабы римлян поражают, даже без скидок на прошедшие века.
Например, в начале двухтысячных годов было обнаружено судно римлян, затонувшее в 1,6 километрах от Аликанте. Предположительно судно шло из Кадиса к берегам Италии. На нем был гарум (рыбный соус высокой концентрации), в количестве 1200 амфор, почти четыреста тонн. Это только одно затонувшее судно! Известно, что римляне делали несколько видов гарума, но и другие рыбные соусы, например, ими ценилась версия гарума из испанской макрели и соус из сердец тунца.
Недалеко от Барселоны раскопки обнаружили древнее поселение, римский город Baetulo (сейчас Badalona). Там обнаружено множество строений логистического назначения: крупный купец Маркус Порциус (Marcus Porcius) торговал с размахом, имел 2600 метров складов и подсобных помещений, маркировал амфоры личным клеймом и торговал по всему миру (амфоры найдены в окрестностях Парижа и Лондона).
Римляне знали толк в еде, вели колоссальную торговлю и издавали кулинарно-поваренные книги. Все это происходило примерно в нулевой точке отсчета современной истории от рождения Христа. Но еще удивительнее то, что последние раскопки показывают: римский мир не был первой крупной цивилизацией, пришедшей на Пиренеи. Мир до-римский, когда на территории Испании действовал альянс местных иберов и приплывавших финикийцев, имел столь же масштабные (если не большие) производства, склады и торговлю.
Под римскими строениями раскапывают и обнаруживают руины древних поселений, которым больше трех тысяч лет.
Например, раскопанное недалеко от Кадиса (Cadiz, Sierra de San Cristobal) поселение финикийцев имело склады и производства, расположенные в своеобразной промышленной зоне (poligono industrial) на территории больше семи гектаров и более 2000 метров строений, в которых добывали и обрабатывали камень, засаливали всевозможные рыбные и морские деликатесы (культура produccion salazones, сохранившаяся до наших дней), делали несколько видов вина, красили ткани в красный цвет при помощи красителей из моллюсков (purpuros, одно из традиционных восточных ремесел Сирии, Ливана и Финикии).
А что ниже, под этими финикийскими строениями? Что было раньше на их месте? К тому же, все больше людей понимают, что Кадис, Марсель, Малага или Картахена — возможно, не самые древние и уж точно не единственные древние поселения. Просто «самые раскопанные». Показательна история раскопок в прекрасном, но гораздо менее известном городе провинции Аликанте — Гуардамаре дель Сегура.
Место La Fonteta начали раскапывать в 1984 году. Предположительно был найден объект религиозно-смешанного назначения: небольшой арабский монастырь с множеством разного рода сопутствующих помещений. Находка интересная, но не сенсационная. Но вот в ходе раскопок обнаружили ниже монастыря руины совсем другого рода: по толщине стен и масштабам фундаментов — речь идет уже о строении колоссальном по размерам и возрасту. Оно старше трех тысяч лет и расположено на территории больше десяти гектаров. Поговаривают уже чуть ли не о самом крупном, возможно, городе Финикии на иберийском полуострове. В 2018 году Испания «благословила» ayuntamiento (мэрию или горисполком) Гуардамара на продолжение раскопок, но уже с совершенно другим бюджетом и куда более амбициозными ожиданиями. Забавно, если туристы и испанцы, проживающие , как они привыкли считать, в глухой деревенской провинции и «глубинке» Испании и Европы, окажутся живущими на территории древней столицы и самой крупной колонии Финикии в Испании и всей средиземноморской Европы. То есть, более- менее случайным образом, вместо скромного и «всего» тысячу лет назад построенного маленького храма-мечети, мы обнаруживаем под ним целый финикийский город на тысячу лет старше: речь идет уже о толстой крепостной стене, территории около десяти гектаров и металлургическом производстве, ни много ни мало. Уже выделен почти миллион евро на раскопки: песчаные почвы красивых дюн Гуардамара отлично сохраняют древности и относительно легко раскапываются. В общем, местные патриоты в моем лице и не только, в союзе с сотрудниками Археологического Музея Гуардамара (аббревиатура которого звучит скромно, но со значением: MAG) надеются, что правительство не зря выделило деньги и нас ждут чудеса и новые открытия. Интересующихся интригующими подробностями этой будущей сенсации я готов снабдить координатами научного реферата Alfredo Gonzales Pratz из Университета Аликанте.
А что ниже, под этими финикийскими строениями? Что было раньше на их месте? К тому же, все больше людей понимают, что Кадис, Марсель, Малага или Картахена — возможно, не самые древние и уж точно не единственные древние поселения. Просто «самые раскопанные». Показательна история раскопок в прекрасном, но гораздо менее известном городе провинции Аликанте — Гуардамаре дель Сегура.
Место La Fonteta начали раскапывать в 1984 году. Предположительно был найден объект религиозно-смешанного назначения: небольшой арабский монастырь с множеством разного рода сопутствующих помещений. Находка интересная, но не сенсационная. Но вот в ходе раскопок обнаружили ниже монастыря руины совсем другого рода: по толщине стен и масштабам фундаментов — речь идет уже о строении колоссальном по размерам и возрасту. Оно старше трех тысяч лет и расположено на территории больше десяти гектаров. Поговаривают уже чуть ли не о самом крупном, возможно, городе Финикии на иберийском полуострове. В 2018 году Испания «благословила» ayuntamiento (мэрию или горисполком) Гуардамара на продолжение раскопок, но уже с совершенно другим бюджетом и куда более амбициозными ожиданиями. Забавно, если туристы и испанцы, проживающие , как они привыкли считать, в глухой деревенской провинции и «глубинке» Испании и Европы, окажутся живущими на территории древней столицы и самой крупной колонии Финикии в Испании и всей средиземноморской Европы. То есть, более- менее случайным образом, вместо скромного и «всего» тысячу лет назад построенного маленького храма-мечети, мы обнаруживаем под ним целый финикийский город на тысячу лет старше: речь идет уже о толстой крепостной стене, территории около десяти гектаров и металлургическом производстве, ни много ни мало. Уже выделен почти миллион евро на раскопки: песчаные почвы красивых дюн Гуардамара отлично сохраняют древности и относительно легко раскапываются. В общем, местные патриоты в моем лице и не только, в союзе с сотрудниками Археологического Музея Гуардамара (аббревиатура которого звучит скромно, но со значением: MAG) надеются, что правительство не зря выделило деньги и нас ждут чудеса и новые открытия. Интересующихся интригующими подробностями этой будущей сенсации я готов снабдить координатами научного реферата Alfredo Gonzales Pratz из Университета Аликанте.
Если вы заметили легкую иронию в моих словах, то она никак не связана со скептическим отношением к самим раскопкам (наоборот, я уверен в их перспективах), а имеет источником тот самый вопрос, который я поставил в самом начале: неужели мы, раскапывая слой за слоем и находя все новые подтверждения того, что история Испании и человечества куда древнее, чем мы думали раньше, и что основной трафик шел с восточного побережья Леванта (Сирия и Ливан) — до сих пор не поняли этого и нам нужны все новые и новые доказательства?
6. Завершение. О связи культур и национальном вопросе
Раньше разделение мира по национальностям, социальным слоям и прочим принадлежностям (к роду, профессии, социальному слою) было более явно выражено: форма одежды, уровень образования, манеры, всевозможные кодексы (чести и правил поведения) резко разделяли определенные группы людей и сразу «выдавали» чужаков и самозванцев. Сейчас мир стал сложнее: ученый-атеист и ревностный католик могут жить в одном доме, одинаково одеваться и здороваться каждое утро, не подозревая о различиях в убеждениях. В некоторых странах это даже приводит к трагическим изменениям: например, сейчас много пишут о проблемах Индии, которая еще пятьдесят лет назад была страной древней культуры, филологов, лингвистов, философов и литераторов, а после прихода Запада и эпохи digital — все в стране занимаются программированием. Оно, может, и неплохо, но уже почти не осталось знатоков древних наук, санскрита и пр. Актуальный вызов истории: обращение людей к своим корням.
Вот и с испанцами не стоит торопиться и причислять их однозначно к семье народов Европы и, тем более, поверхностно судить об этой нации как о «рафинированных» европейцах — половина души испанца и его корней принадлежат Средиземноморской культуре и миру, который, в свою очередь, почти целиком вышел из сложной смеси культур Египта, Финикии, стран хеттов, этрусков, персов и других народов, которым многие историки приписывают общие корни с территорией Персидского залива.
Зачем вообще нам нужен этот разговор сегодня? Для того, чтобы лучше понимать испанский характер и менталитет, его корни. Ведь кроме прагматизма и забот о «хлебе насущном» есть и другие ценности.
Борис Гребенщиков в одной из ранних песен красиво и точно выразил эту мысль:
«Так строй свой бюджет на запасах вина,
Что хранятся в твоих кладовых.
Кормись на тех, кто кормит тебя,
Забудь про всех остальных.
И я мог бы быть таким же, как ты,
И это бы было верней,
Но, чтобы стоять, — я должен держаться корней».
А в наши дни, когда все меняется слишком быстро и у человека возникает опасная иллюзия, что ему подвластно все и он может выбирать (родину, культуру, религию, пол) — надо еще суметь выяснить: где находятся эти самые исторические корни, которых хочется «держаться». Об этом я и попробовал сегодня поговорить.
Вот и с испанцами не стоит торопиться и причислять их однозначно к семье народов Европы и, тем более, поверхностно судить об этой нации как о «рафинированных» европейцах — половина души испанца и его корней принадлежат Средиземноморской культуре и миру, который, в свою очередь, почти целиком вышел из сложной смеси культур Египта, Финикии, стран хеттов, этрусков, персов и других народов, которым многие историки приписывают общие корни с территорией Персидского залива.
Зачем вообще нам нужен этот разговор сегодня? Для того, чтобы лучше понимать испанский характер и менталитет, его корни. Ведь кроме прагматизма и забот о «хлебе насущном» есть и другие ценности.
Борис Гребенщиков в одной из ранних песен красиво и точно выразил эту мысль:
«Так строй свой бюджет на запасах вина,
Что хранятся в твоих кладовых.
Кормись на тех, кто кормит тебя,
Забудь про всех остальных.
И я мог бы быть таким же, как ты,
И это бы было верней,
Но, чтобы стоять, — я должен держаться корней».
А в наши дни, когда все меняется слишком быстро и у человека возникает опасная иллюзия, что ему подвластно все и он может выбирать (родину, культуру, религию, пол) — надо еще суметь выяснить: где находятся эти самые исторические корни, которых хочется «держаться». Об этом я и попробовал сегодня поговорить.
Также рекомендуем к прочтению:
Кто такие испанцы — особенности нацхарактера. Почему русским хорошо в Испании
Менталитет испанцев: основные национальные черты
Что на самом деле скрыто за понятием «испанского национального характера»
Как и на что испанцы тратят деньги?
Барселона: тысячи лет борьбы за самобытность, независимость и процветание. История и современность
Настоящая испанская кухня — какая она? Лучшие традиционные и современные блюда
Колумбов обмен, или что было привезено из Старого Света в Новый: история от подарков до контрабанды
Традиционное и биодинамическое виноделие в Испании. Уход от достижений и ценностей прогресса
Жидкое золото Испании. Все, что вы хотели знать об оливковом масле, и даже больше — в одной статье
Bodegas Marques de Riscal — вино как произведение искусства
Кто такие испанцы — особенности нацхарактера. Почему русским хорошо в Испании
Менталитет испанцев: основные национальные черты
Что на самом деле скрыто за понятием «испанского национального характера»
Как и на что испанцы тратят деньги?
Барселона: тысячи лет борьбы за самобытность, независимость и процветание. История и современность
Настоящая испанская кухня — какая она? Лучшие традиционные и современные блюда
Колумбов обмен, или что было привезено из Старого Света в Новый: история от подарков до контрабанды
Традиционное и биодинамическое виноделие в Испании. Уход от достижений и ценностей прогресса
Жидкое золото Испании. Все, что вы хотели знать об оливковом масле, и даже больше — в одной статье
Bodegas Marques de Riscal — вино как произведение искусства
Автор статьи - Дмитрий Кесадов.
Об авторе: Дмитрий Кесадов много лет живет в Испании. Имеет образование энолога. Интересуется сам и старается заинтересовать читателей вопросами вина, виноделия, гастрономии, истории и культуры Испании.